Компьютерная зависимость у детей и подростков

Компьютерная зависимость у детей: как избавиться? 2 истории. как избавиться от компьютера

Как я лечила мужа от игровой зависимости – проблемы и последствия зависимости от игр

Мой муж не сразу пришел к осознанию глобальности проблемы.

  • Первый этап – отрицание. Он не понимал, что я от него хочу. Ну сидит и сидит за компьютером, что в этом плохого? Да действительно, приходит после работы и сразу в сеть, что уж тут криминального, он не наркоман, не алкоголик! Я обижалась, плакала, кричала, ругалась. Ответ один – отстань, я посижу немного и займусь другими делами. Проходил час, три, пять – вымышленная реальность оказывалась интересней. Этот период длился год.
  • Второй этап – осознание. Однажды он сам меня попросил помочь избавиться от зависимости. Я увидела, что он реально этого хочет, он устал проводить время в сети, но самостоятельно не мог – у него не хватало сил поделиться со мной проблемой. Именно тогда я нашла ему психолога для сеансов. Он с радостью и благодарностью принял мою помощь. Это уже пол дела.
  • Третий этап – лечение. Нам потребовалось 20 сеансов. Терапия выворачивала его наизнанку, эмоционально он полностью раскрывался, выкладывал психологу все свои проблемы. А проблема оказалась банальной – работа. И решение было проще простого – поменять сферу деятельности. Что он и сделал.
  • Четвертый этап – новая жизнь. Смена работы пошла на пользу – компьютер отодвинулся далеко на задний план. Конечно, играет иногда, но это совершенно другое, также стабилизировалось эмоциональное состояние.

Мой пример – пример положительного лечения, когда зависимый сам понял и осознал свою проблему, попросив о помощи. В такой ситуации проще справиться совместными усилиями. Но бывают противоположные истории, когда человек не хочет осознать, думает, что у него все хорошо. Вот тогда сложно всем – родным, близким, самому игроману. Главное не сдаваться и верить в лучшее.

Одержимость компьютерными играми – массовая патология. От нее страдают взрослые, дети, подростки. Причин много, способов лечения тоже.

Каждый случай индивидуален, но при желании и стремлении все поправимо, и лечение обязательно даст положительный результат.

Сетеголизм

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов, а недавно там же пока мама «гуляла» по Интернету двое детей умерло с голоду.

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу – оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.

Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок. Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Посмотрите следующие видео GuberniaTV и Первого канала о компьютерной зависимости у детей.

Особенности компьютерных игр

Большая часть игр построена так, что человек смотрит на виртуальное пространство глазами героя, то есть происходит максимальная идентификация с персонажем. Именно это вхождение в роль и обуславливает потерю связи с реальностью и со своим истинным «Я». Постепенно развивается конфликт между Я-виртуальным и Я-реальным.

Реальная жизнь богата конфликтами, общением как с приятными нам людьми, так и неприятными, разочарованиями и поражениями, но есть и приятные стороны. В виртуальном же мире можно создать на 100 % свою максимально комфортную реальность. Происходит маскировка страха перед социумом.

Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?

Видеоигры удовлетворяют естественные потребности детей и подростков.

Компьютерная игра – продукт, который создается для определенной аудитории, представители которой имеют свои вкусы и предпочтения. Невозможно сделать продукт, который подойдет каждому. Что привлекает одного, может быть скучно для другого. 

Теперь это не проблема.

Несмотря на то, что невозможно найти компьютерную игру, которая понравится всем, каждый может найти игру, которая понравится именно ему.

Рынок компьютерных игр огромен, выбирать есть из чего.

Дети прошлых поколений играли в казаков-разбойников, вышибалу, заморозку, прятки и просто войнушки. Сегодня дети очарованы возможностями современных реалистичных шутеров вроде Call of Duty, Battlefield, Counter Strike или мультяшного Overwatch.

Дети, которым нравится спорт, с большей вероятностью воплотят свои мечты в виртуальной FIFA или NBA. Любители автомобилей и скорости не смогут устоять перед серией NFS или Forza.

Подростки, интересующиеся фантастикой и исследованиями, скорее, увлекутся World of Warcraft, нежели чтением Властелина Колец или Гарри Поттера.

Дети, которые раньше строили конструкции из лего, могут реализовать свои замыслы в Minecraft, затратив на это гораздо меньше усилий.

И так во всем.

Онлайн-игры, социальные связи и привлекательность виртуального мира

Онлайн компоненты современных видеоигр не только расширяют возможности игрока. Именно многопользовательские компьютерные игры любых жанров с большей вероятностью вызывают компьютерную зависимость у детей и подростков.

Во время первого бума на видеоигры 80-х годов они создавались, в основном, для одного игрока. Игра требовала постепенного повышения концентрации, внимательности и координации рук и глаз в сочетании с получением наиболее высокого балла (вспомните Супер Марио, Змейку или Тетрис).

Даже тогда некоторые люди становились одержимые цифрами (баллами), но всерьез о зависимости детей или подростков от компьютерных игр заговорили в начале 2000-х, что совпало с появлением онлайн-игр.

Видеоигры перестали быть развлечением для одного. Игроки сами стали неотъемлемой частью высокодетализированных, непрерывно развивающихся, “живых” виртуальных миров. Геймеры создают своих уникальных персонажей, заключают союзы с другими игроками, ведут торговлю, создают собственные игровые цели.

Эти виртуальные миры некоторым нравятся больше, чем реальная жизнь. Онлайн-вселенные стали больше, чем просто играми – теперь они приблизились к реальному обществу с городами, валютой, классами, магазинами и услугами, историями и мифологиями, и даже, правоохранительными органами.

Виды

Игровая

Это детская зависимость от компьютерных игр (индивидуальных или групповых сетевых), когда за ними проводится слишком много времени. Ради них забывается обычная реальность. Уходят на второй план учёба, родители, друзья, хобби.

Сетевая

Этот вид больше распространён среди подростков. Выражается в патологической зависимости от интернет-общения в соцсетях (иногда на форумах). От неё страдают чаще всего одинокие, робкие, застенчивые, склонные к аутизму, с заниженной самооценкой. В реальной жизни им невероятно трудно знакомиться и общаться. В Сети, анонимно, это делать гораздо проще.

Сетевая компьютерная зависимость может проявляться по-разному. Есть подростки, которые активно общаются на форумах и в соцсетях от своего имени. Им просто легче это делать в виртуальной реальности, так как не надо смотреть в глаза собеседнику, который находится по ту сторону экрана. Контакт можно всегда прекратить, выйдя из Сети. А есть патологическое стремление приукрасить себя перед собеседником. Создаются аккаунты и профили под чужими именами, сочиняется «геройская», но сказочная биография. Неуверенный в себе пятиклассник может писать взрослым девушкам от имени 25-летнего красавчика-бодибилдера, покорителя женских сердец. Или 15-летняя девочка-подросток с массой комплексов представляться известной топ-моделью.

Последний вариант сетевой компьютерной зависимости гораздо опаснее, так как граничит с психопатологическим расстройством поведения и нередко заканчивается раздвоением личности.

Серфинг

Так называется бесконечное бесцельное брожение с сайта на сайт, подобно тому, как серфингист преодолевает волну за волной, получая от этого фантастический кайф. Если раньше данным видом зависимости страдали преимущественно взрослые, сейчас психотерапевты и психологи бьют тревогу: всё большее количество детей становятся заложниками новостных лент в соцсетях. Утром (ещё толком не успели проснуться), на переменах, во время выполнения домашнего задания, вечером вместо прогулки, даже общаясь с кем-то (имеется в виду обычная реальность), они снова и снова прокручивают ленту, выискивая новые фотографии и истории, бездумно их лайкают, даже не всматриваясь толком и уж тем более не вчитываясь.

Этот вид зависимости — один из самых коварных, так как усыпляет бдительность родителей. Они видят, что ребёнок не сидит целыми днями в играх, не общается в чатах с подозрительными личностями. Ну, просматривает он эту ленту, а вдруг просто ищет что-то нужное по учёбе? Драгоценное время, когда можно начать лечение, уходит, а потом становится слишком поздно.

Профилактика компьютерной зависимости у детей

Как правило, потребность ухода в виртуальный мир игры возникает у ребенка в случае неблагополучия в сфере семейных отношений, когда нет взаимопонимания между самими родителями и родителей с детьми. Поэтому, главное,  с чего следует начать – это посмотреть, где в семье есть слабые места и скорректировать свое поведение.

Здесь не помогут нотации, уговоры, убеждение и семейные сцены с криками и слезами. Подобные методы способны лишь еще больше усугубить ситуацию, усилить негативные тенденции в семье. Нужно начинать с личного примера

И неважно, что это будет – выбор зависит от конкретных обстоятельств

Можно предложить ребенку посоревноваться, кто способен реально выполнять договор о проведенном у компьютера времени? Нарушитель отправляется выполнять какую-нибудь домашнюю работу, например, пылесосить ковер или выносить мусор. Если в течение недели ребенку удается избежать штрафных очков, то в выходной можно всей семьей отправиться посидеть в кафе, на спортивный матч или придумать что-то еще.

В подростковом возрасте активно формируются навыки общения со сверстниками обоего пола. На этой почве часто возникают конфликты, которые могут стать причиной отказа от общения со школьными друзьями

Поэтому так важно уметь доверительно общаться со своим ребенком, помогая ему разобраться в сложностях взаимоотношений

Если после беседы выясняется, что ребенку просто скучно, а жизнь его бедна яркими впечатлениями, нужно подумать вместе с ним, чем заполнить свободное время: посетить бассейн или каток, погулять по лесу, покататься на велосипеде, и так далее. Тогда времени на компьютерные игрушки просто не будет оставаться.

Бывает так, что самостоятельно родители не могут изменить ситуацию. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу, и чем раньше, тем лучше.

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

Советы психолога

Чтобы вытащить ребёнка из компьютера, родителям рекомендуется:

записаться на приём к психотерапевту;
выяснить основную причину зависимости и направить все силы на её устранение;
не ругать и не наказывать за время, проведённое за компьютером, — вообще не акцентировать внимание на данном вопросе;
поинтересоваться, какие именно игры и соцсети оказались в приоритете, — это позволит понять уровень опасности;
начать более тесное и частое общение, чтобы наладить контакт, причём поначалу следует разговаривать преимущественно о компьютерных интересах ребёнка, но постепенно уводить его от них;
ограничивать время, проведённое за компьютером или гаджетом, постепенно, но не резко (например, уменьшая его каждый день на 10 минут);
постоянно предлагать альтернативы, отвлечь от виртуальной реальности: сходить погулять в парк, в кинотеатр, в зоопарк, съездить к бабушке, покататься на лыжах, пройти квест и т. д.;
записать наконец в любой кружок или секцию, увлечь спортом;
поднимать самооценку, избавлять от комплексов: хвалить, создавать ситуации успеха;
способствовать социальной адаптации: поощрять реальную, а не виртуальную дружбу; отпускать на прогулки и в гости к друзьям, одноклассникам, не запрещать приглашать их к себе домой.. Также нужно приобщать ребёнка к здоровому образу жизни: обеспечить полноценным питанием, высокой двигательной активностью, грамотным режимом дня и чередования учёбы и отдыха

Также нужно приобщать ребёнка к здоровому образу жизни: обеспечить полноценным питанием, высокой двигательной активностью, грамотным режимом дня и чередования учёбы и отдыха.

Данные советы психолога помогут родителям отучить ребёнка от компьютерных игр, хотя весь этот процесс — достаточно трудоёмкий и может занять не одну неделю и даже не месяц. Взрослым придётся набраться немало терпения и обязательно довести дело до конца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector