Замкнутый ребенок. что делать родителям? советы психолога. что делать, если ваш ребенок замкнутый, слишком стеснительный или необщительный

Замкнутый ребенок. что делать родителям? советы психолога

Причины замкнутости

Любая замкнутость ребенка является следствием каких-либо причин, которые привели к такому состоянию. Каковы наиболее типичные причины этого?

Прежде всего, замкнутость может возникнуть вследствие обиды на что-то или огорчения от действий или бездействия взрослых и сверстников. Например, ребенок попытался выразить свои искренние чувства, а в ответ получил насмешки от окружающих сверстников или отсутствие всякой реакции от родителей или учителей. Слишком строгое, а иногда и жестокое наказание за проступок тоже часто приводит к затаенным обидам.

В семьях, где уделяется излишнее внимание к «правильному» поведению ребенка, очень часто к нему предъявляют повышенные требования. Это выражается в том, что в школе он должен иметь только отличные оценки по всем предметам независимо от склонностей к определённым наукам

В спорте от ребенка ждут только громких побед, а в быту его нагружают массой трудновыполнимых обязанностей. Естественно, что любую, неизбежно периодически приходящую, неудачу такие родители моментально перекладывают на плечи их чада, а это только способствовует замкнутости.

В жизни любого человека – и взрослого, и ребенка, — возникают сложные ситуации, которые требуют решения. И вместо того, чтобы научить ребенка сложную проблему делить на ряд простых, взрослые отправляют его самого искать решение. Очень часто дети не могут самостоятельно справиться с этим, что и рождает чувство неполноценности, приводящее к замкнутости.

Тяжелая болезнь ребенка или частая болезненность, болезнь близких и тревога за них — тоже могут стать причинами замкнутости. Потери домашних животных, своих любимцев, в детстве воспринимаются особенно тяжело. Если к этому добавляется непонимание и равнодушие взрослых, то очень часто это приводит к замкнутости.

Любой член семьи, в том числе и ребенок, должен участвовать в семейных делах. Если не спрашивают мнение ребенка или ему не доверяют, то он может ощутить себя ненужным и лишним. Детям свойственно перекладывать это на себя, поэтому неполноценность они проявляют излишней замкнутостью.

Чаще всего родителям замкнутого ребенка сложно самостоятельно разобраться в причинах, поэтому помощь профессионального психолога будет очень кстати.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы.

Моему сыну 2,5 года, а он постоянно конфликтует с детьми: бьет их, не умеет с ними ладить. Что делать.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать садик, ведь все меняется кардинальным образом.Поведение ребенка поначалу пугает родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли он вообще .

Материал для оформления родительского уголка.

В раннем возрасте (до 3 лет) страхи детей обычно связаны с частой непредсказуемостью окружения, частыми переменами в жизни с тем, что ребенок не успевает к этим переменам адаптироваться. Самый пи.

Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойна.

Ваш ребенок кусается- безусловно, это проблема…Ваш ребенок кусается в саду или ,например, в школе развития- это проблема не только для Вас, но и для покусанного ребенка, его родителей и педагогов…Кром.

http://o-krohe.ru/psihologiya/zamknutyj-rebenok/http://www.7ya.ru/article/Neobwitelnyj-rebenok-kak-emu-pomoch-25-sovetov/http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/09/18/chto-delat-esli-vash-rebenok-zamknutyy-slishkom

Что это такое?

Замкнутость – это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего.

Замкнутость очень редко передается по наследству, обычно это приобретенная черта характера. Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов – методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Некоторые врачи – неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости – следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы. Они лишены общения.

Психологи чаще утверждают, что замкнутость формируется в возрасте от 1 года.

В первую очередь, родителям нужно научиться отличать замкнутость от застенчивости. Их часто путают. И чрезмерно стеснительные ребята, и замкнутые почти одинаково реагируют на многие факторы:

  • Они с опаской относятся к незнакомым и малознакомым людям.
  • Болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни.
  • Они беспокойны, подвержены частой смене настроений.

Так в чем же между ними разница? Застенчивый ребенок, несмотря ни на что, стремится к общению, и очень переживает, когда оно не складывается. Замкнутый малыш не общается, потому что не знает, как это, зачем и для чего. Он вообще практически не испытывает потребности в общении. Стеснительного ребенка нужно обучать организации общения, а замкнутого – мотивировать к общению. Пока он сам не захочет вступить в контакт с окружающим миром, сделать это за него не сможет даже армия психологов.

Так как распознать замкнутого ребенка?

Что делать?

Применение силы при решении проблем замкнутости ребенка является наихудшим решением, поэтому нужно проявлять, во-первых, сдержанность, а во-вторых, последовательность. Выработать правильную последовательность самостоятельно может быть очень трудно, поэтому не надо избегать помощи психолога.

Большинство проблем с замкнутостью ребенка – типичны, они уже имеют эффективные решения, а психолог, прежде всего, выявляет и помогает решать типичные проблемы.

  • Замкнутость чаще всего сопровождает интеллектуально развитых людей, поэтому стоит воспринимать ребенка такого, какой он есть и учитывать его способности к самокритике, которые очень смогут помочь во взрослой жизни.
  • При общении с ребенком следует помнить, что у человека два уха и один рот, поэтому слушать мы должны минимум в два раза больше, чем говорить. Нужно давать больше возможности говорить именно ребенку, не давя родительским авторитетом.
  • В разговорах с детьми никогда не говорить, что замкнутость — это серьезная проблема.
  • При общении нужно отмечать, что страхи – это всего лишь неисследованные возможности. После того как человек будет делать страшные для него вещи, они со временем станут обыденными и несущими огромные возможности.
  • Ребенку всегда надо доверять и любые вопросы, касающиеся всей семьи, надо обсуждать совместно.
  • Всегда надо позволять ребенку самореализоваться через рисование, пение, рассказы и другие творческие занятия. Главное – не ограничивать ни в чем.
  • Спокойно рассказывать ребенку о взаимоотношениях с противоположным полом. Отмечать, что поводов для хорошего взаимодействия в общении гораздо больше, чем для конфликта.
  • Когда ребенок напрямую спрашивает о своей проблеме замкнутости не надо стараться обойти этот вопрос, говоря, что такой проблемы нет. Лучше постараться совместно все обсудить, обозначить все страхи и обиды, а также постараться сотрудничать в решении проблем.
  • Похвала за хорошие поступки или наказание за проступки должны следовать незамедлительно, причем ребенок должен четко знать, почему родители действуют именно так.

Главным при решении всех психологических проблем у ребенка все-таки является искренность. Если родители по-настоящему любят своих детей, то они всегда найдут правильный подход и привлекут нужных специалистов.

Второй немаловажный фактор – это своевременность. Любая вовремя невылеченная проблема может перерасти в хроническую форму, с которой бороться будет сложнее. Поэтому надо любить своих детей и всегда помогать им. Поймите, им на самом деле бывает очень трудно!

http://o-krohe.ru/psihologiya/zamknutyj-rebenok/http://www.b17.ru/blog/zamknutyj_riebionok/http://personallife.ru/vospitanie/zamknutyj-rebenok-chto-delat-roditelyam-sovety-psixologa/

Советы психолога

  • Родителям не стоит отчаиваться и полагать, что выхода нет. Замкнутые и некоммуникабельные дети – не приговор. Это стартовая точка для активных действий.
  • Мама и папа должны каждый день показывать личным примером, что общение – это интересно, познавательно, увлекательно и полезно – помогает решать какие-то проблемы. Они должны демонстрировать все это замкнутому ребенку и рассказывать, какие позитивные чувства дарит им общение. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе.
  • Торопить «буку» нельзя. Он сам выберет наилучший момент для начала общения с кем-то. Дергать его и подталкивать к этому – путь неверный. Это может вызвать еще больший уход в себя. Малыш выстроит настоящий железный занавес, поднять который будет очень сложно.
  • Основа успешной коррекции — доброжелательность. Если малыш будет чувствовать ее, проблем с преодолением трудностей в общении у него не возникнет.

В следующем видеоролике можно узнать, что делать, если ребенок необщительный и как ему помочь.

«Я через много лет»

Эта игра используется психологами и для определения причин замкнутости, и для их устранения. Кроме того, она будет полезна и коммуникабельным детям как средство профилактики психологических нарушений.

Попросите ребенка нарисовать себя самого, но через много лет. Внимательно посмотрите на картину – по рисунку замкнутого малыша можно многое понять:

  • Если он изображает свою фигуру очень маленькой и при этом не является младшим в семье, это говорит о недостатке внимания и низкой самооценке.
  • Если фигура большая и занимает почти весь лист, ребенок, вероятно, избалован.
  • Если он нарисовал себя и свою семью, но себя чуть вдалеке от других – малыш испытывает одиночество.
  • Если фигурки мелкие, а нажим на карандаш у ребенка сильный, это может быть признаком повышенного уровня тревожности. Кроха не чувствует себя в безопасности, он боится быть открытым.

Самый эффективный способ помочь ребенку

Оставлять малыша наедине со своими страхами нельзя. Чем старше становится маленькая личность, тем сложнее ей будет находить общий язык с окружающими людьми. Чтобы нормально контактировать со сверстниками, нужно помочь ребенку приобрести эмоциональную открытость.

Однако стремиться к этому нужно не через насильственные меры и приказания, а через формирование позитивного отношения, через раскрытие его творческого потенциала, через помощь в социальной адаптации и приспособлении к сложным ситуациям.

Что должны сделать родители, чтобы помочь стеснительному ребенку:

  • направить силы на формирование уверенности в себе, на поднятие адекватной самооценки;
  • постараться развить и воспитать чувство человеческого достоинства;
  • способствовать позитивному самовосприятию.

Только комплекс мер поможет добиться продуктивного общения с окружающими.

Помочь замкнутому ребенку можно через коллектив его сверстников. Если ситуация с детским садом не дает желаемого эффекта, стоит попробовать кружок «Бейт Дана». Избавиться от стеснения и комплексов можно только путем раскрытия талантов.

В любом детском коллективе ребенку свойственно играть разную роль. Он может быть лидером, а может оставаться ведомым. Малышу будет проще себя открыть и выйти на контакт в той группе, где он будет ощущать себя полноценно и комфортно.

Творческий потенциал можно раскрыть на вокале, в театральном и танцевальном кружках, то есть там, где делается акцент на раскрепощенности, жизнерадостности. У застенчивых и замкнутых детей развивается комплекс неполноценности, что ведет к появлению эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию самоуважения.

В специализированных группах используются эффективные методики и программы, позволяющие:

  • поднять самооценку;
  • стать успешным;
  • изменить нормы поведения;
  • обучить навыкам общения;
  • стойко переносить критику и радоваться похвале;
  • снизить ощущение тревожности из-за существующих комплексов.

Главная задача родителей, педагогов и психологов – открыть у застенчивого малыша массу достоинств и минимизировать восприятие собственных недостатков.

Эффективный метод, который способствует самовыражению, – предложить ребенку примерить на себя определенную роль. Он может самостоятельно выбрать героя, в которого превратится на короткое время. Достаточно придумать интересную ситуацию, обыграть поступки, поведение, отношение к людям.

Самая распространенная ошибка родителей – пытаться воспитать детей зависимыми от взрослых, пассивными, мнение которых игнорируется всей семьей. Такой подход только угнетает личность.

Преодолев застенчивость, малыш сможет открыть для себя мир по-новому!

Разобраться в причинах

Каждый день несет для ребенка очередное открытие, которому он должен радоваться, делиться своими эмоциями, мыслями по этому поводу. Однако стеснительные дети несколько иначе проявляются в этом.

Отметить застенчивость в характере малыша можно, обратив внимание на его поведение. Оперативное реагирование требуется со стороны взрослых, если их чадо:

  • часто опускает голову вниз в момент прихода гостей;
  • здоровается в полголоса и никогда не смотрит в глаза;
  • испытывает чувство страха во время школьного урока, боится, что его могут вызвать к доске;
  • не решается выступать на утреннике в садике;
  • теряется при большом количестве людей в близком окружении.

Основная причина замкнутости и, как следствие, стеснительности кроется в детской психологии. Существует такое понятие, как системно-векторная психология, которая детально изучает набор врожденных желаний, что определяет конкретные черты характера даже маленького ребенка.

Дети с эмоциональной открытостью с раннего возраста ищут связь с окружающими, стремятся к общению, постоянно радуются. Очень стеснительный ребенок наоборот испытывает страх, причем не только в случае приближения опасности. Он не остается один в комнате, с трудом идет на контакт, тщательно скрывает свои эмоции.

Замкнутые дети наравне с хорошей потенциальной способностью к обучению и усвоению материала, сообразительностью и мышлением, испытав единожды страх, замыкаются в себе еще больше.

Страх спровоцирован нежеланием и боязнью показать себя, эмоционально раскрыться. Наиболее распространенные причины такого явления:

  • грубое отношение к ребенку;
  • пренебрежение детскими желаниями со стороны взрослых;
  • игнорирование просьб и обращений;
  • высмеивание недостатков, злые шутки, оскорбления со стороны сверстников;
  • передразнивания и кривляния.

Все это вызывает состояние стеснительности и угнетает малейшие попытки к самовыражению. Если ребенок стал замкнутым, ему нужно оказать оперативную помощь.  

Как помочь ребенку открыться миру?

Психологи рекомендуют воспринимать замкнутость не как болезнь, а как повод к активным действиям, которые в итоге выведут ребенка на нормальное общение с окружающим миром. Что можно сделать?

1. Увеличивайте круг общения

Чаще посещайте популярные детские площадки, где много детей. Старайтесь ходить туда постоянно, чтобы он привык к новым ребятам. Главное не заставляйте насильно участвовать в игре. Понаблюдав немного со стороны, он сам захочет войти в шумную компанию. Приглашайте гостей с детьми. Ребенок будет находиться на своей территории, будет чувствовать себя уверенно и мало-помалу начнет вступать в диалог.

2. Не спрашивайте ребенка, почему он замкнут

Подобные вопросы только раздражают и злят его. Если ребенок опять замер у окна или в кресле, подойдите и, задавая наводящие вопросы, выясните причину. Найдите способ заменить негативные эмоции более радостными чувствами. Предложите интересное задание: посмотреть мультик, поиграть с цветным рисом, что-то нарисовать. Обязательно обсудите занятие с ребенком, дайте ему возможность выразить чувства через творчество и словесно.

3. Создайте безопасную атмосферу

Избегайте ссор и скандалов в присутствии ребенка. Если он чем-то испуган, легко поглаживайте его по голове или спинке, возьмите его за руку, обнимите. Тактильный контакт успокоит его. То же самое следует сделать и в ситуации, когда вы разговариваете с незнакомым человеком или пришли в новое место.

4. Провоцируйте ребенка на общение

Создавайте коммуникативные ситуации искусственно. Например, в магазине сделайте вид, что без помощи ребенка вам не обойтись и попросите его узнать у продавца, сколько стоят яблоки. В заключение обязательно горячо поблагодарите ребенка. Если ничего не получилось, не ругайте его, он просто еще не готов к общению. Повторите эксперимент через неделю-другую. Читая сказки на ночь, выбирайте те, где много диалогов, которые можно разыграть по ролям, желательно, чтобы они были простыми типа «Теремка» или «Колобка». Ребенок будет уверен в правильности своей реплики. То же самое касается и игр, выбирайте те, где нужно разговаривать.

5. Общайтесь с малышом

Всегда интересуйтесь, как у него дела, что бы он хотел съесть на ужин, куда он хочет пойти на прогулку, что необычного он видел на улице и т. д. Зачастую дети ведут себя замкнуто просто, потому что никому нет дела до их переживаний, они не видят смысла в общении. Покажите, что общаться – это здорово!

Многих родителей волнует вопрос, как помочь ребенку наладить контакт с педагогом. Детские психологи советуют в первую очередь предупредить учителя или воспитателя, что Ваш ребенок – замкнутый, а, следовательно, он, скорее всего, будет игнорировать взрослого, пытающегося установить над ним контроль, и воспринимать его как врага. Педагог не должен навязывать общение с собой ребенку, чтобы не вызвать отторжения. Попросите разрешения присутствовать на занятиях в первое время, чтобы малыш не терял чувства безопасности и комфорта. Объясняйте ребенку, что в педагог – это друг, который не сделает ему ничего плохого, создавайте позитивное восприятие.

Подумайте, как прошла адаптация? Не слишком ли быстро Вы стали увеличивать время пребывания в садике? Если да, стоит забрать ребенка на две-три недели и начать процесс адаптации с самого начала. Когда отношения с педагогом у ребенка не складываются вообще, поищите другого учителя или воспитателя, который имеет опыт общения с замкнутыми детьми.

Не опускайте руки, если ребенок не хочет общаться с окружающим миром. Придите с ним на консультацию к детскому психологу, он обязательно поможет справиться с этой проблемой!

К чему может привести замкнутость ребенка в дальнейшем?

Чем больше сохраняется замкнутость ребенка, тем больше она укрепляется и прогрессирует, а во взрослой жизни, уже конкретно поселившись, будет создавать массу проблем и даже сильно влиять на судьбу. Какими могут быть последствия нерешенных еще в детстве проблем?

  • Неразрешенная детская замкнутость приводит к тому, что из ребенка вырастет крайне нерешительный взрослый, неспособный на решительные шаги.
  • Насмешки окружающих не только будут продолжаться, но и усугубляться. Это может перерасти в стойкий комплекс неполноценности.
  • Детская замкнутость легко перерастает в проблемы при общении с противоположным полом. Нередко замкнутые и нерешительные люди не могут рассказать о своих чувствах, что может повлечь одиночество.
  • Удовлетворение социальных, материальных, сексуальных, личностных и психологических проблем для замкнутых людей большая проблема.
  • Постоянный внутренний излишне самокритичный самоконтроль не позволит свободно реализоваться даже в любимом деле.
  • Неразрешенная проблема с замкнутостью может стать причиной серьезных психических расстройств, требующих принудительного лечения или даже суицида.

Родителям, обнаружившим состояние замкнутости у ребенка, надо постараться поскорее решать это, при этом не форсируя события. Как это проблема пришла не за один день, так и ее решение может продлиться какое-то время. Поэтому терпение и грамотный подход будут лучшими союзниками.

Что делать, если ваш ребенок замкнутый, слишком стеснительный или необщительный?

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером. Какой вывод делать ребенку? Верно, подсознательно малыш убеждается, что общение – не такая уж нужная для жизни штука.

Неумение и боязнь налаживать контакты может потом плохо сказаться на его взрослой жизни, а человечку нужно будет получать профессию, влюбляться, создавать семью, дружить в конце концов…

Кроме того, замкнутый, стеснительный ребенок очень болезненно реагирует на нестандартные жизненные ситуации. А их, как мы с вами знаем, будет еще много. Непобежденная в детстве замкнутость часто становится причиной возникновения серьезного комплекса неполноценности.

Задача родителей – помочь замкнутому малышу полюбить окружающий мир. Но что именно нужно делать?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector