Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Как развивать память у детей до 1 года, 3-4-5 лет, дошкольников

Особенности

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.

Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.

Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

Упражнения и игры на развитие памяти

Игры

Основной деятельностью детей возраста от 3 до 6 лет являются игры. Благодаря правильному подходу, они помогут серьезно улучшить память ребенка. Именно игры являются определяющими для будущих черт характера, а также интересов. Взрослые должны быть особенно внимательны к такому, казалось бы, простому развлечению. Специальные дидактические игры развивают память, интеллект, психику, а также позволяют обучить ребенка определенным знаниям в игровой форме. Поэтому стоит отдавать предпочтение им, снижая количество других бесполезных развлечений.

Важнее всего сделать правильный выбор. Добиться желаемого результата удастся только тогда, когда игра будет соответствовать следующим условиям:

  1. Игра должна вызывать у ребенка положительные эмоции.
  2. Материал должен быть структурированным и простым для детской логики.
  3. Родителям следует правильно мотивировать ребенка, чтобы он тренировал память.
  4. Результаты занятий нужно проверять через некоторое время после игры.

Основой большинства игр являются: выстраивание ассоциаций, поиск причинно-следственных связей, сравнение предметов, анализ окружающих объектов. Все они воздействуют на определенный тип памяти. Наиболее интересные игры нужно знать всем родителям.

Игра первая

От взрослого потребуется показать ребенку несколько последовательных движений, после чего малыш должен будет их повторить, сохраняя порядок. Движения можно усложнять или упрощать, если есть необходимость.

Такая игра поможет развить двигательную память малыша.

Игра вторая

Нужно положить в непрозрачный мешочек несколько игрушек, не показывая ребенку. Его задачей будет определение всех найденных вещей и их характеристик наощупь. Для малышей желательно использовать максимально знакомые для них игрушки, а для детей постарше можно применять обычные повседневные вещи.

С помощью такой игры удастся развить образную память.

Игра третья

Родители вместе с ребенком должны разучить любую песенку, которую возможно инсценировать. После минимального заучивания они вместе (или только ребенок) должны спеть ее, самостоятельно показывая все, о чем идет речь.

Такой игрой получится развить эмоциональную память у малыша.

Игра четвертая

Взрослому потребуется придумать пары слов, между которыми должна прослеживаться логическая связь. Отличным примером будут следующие варианты: «вода – море», «стекло – окно» и т.п. Заданием для ребенка будет запоминание всех пар. Взрослый читает по одной паре каждые 5 секунд, после чего он называет по одному слову, к которому ребенок должен вспомнить вторую пару.

Так удастся развить словесно-логическую память.

Развитие памяти у детей до 1 года

У новорожденных младенцев функции памяти еще находятся на очень низком уровне, поскольку дети в этом возрасте еще не сформировали какой-либо багаж знаний. Существует парадокс – чтобы что-нибудь запомнить, нужно уже что-то помнить. С возрастом дети легко запоминают информацию, получаемую из окружения, и скорость запоминания у малышей напрямую связана с объемом той информации, которую они получил ранее.

Большинство родителей не отдают себе отчет, что занятия с малышом должны быть продуктивными и регулярными, чтобы его интеллект развивался эффективно. И лучше всего начинать с самых банальных детских стишков, которые мама изо дня в день будет повторять ребенку, способствуют формированию базовых навыков и умений малыша.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Память детей от рождения до года формируется благодаря их условным рефлексам. Это так называемая моторная, или двигательная, память. Начиная с 6 месяцев, постепенно возникает и эмоциональная память. На втором году жизни закладывается фундамент образной памяти и образного восприятия.

Важным аспектом в развитии формировании памяти у младенцев является активное участие взрослых. От того, сколько времени родители готовы отдать своему малышу в его младенческом возрасте зависит уровень развития его мышления, воображения и памяти в дальнейшей жизни.

В 3 месяца жизни память ребенка начинает активно проявляться в запоминании лиц и голоса своих близких людей. Ребенок начинает учиться отличать “своих” от “чужих” и соответствующим образом реагировать на их появление.

Постепенно кругозор малыша расширяется, особенно когда он научится переворачиваться на животик, чтобы рассматривать и запоминать окружающие его предметы. Игры с ребенком помогают развивать его память.

Игра “Кто спрятался”?

Игры с игрушками необходимы, чтобы ребенок учился запоминать небольшое (2-3) количество игрушек и определять как их отличие друг от друга, так отсутствие какой-либо среди всех. Игра с прятками игрушек отлично отвечает этим целям, поскольку малыш должен догадаться, какой игрушки не хватает, если мама спрячет ее. Всем игрушкам рекомендуется давать имена, чтобы тренировать у малыша не только зрительную, но и слуховую память.

Игра “Кто пришёл?”

Рассадите перед ребенком три игрушки. Скажите, что они пришли к малышу в гости, но один гость что-то запаздывает. Попросите ребенка закрыть глаза, а сами добавьте одну игрушку. Пусть малыш угадает, «кто пришёл».

Чтение книг полугодовалым детям

Начиная с полугода, детям можно читать книжки. Это позволяет развивать словесно-смысловую память малыша. Доказано, что дети хорошо запоминают не только сюжет сказки, но последовательность действий персонажей. Позже, когда он начнет говорить, он обязательно порадует родителей, пересказанной сказкой.

Виды памяти

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).

Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память.

Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.

По приемам заучивания различают:

Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.

Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними

С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Упражнения и игры

Игровая форма – лучший способ добиться какого-либо развития у дошкольника. При регулярных занятиях память начнет постепенно улучшаться, а вместе с ней повысится уровень интеллекта и некоторые личные качества. Достаточно тренироваться несколько раз в неделю по 30-60 минут, чтобы получить результат уже через пару месяцев. Но даже после этого потребуется продолжать занятия, чтобы поддерживать имеющийся уровень развития.

Какие игры и упражнения можно использовать для развития памяти и мышления в дошкольном возрасте:

  1. Запоминание карточек. Взрослые показывают ребенку несколько карточек (10-15), которые он должен запомнить. На них могут быть изображены животные, растения, буквы и т.д. После 20 секундного ознакомления с картинками малыш должен по памяти, не смотря на карточки, назвать увиденное. Для усложнения задачи можно попросить соблюдать порядок изображений.
  2. Спрятанные вещи. Совместно с малышом родитель выбирает игрушку или вещь, которую ребенок будет искать. После этого дошкольник отворачивается, закрывает глаза, а взрослый прячет выбранный предмет в доме. Задачей малыша станет поиск потерянной вещи.
  3. Фотографическая память. Ребенку показывают изображение, за 30 секунд он должен его максимально точно запомнить, а потом по памяти нарисовать такое же на чистом листе. Следует подбирать не слишком сложные картинки, чтобы малыш смог их воспроизвести без посторонней помощи.
  4. Прилагательные. Взрослый поочередно называет несколько существительных, а ребенок характеризует каждое из них отдельным прилагательным, которые нужно записать. После родитель зачитывает все слова, а задачей малыша будет вспомнить, что именно он характеризовал этим прилагательным.
  5. Пары слов. Взрослый придумывает пары слов, связанные одним признаком (ложка-еда, диван-отдых, книга-чтение и т.п.), и называет их ребенку три раза подряд. Малыш должен постараться их запомнить, т.к. при четвертом повторении родителем будут названы лишь первые слова из этих пар, а вторые потребуется вспомнить.
  6. Комбинации слов. Родитель называет малышу слова, начиная с одного, а потом с каждым разом увеличивает их количество. Называет он их до тех пор, пока ребенок не ошибется. А задача малыша состоит в том, чтобы сразу же повторить все произнесенные слова. Желательно подбирать их так, чтобы связь между ними была лишь условной. Для упрощения проверки длинные сочетания рекомендуется записывать на листок.
  7. Поиск различий. Нужно найти 2 практически идентичных картинки, на которых будет присутствовать несколько малозаметных отличий. Именно их потребуется отыскать дошкольнику. Опытные в использовании ПК родители могут создать такие изображения из одного самостоятельно с помощью специальных программ.
  8. Мелкие изменения. Малышу показывают набор мелких предметов, после чего он должен отвернуться. В это время взрослый убирает один из элементов, что изменит картину увиденного. От ребенка потребуется определить, что именно пропало. Такая игра может применяться не только к набору предметов, но и к внешнему виду присутствующего человека или обстановке в комнате.
  9. Ассоциации. Родитель дает дошкольнику любой предмет (игрушку, одежду, электронику и т.д.), а его задачей будет составление максимального подробного описания и придумывание ассоциаций. Такая игра подойдет для младших возрастов и отлично разовьет память с внимательностью. Для усложнения задачи можно не давать вещь в руки, а просто называть ее.
  10. Повторение движений. Взрослый показывает малышу определенные движения своим телом, после чего он должен будет повторить их в правильной последовательности. Желательно играть при включенной приятной музыке.
  11. Тактильные ощущения. Родители завязывают малышу глаза и дают предмет ему в руки либо просто кладут в мешочек. Задачей ребенка будет определение наощупь, что именно он трогает. Рекомендуется использовать вещи, которые сложнее всего распознать.
  12. Воспоминания. Задача ребенка заключается в том, чтобы вспомнить звучание, запах или вкус любой еды. Также можно попросить его вспомнить последовательность того, как именно он надевал одежду утром.

Допускается выбирать любой вариант, при этом он обязательно должен нравиться дошкольнику. Существует много других упражнений на развитие памяти, но наиболее эффективны указанные выше. Из иных можно использовать игру «Магазин», известную всем с детства. Она влияет на развитие памяти, мышления и фантазии.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  •  содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  •  процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  •  мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  •  контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату

Мнемотехника

Одним из самых популярных способов тренировки памяти является мнемотехника. Она обеспечивает человека хорошим развитием всех типов запоминания информации. Такая методика основана на придумывании ассоциаций и различных образов. Поэтому мнемотехника оказывает положительное влияние не только на память, но также на воображение.

Наибольшую эффективность показывают те упражнения, в ходе которых ребенок создал максимально длинную и специфичную цепочку восприятия. Добиться этого поначалу нелегко, но при определенных усилиях вполне реально.

Внутри методики есть несколько способов запоминания информации:

  • Сокращение слов. Ребенку нужно сократить все слова из запоминаемой фразы по первым буквам. Применимо к коротким фразам из 2-3 слов.
  • Разбивка на части. Крупные события или предложения можно запоминать по частям, каждая из которых будет присутствовать в памяти отдельно.
  • Сочинение рифм. От ребенка требуется зарифмовать информацию, которую нужно запомнить. Это можно сделать в виде 2-строчного стишка.
  • Создание образов. Достаточно представить в голове ситуацию, связанную с запоминаемой информацией, и держать ее там максимально долгое время.

Некоторые детсады уже давно применяют мнемотехнику на практике, сделав ее одной из обязательных частей обучающей программы. Дети, осваивающие эту технику, идут в школу с гораздо более развитой памятью и легко справляются со школьными заданиями, что не может не радовать их родителей. Занятия с применением такой методики можно проводить самостоятельно в домашних условиях.

Виды памяти

Человеческую память классифицируют по нескольким критериям. Они описывают все условности процесса запоминания в один конкретный момент времени. Основные виды определяют, каким именно органом чувств и что было отложено в памяти. Всего выделено 5 таких типов:

  • Зрительная – все, что человек смог увидеть глазами;
  • Слуховая – информация, воспринятая с помощью органов слуха;
  • Осязательная – ощущения, полученные от тактильных контактов;
  • Обонятельная – чувства запаха, распознанные с помощью носа;
  • Вкусовая – память о вкусовых качествах съеденных продуктов.

Каждый из указанных видов памяти нужно развивать отдельно, используя соответствующие органы чувств. Некоторые упражнения позволяют задействовать сразу несколько типов запоминания, что значительно упрощает задачу.

Психология

Отдельно выделяют классификацию с помощью психологии. При определении вида учитывается характер психической активности, которая напрямую связана с запоминанием. Изначально дети способны использовать только некоторые типы такой памяти, но с постепенным взрослением у них появляются и другие.

Выделяют 5 видов памяти по психической активности:

  • Образная – воспоминания в виде образов обо всех вещах и явлениях, полученные с помощью органов чувств (слух, зрение);
  • Двигательная – запоминание всех движений, особенностей ходьбы и последовательности выполнения тех или иных задач, связанных с физической активностью;
  • Эмоциональная – сохранение в памяти всех личных переживаний и эмоций, связывание их с разными прошлыми событиями;
  • Словесно-логическая – закрепившаяся информация о мыслях или понятиях, часто используемая в учебе или работе.

Самой первой памятью у каждого ребенка становится двигательная. Именно она помогает малышу научиться ползать, а потом – начать ходить. Особого развития же требует словесно-логический тип запоминания, т.к. он становится основным способом сохранения информации в голове у дошкольников.

Длительность

Существует классификация памяти по длительности сохранения информации. Ей во время обучения не уделяют практически никакого внимания, что является ошибкой. Иногда требуется направить упражнения лишь на один тип запоминания, чтобы изменить жизнь малыша к лучшему.

Есть 3 типа памяти по длительности хранения данных:

  • Кратковременная – сохранение информации на короткое время с возможностью ее полноценного применения;
  • Долговременная – запоминание данных на длительный срок, сохранение их прочности при использовании даже спустя несколько месяцев;
  • Оперативная – закрепление информации на определенный промежуток времени с целью применения, которая забывается сразу после потери надобности.

Все три вида памяти активно используются дошкольниками, но зачастую во время обучения дети применяют именно оперативную, что может негативно сказаться на качестве их обучения в школе. Избежать задействования такого типа запоминания можно, если суметь вызвать у ребенка интерес к изучаемому предмету.

Степень активности

Последним делением памяти на виды является ее классификация по степени активности ребенка при запоминании

Ей стоит уделять не меньшее внимание, т.к. она имеет большое значение при переходе малыша из детского садика в первый класс

Существует 2 вида памяти по степени активности:

  • Произвольная – нацеленное усвоение той или иной информации для дальнейшего использования;
  • Непроизвольная – случайное запоминание данных в процессе какой-либо деятельности с возможностью их применения.

Для подготовки к школьным предметам рекомендуется развивать именно произвольную память, т.к

она будет очень полезна при нацеленном заучивании важной информации

Марк Туллий Цицерон

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает  прошлое с настоящим и будущим

Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития

Ход собрания.

Вступительное слово воспитателя.

– Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

– Не знаю, – отвечает тот.

– Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

– А она – вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека, без него невозможно. I

Память можно и нужно развивать

I. Память можно и нужно развивать.

Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.

Психологи утверждают следующее:

• Память можно и нужно развивать;

• что может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;

• Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;

• Природную память можно тренировать;

• Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;

• Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.

II. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.

Необходимость использования мнемических приемов.

Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями.

III. Упражнения для тренировки памяти детей дома.

Упражнение 1. Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2. Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 3. Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 4. Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств. По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить

Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше

Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения

Игры

1. «Прятки»

На стол выкладываем карточки с изображениями или игрушки на одну больше, чем лет ребенку. Просим внимательно рассмотреть их, запомнить и закрыть глаза. Взрослый прячет одну картинку (игрушку). Малыш смотрит и отгадывает, какая картинка (игрушка) «спряталась». Усложненный вариант: ведущий убирает одну карточку (игрушку), а остальные меняет местами.

2. «Летает – не летает» 

Взрослый называет предметы и спрашивает: «Летает?» Если этот предмет летает, то ребенок должен хлопать в ладоши, а если нет – замереть. Для усложнения задачи родитель хлопает в ладоши во всех случаях: и когда предмет летает, и когда нет.

3. «Дни недели» 

Задаем ребенку вопросы:

  • Какой день недели перед четвергом?
  • Какой день недели был вчера?
  • Назови день после вторника.
  • Назови день недели между пятницей и воскресеньем.

Варианты: времена года, цифры, буквы.

5. «Снежный ком»

Родитель и ребенок (или несколько детей) придумывают слова на определенную тему. Первый участник игры называет слово, второй должен его повторить и назвать свое, следующий участник уже называет два прозвучавших слова и добавляет новое слово.

6. «Что пропало?» (5-6 лет)

Предлагаем ребенку посмотреть некоторое время на таблицу и запомнить расположение цифр.

Потом показываем ему таблицу с пропущенными цифрами и просим написать нужные цифры в пустых клеточках.

Аналогичное задание можно выполнить с геометрическими фигурами, буквами, предметами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: