Смекалка для малышей: учим детей мыслить нестандартно

Что развивают головоломки развитие у ребенка внимания и памяти

Игры головоломки для детей разного возраста от 8 месяцев до 3-х лет.

Для наблюдения за этапами развития малыша понадобится доска с отверстиями разной формы и соответствующими блоками. Также могут понадобиться доски с квадратными и круглыми колышками. Понимание этапов развития ребенка поможет тебе узнать, на какой стадии находится твой малыш.Это поможет тебе выбрать подходящую для него игру головоломку.

Малыш вытаскивает колышек (кегля) из доски с отверстиями

Этап развития наступает с 8 до 12 месяцев.

Сейчас твой ребенок вынимает колышек (кеглю) из доски с отверстиями с некоторым усилием. Ребенок все еще учится брать и вытаскивать предметы, поэтому сначала ему может быть немного трудно. Дети учатся подражая, так что тебе может потребоваться продемонстрировать своему ребенку пример, чтобы поощрить его к участию.

Игра головоломка с формами — малыш вытаскивает круглые предметы

Этап развития ребенка наступает с 10 до 11 месяцев.

Первое, что твой ребенок будет в состоянии сделать с доской с формами — это вытащить круглый предмет. Это легко для него, потому что круглая форма не имеет никакие цепляющихся краев. Ты можешь побудить его вытащить предмет, демонстрируя это сама.

Ребенок научился правильно выбирать форму на доске для цилиндрического предмета

Этап развития наступает с 11 до 12 месяцев.

При выборе между отверстием круглой и квадратной формы твой ребенок научился правильно выбирать для размещения цилиндрическую форму блока в круглое отверстие. Он должен быть в состоянии выполнить эту задачу, по крайней мере, дважды. Он может попытаться поместить блок в квадратное отверстие, но должен сразу понять, что оно не подходит. Тогда ребенок понимает что нужно поместить блок в круглое отверстие.

Ребенок научился правильно вставлять круглые предметы в доску

Этап развития наступает с 12 до 15 месяцев.

При выборе между круглым, квадратным и треугольным отверстием на доске, ребенок научился правильно выбирать круглое отверстие. Не демонстрируй это своему ребенку! Вместо этого позволь ему исследовать места на доске, прежде чем дать малышу круглый блок и попросить разместить его. Твой ребенок сначала может неправильно разместить блок, но должен немедленно переключиться на круглую дыру при осознании своей ошибки.

Вставляет круглые колышки (кегли) в доску

Этап развития наступает с 12 до 15 месяцев.

При наличии доски с круглыми колышками (кеглями) и другими недостающими, твой ребенок должен иметь возможность положить один или два колышка в пустые отверстия на доске. Позволь ему немного изучить доску, прежде чем просить его разместить предметы.

Ребенок правильно освоил соответствие квадратного предмета и отверстия

Этап развития наступает в возрасте от 15 до 21 месяца.

При выборе между круглым, квадратным и треугольным отверстиями на доске, ребенок правильно выбирает, размещая квадратный блок в квадратное отверстие. Передай ребенку как круглые, так и квадратные блоки, и попросите его разместить их. Дайте ему время, чтобы исследовать и попрактиковаться методом проб и ошибок.

Ребенок научился размещать хотя бы 6 кеглей в отверстия на доске

Этап развития наступает с 16 до 19 месяцев.

Сейчас твой ребенок должен уметь размещать по крайней мере шесть круглых колышков подряд в соответствующие отверстия в доске. И он должен успевать сделать это прежде, чем берет следующий колышек. Покажи своему ребенку доску и коробку полную кеглей и попроси его установить кегли в доске. Ты можешь предложить делать это по очереди с ним, если это ободряет твоего ребенка.

Малыш освоил треугольную форму

Этап развития наступает в возрасте от 21 до 24 месяцев.

При выборе между круглым, квадратным и треугольным отверстиями на доске ребенок правильно выбирает размещение треугольного блока в треугольное отверстие. На этот раз дай ребенку все три блока. Он должен быть в состоянии разместить все блоки в их соответствующих местах без помощи взрослого.

Спички шесть квадратных колышки для Pegboard

Этап развития наступает в возрасте от 29 до 31 месяца.

В этом возрасте твой ребенок должен уметь размещать по крайней мере шесть квадратных предметов подряд в соответствующие отверстия в доске. Помести доску и коробку с квадратными кеглями перед ребенком и попроси его поместить их внутри доски.

Читать все про КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Короткий путь

Представьте себе спортзал длиной 10 метров, шириной 3 метра и высотой 3 метра. На двух дальних противоположных стенах живут два таракана. Прямо посередине стены. Один — на высоте 1 метр от земли, а другой — на высоте 2 метра. Чтобы было понятнее — развертка спортзала. Одна клеточка = один метр.

Тараканы ходят друг к другу в гости по стене, по полу или по потолку. Летать (прыгать, падать) они не умеют. Например, левый таракан спускается на метр до пола, бежит по прямой до противоположной стены 10 метров и поднимается по стене на два метра. Итого — 13 метров. У каждого таракана есть шагомер, который фиксирует весь пройденный путь в метрах.

Однажды левый таракан был в гостях у правого и напился так, что не запомнил, как вернулся домой. Но шагомер точно показал, что путь домой был короче 13 метров. Как таракан возвращался домой?

Еще по теме “Игры для развития и тренировки памяти и внимания”:

Игры для детей от 7-8 лет интересные подскажите

Нравится ребенку Уно, например. Скрабл не очень, но тоже играем. Сейчас глянула на сайте каком-то, настольные игры по 2-3 тыщи! Ужас! Там всего-то картонка и кубики…

Головоломки, логические игры на 9-10 лет

Встала передо мной задача приобрести подарки для группы детей 9-10 лет. Что-то из ряда головоломок, рассчитанных на этот возраст. Посоветуйте мне, пожалуйста, головоломки или игры какие-нибудь логические (но не карточные и не настольные), чем ваши дети увлечены и с удовольствием играют.

Купила отличную книжку, хороша во многих отношениях. “Большая книга логических игр и головоломок” Более 300 страниц радости. Все красочное, яркое. И каждое задание -другое. Некоторые типы заданий я вообще раньше не встречала.

Головоломки?

Может, кто кинет ссылочкой на сайт с головоломками-ребусами и т.п.? Дочь просто бредит, а до путнего книжного магазина добраться пока не могу

Головоломки со спичками – help!

У меня дети запали на головоломки со спичками (есть базовая фигура и задание: переложи N спичек, чтоб получить то-то). Начали случайно с имеющихся в сборнике Перельмана и Игнатьева (если не путаю фамилию). Но там их не много и скоро кончатся :( Поиск в сети выдаёт мало: пара-тройка задачек и дубли сплошные. Кто-нибудь не знает книжки или сайты с подобным?

Интеллектуальное воспитание детей в школе: мероприятия, игры

Понятно, что учеба в любом образовательном заведении уже сама по себе имеет целью умственное развитие. Стандартной учебной программы вполне достаточно, чтобы получить необходимый набор знаний и выйти на качественно новый уровень мышления. Тем не менее есть способы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Отметим, что средства и методы интеллектуального воспитания учащихся разного возраста не тождественны друг другу. 

Варианты для учеников начальной школы

  1. Ребенок-ведущий с помощью мимики и жестов изображает какое-либо чувство, состояние. Тот из детей, кто первый угадал задуманное, становится новым ведущим. Это упражнение способствует развитию эмоционального интеллекта, учит детей быть внимательными, понимать эмоции и желания друг друга. Социальные навыки, в свою очередь, влияют на школьную успеваемость.
  2. Учитель называет предмет, а дети по очереди подбирают по одному прилагательному к данному существительному. Повторять слова за другими участниками нельзя. Тот, кто не смог вспомнить подходящее прилагательное, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним назвал слово.
  3. Учитель начальных классов из Кемеровской области Светлана Алексеевна Горбикова предлагает такую игру. Педагог называет предмет: например, «вертолет». Дети записывают на листочке слова, близкие к этому предмету по какому-либо признаку: например, «машина» (транспорт), «бабочка» (летает), «отвертка» (принцип вращения) и т. д. Выигрывает тот, кто придумает больше всего таких групп.

Варианты для подростков

Работа с подростками отличается от интеллектуального воспитания младших школьников. Полноценное мышление развивается к 14-15 годам, проходя через несколько стадий: 

  • сенсомоторного, или наглядно-действенного мышления (к 2 годам);  
  • дооперационального, или наглядно-образного мышления (к 7 годам);
  • конкретных операций, или словесно-логического мышления (к 11-12 годам);
  • формальных операций, или абстрактно-логического мышления (к 14-15 годам).

Что же можно предложить подросткам?

Как ни банально это звучит, но воспитанию интеллектуальных способностей больше всего помогает вдумчивое изучение предметов школьной программы. Ведь именно они развивают логику (физика, химия, математика), грамотную речь (русский язык, литература), память (история, иностранные языки), воображение (музыка, ИЗО, МХК). 
Ирина Васильевна Богуславская, педагог индустриально-судостроительного лицея в Санкт-Петербурге проводит такую игру для учащихся (16–20 лет). Они делятся на две команды, ведущий закрепляет самодельный маятник, приводит его в движение и позади него показывает три репродукции картин. Ученики должны посчитать, сколько колебаний совершил прибор, и запомнить содержание картин. После этого три игрока из каждой команды по очереди дают описание одной из репродукций, а четвертый сообщает, сколько раз качнулся маятник. Выигрывает команда, участники которой дали наиболее правильные ответы
По опыту Богуславской, это упражнение развивает произвольное внимание, что положительно сказывается на учебной деятельности подростков и, как следствие, на оценках. 
Для школьников любого возраста непременное условие интеллектуального воспитания – чтение книг сверх школьной программы

Важное условие: это должны быть не дешевые бульварные издания, а литература хорошего качества, знакомство с которой принесет пользу
Василий Александрович Сухомлинский рассказывал, что педагоги его школы убедились: плохо или медленно соображающим детям для полного усвоения обязательных знаний следует прочитать некий объем дополнительной научно-популярной литературы – не для запоминания, а чтобы активизировать умственную работу, настроить мозг на осмысление и сохранение в памяти основных знаний. Когда Сухомлинский преподавал физику, он давал прочитать неуспевающим ученикам интересные научно-популярные брошюры

В результате дети стали быстрее осмысливать причинно-следственные связи, лучше запоминать информацию. От самостоятельного чтения зависит развитие памяти, абстрактного мышления, уровень интеллектуального воспитания.
Одна из форм интеллектуального воспитания подростков – воспитание информационной культуры. Для этого вполне подойдут классные часы. Темы могут охватывать самые разные вопросы в виде цикла: от правил поведения в виртуальном пространстве до умения распознавать фейковую информацию. Здесь стоит исходить из интересов и уровня развития конкретного класса. Кстати, об информационной гигиене и правилах поведения в Сети мы подробно рассказывали в этой статье. 

Оригами

Оригами помогают ребенку развивать моторику своих пальчиков. Мастеря из бумаги различные фигурки, малыш совершенствует моторику рук. Кроме того, оригами развивают у малыша ум и сообразительность. Как известно ученым, именно в кончиках пальчиков заложены нервные окончания, развитие которых в определенной степени способствует и развитию речи. Поделки из бумаги – это прекрасный способ отлично провести время, играя со своим чадом. Творить шедевры из самой обычной бумаги будет интересно и взрослым.

Изготовление животных в технике оригами дает возможность малышу развивать свое пространственное воображение. Творя из самой обычной бумаги реальных или сказочных животных, малыш одновременно развивает свое мышление и сообразительность. Родителям также будет интересно со своими маленькими чадами провести свое свободное время, создавая из бумаги собственный зоопарк, в котором будут проживать десятки или даже сотни разнообразных животных.

Преимущества пазлов и игр головоломок для детей

Игры головоломки для детей и различные пазлы помогают им развивать ценные навыки через деятельность, которая им нравится. Вот некоторые из качественных преимуществ, которые твой ребенок может приобрести разгадывая головоломки.

Польза от навыков решения головоломок для детей

Очевидно, что практикуясь в разгадывании головоломок, твой ребенок улучшает свои когнитивные способности. Это очень ценно потому, что многие жизненные навыки требуют ловкости в решении головоломок. Игры с пазлами и головоломками помогают в дальнейшем изучении математики, чтения и письма.

Пазлы и головоломки развивают у ребенка навыки решения проблем

Игры головоломки заставляют твоего ребенка использовать логику и навыки рассуждения, чтобы решать различные проблемы. Многие игры головоломки для детей имеют только одно решение. Но головоломки с несколькими решениями помогают ребенку мыслить творчески и придумывать свои собственные ответы. Этот вид адаптации мышления у ребенка будет применяться к решению проблем на протяжении всей жизни.

Сортировка, распознавание и классификация объектов, когда ребенок решает головоломки

Когда ребенок помещает круглый блок в круглое отверстие, он учится распознавать фигуры. Другие головоломки помогают малышу учиться распознавать цвета, узоры и другие важные аспекты окружающего мира. Уметь сортировать, распознавать и классифицировать эти вещи — это важная часть когнитивного развития ребенка. Таким образом ребенок активно развивает свое понимание и умение применять знания. Малыш будет использовать это умение для интерпретации и взаимодействия с окружающим миром. Разгадывание игр головоломок является даже важным шагом на пути детей к способности читать.

Как игры головоломки для детей развивают память?

В начале твой ребенок будет решать головоломки через пробы и ошибки. Он должен будет помнить, какие решения работают, а какие нет. Это помогает ребенку практиковать и развивать память. Хорошие навыки запоминания являются неотъемлемой частью успеха в школе и на рабочем месте.

Зрительно моторная координация ребенка и игры головоломки

Когда твой ребенок занимается головоломки, это требует от него делать соответствующие связи между тем, что видят его глаза и, что делают его руки. Например, многие из самых простых головоломок про форму для малышей требуют, чтобы они понимали, когда и как использовать направленную силу. При удалении колышек из отверстия малышу нужно потянуть его наружу, а не толкать его. Эти и другие аспекты координации рук и глаз — это то, что нужно на протяжении всей жизни для выполнения таких задач, как письмо, вождение и спортивные игры.

Игры головоломки для детей прекрасно помогают в развитии мелкой моторики

Игры головоломки для детей также являются отличным способом для  развивать мелкую моторику. Это происходит при взятии малышом и манипулировании кубиками и другими частями головоломки. Деревянные пазлы для малышей могут иметь маленькие ручки, которые требуют точечных движений. Напольные игры головоломки, такие как большие пазлы, требуют от твоего ребенка просовывать свои пальцы между кусочками, чтобы переместить их. Мелкая моторика требует небольших, точных движений и будет неотъемлемой частью способности твоего ребенка писать и манипулировать маленькими предметами.

Когда ребенок разгадывает головоломки, он пополняет свой словарный запас

Некоторые игры головоломки помогают детям лучше выучить и понять язык. Такие игры заставляют детей ломать голову над связью между словами и картинками, словами и цветами, или словами и другими словами. Изучение словарных навыков в раннем детстве поможет твоему ребенку лучше овладеть языком в дальнейшей жизни. Игры головоломки и пазлы очень помогают малышу в этом.

Интеллектуальное воспитание детей в семье: мероприятия, игры

На уровень развития человека влияют в наибольшей степени два фактора: наследственность и окружающая обстановка.

Поэтому воспитание интеллектуально развитого ребенка немыслимо без участия близких родственников. Если наследственные особенности кардинальным образом изменить невозможно, то в силах родителей создать благоприятную обстановку для правильного развития сына или дочери. Лучше всего это сделать с учетом особенностей интеллектуального воспитания детей разного возраста.

Воспитание дошкольников

Отметим, что программа интеллектуального развития и воспитания дошкольников довольно проста и строится в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии. Так, в развитии дошкольников велика роль интеллектуальных игр.

Научите ребенка играть в шахматы (о введении в школах обязательных занятий шахматами читайте здесь). Вместе с ним отгадывайте ребусы, головоломки, решайте кроссворды. Неплохо было бы купить адаптированные для дошкольников наборы для опытов по физике и химии, разнообразные конструкторы и развивающие настольные игры (обзор лингвистических игр вы найдете здесь). Лепку, рисование и аппликации также имеет смысл включить в ваш план интеллектуального воспитания.
Как можно больше разговаривайте с ребенком. Если он совсем маленький, подойдут потешки, народные сказки. С ребенком постарше, вступившим в возраст почемучек, старайтесь находить исчерпывающие объяснения для всего, что его интересует

Поощряйте вопросы на любую тему и сами спрашивайте, побуждая его мыслить, анализировать, обращать внимание на неочевидные вещи. 
Читайте дошкольнику вслух – это не только развивает кругозор малыша, но и способствует сближению родителей и детей любого возраста.
Особое внимание следует уделять физической активности – это стимулирует мыслительные процессы. Чем больше подвижных игр будет у ребенка ежедневно, тем лучше. 
Полезны для развития сюжетно-ролевые игры, кукольный театр.

Детский психолог Маргарита Корнилова рекомендует:

Воспитание школьников

Что касается интеллектуального воспитания школьников, то здесь роль родителей остается по-прежнему важной. Они не должны самоустраняться, полагая, что раз ребенок пошел в школу, то его умственное развитие теперь прерогатива учителей

  1. Поощряйте интерес ребенка к чтению. Знакомьте его с хорошими книгами – можно даже не в строгом соответствии с возрастом, а с некоторым опережением, «на вырост». Обсуждайте прочитанное. Можно предложить ребенку рассказать всю историю или ее часть с точки зрения другого персонажа, а не того, от лица которого она рассказана.
  2. Посещайте музеи и тематические выставки, ходите в театр (в том числе и на постановки по произведениям из школьной программы), на экскурсии, мастер-классы и квесты. 
  3. Обеспечьте школьнику занятия спортом, правильное питание, свежий воздух и 8–10-часовой сон – ребенку будет легче даваться учеба.
  4. Играйте всей семьей в интеллектуальные настольные игры, отгадывайте головоломки. 
  5. Если видите, что школьник проявляет явный интерес или склонность к какому-либо предмету и хочет изучать его углубленно, поощряйте это стремление, даже если вам кажется, что такое увлечение ненадолго.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector