Куклотерапия

Проект куклотерапия, как элемент коррекционной работы с детьми, имеющими психоречевые нарушения

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма, справиться с которой самостоятельно он не сможет. Или же ребёнок замкнут, потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным, не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы. И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Как организовать самостоятельные занятия?

Если родители обращаются со своим ребёнком к специалисту-психологу, куклотерапевту, то у него в кабинете обычно есть множество разнообразных кукол, ребёнок может выбрать любые. Но в домашних условиях оптимальным считается такая организация занятий, при которой ребёнок делает куклу сам или с помощью взрослых. Понятно, что такой метод не подойдёт для совсем маленьких детей, но уже с полутора лет чадо может принимать самое активное участие в создании кукол для очередного лечебного сеанса. Поэтому на первом этапе нужно сделать кукол.

Можно добавить кукле один из привычных ребёнку аксессуаров: резинку для волос, его носовой платок, игрушечное колечко или что-то иное из детских «сокровищ».

Создание куклы — важный этап для начала терапии

Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша

После того как кукла будет готова, ребёнок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.

Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.

Вот несколько подсказок — шаблонов, которые помогут в той или иной ситуации.

Разговор по душам. Ребёнок может по вашему заданию, рассказать кукле, как прошёл его день, что нового и интересного, а также неприятного случилось в садике или школе. Можно взять интервью у куклы. Пусть малыш сам придумает, кем она при этом будет: артистом, врачом, космонавтом или кем-то ещё, сам задаёт ей вопросы и сам придумывает на них ответы.

Монологи. Задача ребёнка — от имени куклы изложить в форме монолога её жизнь, её прожитый день и переживания.

Сказка с главным действующим героем. Попросите ребёнка придумать сказку, в которой главный персонаж — ваша кукла. Можно задействовать в ней и других кукол. Следите, какие эмоции и поведение закладывает в главного персонажа маленький кукловод.

Кукла-наставник

Разыграйте перед малышом сценку, в которой кукла обучается важному: читать, говорить проблемный звук, который не получается у самого малыша, чистить зубы или мыть руки после прогулки.

Социальные навыки. Сюда входят «взрослые» проявления в поведении малыша: лечение куклы, обучение её чему-либо, кормление или уход.

Сложное представление

Репетируйте сказку с участием нескольких взаимодействующих кукол, участвуйте в ней вместе с ребёнком, потом устройте премьерный показ, пригласите домочадцев и друзей. Раздайте пригласительные билеты. После спектакля обязательно устройте разбор и обсуждение, но не ребёнка и его куклы, а поступков и слов разных героев сказки.

Цели

Сегодня куклотерапия в психологии – это технология работы, цели которой разнообразны. В зависимости от проблем клиента, психолог выбирает тот или иной вид сказочной куклотерапии.

В задачи куклотерапии входит:

  • работа с эмоциями клиента;
  • актуализация личностного ресурса клиента;
  • расширение запаса моделей поведения;
  • формирование адекватной самооценки и целостного образа «Я» у клиента.

Целеполагание в куклотерапии предполагает комплексное решение задач психокоррекции.

Какие проблемы решает куклотерапия

Коррекция куклотерапией назначается при следующих проблемах:

  • неустойчивость эмоционального фона, излишняя подвижность психики;
  • слабое развитие саморегуляции, отсутствие навыков рефлексии и анализа собственного поведения;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • расстройства аутистического спектра;
  • конфликтность, агрессивность;
  • наличие личностных комплексов;
  • трудности социализации;
  • застенчивость и замкнутость;
  • проблема идентичности;
  • отставание в речевом и психическом развитии;
  • склонность к девиантному поведению;
  • высокая тревожность, наличие фобий;
  • трудности в детско-родительских отношениях;
  • посттравматический синдром;
  • гиперактивность;
  • слабое развитие тонкой моторики рук.

Полезные советы

Самостоятельная организация занятий куклотерапией довольно сложна и полна подводных камней, а потому мамам и бабушкам, которые решили практиковать этот метод, мы рекомендуем следующую литературу.

  • А. Татаринцева «Куклотерапия в работе психолога».
  • А. Татаринцева, М. Григорчук «Детские страхи: куклотерапия в помощь детям».
  • Л. Гребенщикова «Основы куклотерапии».
  • Т. Шишова, И. Медведева «Дети, куклы и мы».

В большинстве случаев куклотерапия позволяет в короткие сроки без применения медикаментозных успокоительных и иных средств нормализовать психическое состояние ребёнка, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы родителей и детских психологов.

О том, что такое куклотерапия и как кукла помогает решить психологические проблемы детей и родителей, смотрите в следующем видео.

Виды и методы

Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.

Куклотерапия бывает:

  • коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком;
  • релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка;
  • педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;
  • коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием;
  • развивающей — направленной на развитие памяти, внимания, моторики, речи.

По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии.

  • Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода.
  • Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.
  • Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии.
  • Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.
  • Плоские — фигурки, вырезанные из картона, пластика, бумаги. Полезны для развивающих и обучающих занятий, поскольку в большинстве случаев сделать их предлагается самому ребёнку.
  • Теневые — любые фигурки, в том числе и плоские, предназначенные для театра теней. Хороши для детей самого разного возраста.
  • Ростовые — это куклы в человеческий рост, представляющие собой костюм для человека. Очень полезно не только в качестве забавного аниматора на детский день рождения, но и для психокоррекции самых разных состояний, не подходят маленьким детям — они их в большинстве случаев боятся.

Что это такое?

Куклотерапия — форма психокоррекции, которую можно использовать для детей от года, а также для дошкольников, младших и средних школьников. Практически до подросткового возраста некоторые приёмы и основы этой арт-терапевтической позитивной методики могут применяться с неизменным успехом.

Взаимодействие с куклами позволяет ребёнку лучше понимать собственное место в этом мире, легче выражать свои эмоции в словах. Детям не всегда бывает просто рассказать о том, что их тревожит и волнует, о том, чего они боятся напрямую. Куда проще бывает перенести свои страхи, обиды, тревоги и другие сильные деструктивные эмоции на что-то неодушевлённое — на лист бумаги (при рисовании), на фигурку (при лепке), на кукол, разыгрывая спектакль в специальном кукольном театре.

Этот метод признан во всём мире, как один из самых эффективных методов психологической помощи детям, который позволяет улучшить их социальную адаптацию, разрешать внутренние и внешние конфликты. Малыш может с помощью кукол при помощи взрослых, знакомых с основами методики, разыграть любую ситуацию, которая, так или иначе, его волнует, травмирует.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Занятия и упражнения

Занятия куклотерапией организуются в просторном помещении, где есть столы и стулья. Формами проведения куклотерапии являются групповая и индивидуальная.

Выделяют 2 этапа процесса куклотерапии:

  1. Изготовление куклы. На данном этапе ребенок выбирает материал, из которого будет мастерить игрушку. В процессе работы проявляются личностные качества ребенка. Психолог направляет творческий процесс, задает уточняющие вопросы о деталях куклы.
  2. Инсценировка ситуаций. На этом этапе ведущий предлагает участникам тот или иной сюжет, в котором главными действующими персонажами будут куклы. Как правило, предлагаемые психологом сценарии связаны с ситуациями нравственного выбора. Участники получают возможность пополнения своего запаса моделей поведения, развития коммуникативных навыков.

Традиционными упражнениями куклотерапии являются:

  • беседа ребенка с куклой;
  • рассказ ребенка о жизни куклы;
  • сочинение детьми историй и сюжетов с участием сказочных персонажей;
  • диалог двух кукол;
  • организация спектакля;
  • обсуждение спектакля.

Занятия куклотерапией выполняют такие функции, как:

  • Коммуникативная функция. Занятие не обходится без общения участников между собой. Психолог с помощью вопросов и комментариев направляет общение детей.
  • Функция релакса. Занятия имеют особую структуру, где постепенно нарастает эмоциональное напряжение, потом случается катарсис, а затем трансформация негативной эмоции в позитивную. Кроме того, погрузившись в творческий процесс создания куклы, человек отвлекается от суеты, получает возможность диалога с самим собой.
  • Педагогическая функция. В процессе занятий участники получают новые знания, умения и навыки, формируется их познавательный интерес.
  • Функция коррекции. Куклотерапия создает предпосылки не только для коррекции эмоционально-волевой сферы, но и для речевого и психического развития, личностного роста, оптимизации межличностных отношений.

Мой опыт

Я провожу занятия куклотерапией для детей. Сначала я предлагаю детям вспомнить любимого сказочного персонажа или героя мультфильма. Когда каждый определился с привлекательным образом, я предлагаю смастерить этого героя. Я предоставляю самые разные материалы для творчества:

  • бумагу;
  • краски;
  • клей;
  • ткань;
  • нитки;
  • пластилин;
  • конструкторы;
  • фольгу.

Если дети маленькие, то малыш может обратиться за помощью в изготовлении поделки к маме, которая присутствует на занятии. В данном случае куклотерапия как метод арт-терапии гармонизирует детско-родительские отношения.

Далее с участием изготовленных кукол мы разыгрываем ситуации, которые для детей являются травмирующими. Например, визит к стоматологу.

Сценарий начинается с того, что у сказочного героя очень сильно заболел зуб. (Начало истории я всегда сообщаю сама, а затем даю детям время на придумывание сюжетной линии). Как правило, участники делятся на 2 группы: одни сказочные герои предлагают тому, кто мучается от зубной боли как можно скорее пойти к врачу, а другие предлагают различные способы отвлечься от этого зуба.

По ходу развития сюжета я периодически напоминаю, что зуб болит все сильнее. Мне нужно подвести ребенка, чей персонаж мучается от зубной боли к принятию единственно верного решения: пойти к стоматологу. Страх мешает ребенку решиться на это (иногда дети плачут). Но здравый смысл все же должен победить.

Когда малыш приводит своего героя лечить зуб, он уже устал от эмоционального напряжения. Тут я очень быстро совершаю несколько действий с инструментами, напоминающими приборы, которыми пользуются врачи: пинцет, металлическая лопаточка, бутылочка из-под лекарства. Я говорю, что зубик больше не болит. Тут ребенок испытывает облегчение, негативные переживания уходят. Я прошу показать, как радуется его сказочный герой. Остальные куклы-участники восторгаются его смелостью, говорят ему комплименты.

Мой опыт работы показывает, что если повторить такую куклотерапию несколько раз, ребенок перестанет бояться визитов к стоматологу. На мой взгляд, куклотерапия для дошкольников – это один из самых приемлемых способов устранения фобий и снятия тревожности.

Известно, что иногда куклотерапия используется в упрощенном виде: серия упражнений проводится с покупными игрушками. Но здесь уместнее говорить об игротерапии. Самостоятельное изготовление куклы – это самая важная стадия коррекционного процесса, во время которой запускаются важные психологические механизмы. В некоторых случаях после завершения творческого процесса по изготовлению куклы дальнейшие действия с ней оказываются необязательными.

Техники

Техники куклотерапии позволяют уточнить психологическую проблему. Распространенными техниками изготовления кукол в рамках данного направления психокоррекции являются:

  • «Хозяюшка». Как правило, такую куклу шьют. Психологи предлагают сделать такую куклу женщинам, испытывающим трудности в семейной жизни. В ходе изготовления куклы рекомендуется обдумывать сложные ситуации в семье, стараясь наделить куклу чертами хорошей хозяйки.
  • Мотанка. Она изготавливается из ниток. В психологии мотание символизирует движение вперед, распутывание клубка проблем. В процессе работы у клиентов часто случаются инсайты: наматывая нитки, они находят ответы на трудные вопросы.
  • Бумажная кукла. Эта техника идеальна для работы с агрессивными детьми. Разрезание или разрывание бумаги помогает им проработать негативные эмоции, успокоиться.

Какие проблемы решает?

На первый взгляд, кукла не может решить серьёзных проблем, но это только на первый взгляд. Взаимодействие ребёнка с куклой, которую он отождествляет с чем-то важным для себя, а часто — именно с самим собой, помогает диагностировать многие проблемы детского возраста, включая психологические и даже психиатрические проблемы.

Правильно построенное занятие позволяет научить ребёнка выражать свои эмоции, рассказывать о том, что его тревожит, что очень важно для стеснительных и замкнутых ребят, малышей с коммуникативными проблемами, с расстройством аутистического спектра; для детей, которые перенесли серьёзный стресс, трагедию, насилие, получили психологическую травму. Куклотерапия полезна для адаптации ребёнка к новым условиям: началось посещение садика, семья переехала на новое место жительства, мама и папа разводятся и т.д

Упражнения в сопровождении родителей и детей помогут наладить контакт первых со вторыми, если он нарушен.

Сочетание логопедических занятий с нетрадиционными технологиями, к которым относят куклотерапию, даёт отличные результаты при коррекции речи: при алалии, заикании и других проблемах речевого развития. Непослушные дети, невротики и истеричные малыши с помощью кукольного театра получают возможность взглянуть на своё поведение со стороны, что является эффективной формой коррекции поведения.

История метода

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег, которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах: ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова, впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Виды и методы

Сегодня получили распространение такие виды куклотерапии, как:

  • Проективная экспрессивная куклотерапия. Автором этой разновидности арт-терапии является Л. Лебедева. Средством психокоррекции выступают самостоятельно изготовленные участниками бумажные куклы, которые крепят на палец. Данный вид куклотерапии успешно решает задачу переноса своих переживаний на бумажного человечка. Дети откровенно рассказывают о своих переживаниях от лица бумажной куклы.
  • Управление марионеткой. Этот вид куклотерапии подходит для женщин, его разработала Л. Колошина. Из различных материалов женщины изготавливают кукол-марионеток, которых отождествляют с собой. Особенности внешнего вида куклы и скорость ее движения выбирает сам мастер, который ее делает. Данный вид куклотерапии решает задачу самоизменения личности. Механизмом для этого служит изменение куклы. Психолог учит девушек управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение.
  • Кукольный театр. Эта разновидность предполагает изготовление перчаточных кукол: сначала делают голову, плотно набивают ее синтепоном, а затем к ней пришивают конусообразный кусок ткани, в который просовывают руку и «оживляют» куклу.
  • Теневая куклотерапия. В картотеку для занятий с детьми и подростками этот вид куклотерапии пришел из театра теней. Такие упражнения стимулируют желание участников поделиться друг с другом самым сокровенным, так как полумрак создает интимную атмосферу, сближает участников.

Куклотерапия для детей дошкольников

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

  • Куклы-марионетки. Такие куклы изготавливаются из нескольких частей, подвешиваются за ниточку и могут шевелить руками и ногами. Они свободны в движениях, поэтому при их помощи можно показать много событий и эмоций.
  • Перчаточные куклы. Это традиционные участники кукольного театра «Петрушка»: твёрдая голова, к которой крепится мягкое полое тело. Такая кукла надевается на руку как перчатка и по сути становится частью кукловода. Для того что бы руководить такой куклой, ребёнок должен обладать определённой степенью мастерства, поэтому на занятиях этому должно посвящаться должное количество времени.
  • Пальчиковые куклы. Самый простой вариант игрушки. Некоторые психологи даже практикуют использование экспресс-куклы: на шарике для пинг-понга рисуется лицо, и такой шар надевается на палец ребёнка. Казалось бы, это какая-то халтура, но на самом деле, по тому, каким будет лицо на шаре, многое можно будет сказать об эмоциональном состоянии пациента. И сразу станет понятно, в каком направлении нужно выстраивать работу дальше. Пальчиковые куклы могут изготавливаться из фольги, картона, даже из небольшой спринцовки. У ребёнка может быть целый ассортимент таких кукол-актёров – с разными выражениями лица – для любого настроения.
  • Верёвочные куклы. Они представляют собой комбинацию петель.Такие куклы-абстракции больше подходят для детей постарше. Поскольку лиц как таковых у них нет, маленькому ребёнку сложно пройти путь отождествления, а вот подросток наоборот оценит эту таинственность и недосказанность. Такая кукла может быть любого размера, в том числе даже ростовой. Ребёнок, снабдив её каким-то своим атрибутом, например, резинкой для волос, обязательно рассмотрит в ней своё отражение.
  • Плоскостные куклы. Бумажные, картонные или пластиковые, эти фигурки просты в плане изготовления, ведь нужно уметь только рисовать и вырезать, а этими навыками к трём годам владеет абсолютно любой ребёнок. Не нужно недооценивать возможности таких кукол-рисунков: может, они не так человекоподобны, как марионетки или перчаточные куклы, но связь с ними пациент обязательно почувствует.
  • Теневые куклы. Особый вид театральных кукол, предназначенных для теневого театра. Подойдут для более подготовленных детей, уже «подкованных» в создании театральных представлений. Теневые спектакли создают особую атмосферу доверительности и интимности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной

Куклу ребёнок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы.

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление».

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими. Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей. У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Что такое куклотерапия

Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества. Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между ведущим и клиентом. Она рождает у клиента чувство безопасности. Именно через нее ребенок получает возможность выразить свои эмоции.

Анализируя действия с куклой, психолог обнаруживает истинные причины личностных проблем ребенка. То есть, куклотерапия является не только коррекционным, но и диагностическим методом психологической работы. Наблюдая за манипуляциями, которые ребенок совершает с куклой, психолог получает информацию об особенностях семейного воспитания малыша, об уровне его нравственности.

История возникновения

Немного расскажу об истории возникновения куклотерапии как метода психокоррекции.

У славянских племен кукла являлась не только игрушкой, но и оберегом. Мать самостоятельно изготавливала младенцу куколку, играя с которой малыш получал свой первый опыт предметного манипулирования. В древние времена женщины шили кукол из натуральных тканей, наполняя их горохом и целебными травами. Считалось, что аромат целебных трав благотворно влияет на психику, а возможность теребить горошинки под тканью развивает тонкую моторику пальцев.

Чуть позже родители стали использовать куклу для формирования нужных моделей поведения у детей. Если ребенок плохо кушал, они предлагали ему покормить куклу. После проигрывания такого сюжета у малыша просыпался аппетит

Если ребенок отказывается ложиться спать, мама обращала его внимание на то, что куколка уже спит, после чего упрямец тут же спокойно укладывался в постель

Элементы куклотерапии использовали последователи психоанализа. Так, Анна Фрейд говорила о том, что ребенку трудно рассказать о своих переживаниях взрослому, но он легко может поделиться ими с куклой.

В 1926 году М. Райт в Британии использовал кукол для того, чтобы устранить у детей страх перед врачами и больницами.

Метод куклотерапии является ответвлением психодрамы. Основоположниками куклотерапии в России считают Т.Л. Шитову и И.Я. Медведеву.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector