Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни

Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.

По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2019 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно которому, в поликлинике в 1 месяц вам предстоит осмотр педиатра, а также:

  • Невролога
  • Детского хирурга
  • Офтальмолога
  • Детского стоматолога.

Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.

Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит ( нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно — назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка

На это обязательно обратит внимание невролог.

Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.

Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.

Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений

Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.

Кроме того, малышу дадут направление на:

  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.

Кстати, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Месяц первый

Когда новорожденный проводит первый месяц дома — он адаптируется к внешнему миру. Он только начинает привыкать к условиям, отличным от утробы матери. Поэтому первый месяц считается питательно-сонным. Так как кроха беспрерывно спит (около 20 часов из 24 в сутки), и ест мамино молоко по требованию, а это очень часто.

В этот период очень важно создать все необходимые условия для комфорта малютки. Температура не должна быть слишком теплой или холодной, пеленки должны меняться по мере необходимости, а кормление своевременным

При этом ошибочно полагать, что малыш не развивается в первый месяц. Да, конечно, его силы в большей степени уходят на адаптацию, но это и есть развитие. А чтобы развитие ребенка проходило правильно, ребенка должна окружать любовь и ласка (разговоры, колыбельные, игры, касания теплыми руками).

Что малыш уже умеет в месяц:

  • Замечать игрушки ярких цветов, следить за их перемещением, поворачивать голову на звуки. Кстати говоря, первый цвет, который увидит «маленький» — красный.
  • Развивать зрение ребенка через следящие движения стоит все равно. В этом поможет перемещение игрушки красного цвета (расстояние 30 см.) от лица крохи слева направо, снизу вверх.
  • Проверить слух малыша можно перемещением погремушки с несильно резким звуком от одного уха к другому.

Первый месяц жизни малыш еще помнит врожденные рефлексы. Конечно, пропадают они до 4 месяцев, но о них стоит знать:

  • Рефлекс сосания. В этот период малыш может тянуть все в ротик, так как рецепторы вкуса развиты сильнее, чем даже у взрослых. Так дети знакомятся с новым;
  • Водный. Новорожденный отлично помнит плавательные движения. Проверить это можно, вот только из рук выпускать дитя не стоит;
  • Хватательная рефлекторика. Когда мы касаемся этой малюсенькой ладошки пальцем, кроха тут же ее сжимает;
  • Поиск груди. До 4 месяцев ребенок еще не знает максимально точно, где мамина грудь, но в памяти заложено, что если коснуться его щечки, он потянется к ней автоматически;
  • Рефлекторное умение ходить. Как бы удивительно это не звучало, но малыш помнит еще, какими должны быть движения ног. Поэтому поставив его на ножки (придерживая), он станет ими шевелить, будто бы ходит. На самом деле, пойти он не сможет, так как физически его тело к этому не готово, но память штука сложная. В любом случае, скоро грудничок забудет рефлексы и нужно будет учиться им заново.

Совет родителям: некоторые детки в месяц готовы немного приподнимать голову лежа на животе, для них это тренировка, но не стоит ее проводить в первые дни дома. Лучше ближе к 1,5 месяцам и совсем по чуть-чуть, заранее обговорив с педиатром.

9 месяцев: долгожданные шаги

После двух удачных шагов малютка проявляет свою настойчивость и с большими трудностями, плачем, небольшими синяками учится ходить. Кроха падает и снова встаёт. Так проходят дни. К концу месяца он научится удерживать баланс и равновесие. Прекрасно пьёт из поильника и взрослой кружки. А ещё, это время, когда малютка произносит первые слова мама, папа, баба.

Физические особенности:

  • масса тела прибавляется на 600 гр, рост на 2 см;
  • встаёт из положения сидя, ходит в ходунках или с помощью родителей;
  • может разворачиваться во время ползания;
  • пытается залезть на стул, диван, открывает ящики.

Психомоторные особенности:

  • активно проявляет эмоции, манипулирует родителями с помощью плача, крика;
  • пытается самостоятельно надеть штанишки, шапку;
  • сам кушает ложкой;
  • умеет рвать бумагу, мять в руках пластилин;
  • любимое занятие – засовывать пальчики в дырочки;
  • запоминает названия предметов;
  • радуется, когда его хвалят;
  • понимает значение простых слов: дай, иди, кушай, пей;
  • у крохи формируется индивидуальный «язык «речи, который понятен только родителям.
  • неподдельный интерес вызывают домашние животные, телефон, пульт;
  • в общении появляется жестикуляция.

Малютка умеет прощаться, махая рукой. Начинает понимать, как катать машинку, ставить кубики друг на друга. С удовольствием ищет потерявшиеся игрушки, сортирует их по форме, цвету.

Первое купание

Первое купание новорожденного лучше провести после того, как отпадет пуповина и заживет пупочная ранка. До этого момента малыша лучше обтирать влажной мягкой губкой или тряпочкой. Перед началом обязательно подготовьте все, что может понадобится: теплую воду (около 37 градусов), пеленальный столик, ватные шарики или чистую мягкую тряпочку, детское мыло, пеленки для укутывания, крема и присыпки.

Режим купания в первый месяц жизни ребенка родители выбирают самостоятельно. В целом, состояние кожных покровов ребенка не требует ежедневного купания, но купание можно продолжать, как просто приятную  процедуру для новорожденного

Купаться любят абсолютно все новорожденные, главное делать это осторожно, чтобы не напугать малыша. В целом купать достаточно 2-3 раза в неделю

В воду можно добавлять различные настои трав, но можно и без них. Использование мыла также определяется индивидуально родителями, исходя из чувствительности кожи малыша отсутствия или присутствия аллергической реакции на те или иные средства.

Сладкий сон

Есть, спать и расти – вот основные задачи маленьких детей. Правильный уход за ребёнком до года – это не только кормление, но и создание всех условий для комфортного отдыха крохи. Кроватку для малыша стоит выбирать удобной, выполненной из натуральных материалов, лучше из дерева. Дно кроватки – решетчатое, чтобы матрас мог проветриваться. Расстояние между планками бортиков – 5–6 см, чтобы ребёнок не просунул туда ручку или ножку и не застрял.

Матрасик выбирайте жёстким, лучше всего – кокосовым. Подушка детям до года не нужна. Бельё в кроватку – только натуральное, хлопковое. Одеяло – либо легкое хлопковое, либо теплое синтепоновое. Шерстяное одеяло может вызвать аллергию.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

Как воспитывать ребенка с рождения до 3 месяцев

В первый месяц жизни малыш имеет отличный сосательный рефлекс, произвольно двигает верхними и нижними конечностями, сжимает кулачки и пытается засунуть их в рот, вздрагивает на резкий звук. К концу 4 недели он может начать улыбаться и следить за движением предметов.

Двухмесячный малыш может поднимать головку, пытается искать источник звука, фокусировать взгляд на интересных ему объектах. В три месяца карапуз хорошо находит источник звука, начинает гулить, уверенно держит голову.

Главные потребности малютки в этот период – постоянное присутствие мамы, ощущение ее тепла и родного запаха, чем воспитывается его доверие к окружающему и еще такому пугающему внешнему миру

Внимание и ласка ухаживающих за малышом формируют у него чувство безопасности и помогают легче и быстрее адаптироваться ко внеутробному существованию

Новорожденный ребенок только привыкает к этому миру

Важно! Детские психологи рекомендуют первые 1-3 месяца (и даже до 8-9) как можно чаще держать деток на руках, давать ощущение полного телесного контакта. Это помогает воспитать в ребенке спокойный и уравновешенный нрав, который станет определяющим в формировании будущей личности, а также развить сенсорные чувства

В то же время при недостатке тактильного и визуального контакта у детей, который составляет воспитание новорожденного, недоверие к миру вырастает в различные психологические проблемы.

Воспитание внимания новорожденного ребенка от 0 до 3 месяцев проводится в играх по передвижению предметов родителями, с мобилем над кроваткой, лицом (можно строить гримасы и давать карапузу их тщательно рассмотреть), голосовыми играми (песенками и потешкми с различными эмоциями и интонациями), повторением за малышом его первого лепета.

В первый квартал жизни начинается и эстетическое воспитание младенца. Это касается не столько вкусовых ощущений, сколько общих эстетических чувств, стремления к  прекрасному, порядку и комфорту. Большую роль тут играет красивая и ухоженная мама. Также в этом возрасте начинается приучение к режиму сна и питания.

Ежедневный утренний уход

После выписки каждое утро новорожденного младенца должно начинаться с умывания. Для этого ватный диск окунают в кипяченую теплую воду и отжимают, после чего влажным диском протирают:

  • Личико малютки.
  • Глазки крохи. Движения должны быть от наружных уголков в сторону носика. Для каждого глаза используют отдельный ватный диск.
  • Ушки младенца. Протирать нужно кожу за ушами и завитки раковины.
  • Шею малыша.

Кроме того, мама должна ежедневно осматривать всю кожу младенца и вовремя выявлять покраснения складок. При появлении опрелостей малютке показаны воздушные ванны и специальные косметические средства.

В следующем видео кандидат медицинских наук Айнур Тажина вместе с приглашенным врачом поможет разобраться, как правильно ухаживать за новорожденным.

Обработка пупка

Пупочек новорожденного обычно заживает в течение первых двух недель жизни малютки. Обработка пупка должна проводиться до полного заживления.

После купания ранку, которая осталась после отпадания пуповинного остатка, следует обрабатывать так:

  • Для обработки нужно подготовить , ватные палочки и раствор перекиси.
  • Маме обязательно нужно вымыть руки.
  • Ватную палочку смачивают перекисью, после чего обрабатывают ранку, чтобы она была очищена от отделяемого.
  • Остатки перекиси убираем сухой палочкой.
  • Еще одну ватную палочку смочите в антисептике и обработайте пупочек. Чаще всего используют зеленку, но это также может быть хлорофилипт, раствор йода или настойка календулы.
  • Старайтесь при обработке не затрагивать кожу.

Подмывание и подгузники

После каждого стула новорожденного малыша следует подмыть. Если стула не было, подмывание проводят каждые 2-3 часа. Эта процедура проводится под проточной водой, так как вследствие подмывания в ванночке или тазу возможно возникновение инфекции мочевых путей. Не забудьте убедиться, что вода, которая течет из крана, имеет комфортную для младенца температуру. Подмывая новорожденную девочку, следует двигаться спереди назад.

О том, как купать новорожденного ребеночка, смотрите в следующем видео.

Когда подмывание завершено, положите малютку на пеленальный столик или диван, затем промокательными движениями уберите с кожи воду с помощью чистой пеленки. Далее обработайте складочки ватным шариком, смазанным растительным маслом. Также для обработки складок можно воспользоваться детским кремом.

Подгузники для новорожденного могут быть как одноразовыми, так и многоразовыми. Младенец не должен пребывать в одноразовом подгузнике дольше 4 часов. Надевают подгузник на новорожденного кроху так, чтобы пупок оставался открытым. Это будет способствовать более быстрому заживлению ранки. В течение дня ребенок должен проводить некоторое время без подгузника.

О правилах ежедневного ухода за новорожденным смотрите в следующем видео.

Развитие ребенка от рождения до года: 9 месяц

Девять месяцев — отличная дата, внеутробное время сравнилось с внутриутробным, и теперь будет его только превышать. Ваш малыш с каждым днем становится все менее беспомощным и более самостоятельным. Он уже довольно подвижен и требует постоянного присмотра.

К концу 9 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 600 грамм, подрастает на 2 см;
  • садится из положения лежа, встает из положения сидя, ходит приставным шагом, держась за опору;
  • пытается залезть на диван или кровать и слезть самостоятельно;
  • пытается открывать полки и ящики, так что лучше убрать все ценное куда-нибудь повыше;
  • умеет разворачиваться во время ползания;
  • активно проявляет эмоции;
  • запоминает все больше слов, умеет выполнять небольшие просьбы.

10 месяцев: всё больше удивляем взрослых

Родители не успевают радоваться достижениям крохи. С каждым днём проявляются новые способности. Он стал активным, общительным, самостоятельным! Малыш не требует много внимания, как в 5,6 или 7 месяцев – он самостоятельно играет в различные игрушки, у него появились любимые мультфильмы. Это время, когда мама может заняться своими делами.

Дневной сон стал значительно короче – 2 часа. Частые капризы ребёнка обозначают его усталость, и мамочка должна скорректировать режим дня.

Физические особенности:

  • к массе прибавляется 350 гр, к росту 1 см;
  • учится ходить;
  • повторяет движения взрослых.

Психомоторные особенности:

  • удерживает в одной руке несколько предметов;
  • выполняет сложные действия: отбирает игрушку, прячет её или ищет;
  • строит башенки, катает машинку, собирает пирамидку;
  • показывает где у мамы глазки, ротик, носик;
  • умеет произносить названия животных и имитирует их голос;
  • спокойно относится к горшку.

Многие детишки проявляют интерес к рисованию, чиркая карандашами в альбоме или пачкая пальчики красочками. Чем больше родители будут заниматься с крохой, тем лучше будет происходить детское развитие.

Причины плача у новорожденного малыша

  • Кроха может проявлять беспокойство из-за кишечных колик. Если малыш не успокаивается в ваших руках, подгибает ножки, подтягивает их к животику, скорее всего, у него болит животик. Чтобы избавить кроху от колик, после кормления держите его несколько минут в вертикальном положении «солдатиком», аккуратно поддерживания голову.
  • Распространенная причина того, почему новорожденный часто плачет – это голод. Современные врачи-педиатры советуют кормить младенца по первому требованию. Заплакал – дайте грудь или бутылочку.
  • Малышу больно. Как известно, детей в течение первых месяцев жизни мучают кишечные колики. Чтобы облегчить страдания ребенка, держите его «столбиком» после каждого кормления, а спать кладите на животик.

  • В первые дни после рождения малыша могут беспокоить «воспоминания» своего появления на свет. Процесс родов – огромный стресс и для мамы, и для ребенка, поэтому необходимо некоторое время, чтобы младенец забыл этот момент.

  • Ребенку жарко или холодно. Самой лучшей температурой в комнате, где живет грудничок, считается +22-24 градуса. Малыш, который перегрелся, краснеет, у него может появиться потница. В этом случае его лучше всего полностью раздеть и подмыть. Если ребенок замерз, запеленайте его и прижмите к себе – у груди малыш сразу согреется.

  • Следующая причина того, почему плачут новорожденные, – это усталость. Несмотря на то что ребенок еще мал, он способен утомиться. Малыш устает от сосания, движения собственных ножек и ручек, массажа, от того, что он видел в течение дня.
  • Некоторые дети плачут непосредственно перед тем, как намочить пеленки. В этом случае малыш сначала тихонько хныкает, затем может резко закричать.
  • Малышу неудобно лежать. Ребенок в течение первых дней жизни совсем не умеет менять положение тела, поэтому ему может надоесть находиться, например, на левом боку.

Почему плачут новорожденные, когда видимых причин на это нет? Оказывается, младенец может просто желать быть поближе к маме, ведь он еще не представляет себя без нее. Чаще берите малыша на руки, не боясь избаловать его: гораздо хуже себя чувствуют дети, которым не достает родительской любви, чем те, кого с первых дней постоянно прижимали к себе и целовали!

5 месяц: пора учиться ползать

Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее

Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова

У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.

В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.

В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.

Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.

Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями

Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки

На фоне этого они часто капризничают.

Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.

Физические достижения:

  • к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
  • некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
  • легко переворачивается со спины на животик;
  • упирается на ладони и приподымается всем телом;
  • с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.

Психомоторное развитие:

  • понимает интонацию мамы;
  • протягивает ручки, просясь к родителям;
  • кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
  • время кормления превращается в забавную игру;
  • дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
  • с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
  • засматривается на экран телевизора.

Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий