Раннее развитие ребенка: хорошо это или не очень

Чем опасны скачки роста

Если развитие ребенка происходит слишком стремительно, то в этом случае организм малыша может начать испытывать недостаток кальция. Этот компонент очень важен. Если ребенок быстро растет, то в этом случае костной ткани не хватает количества строительных элементов. Кости становятся более хрупкими и ослабленными.

Чтобы своевременно выявить недостаток кальция в организме ребенка, стоит обратить внимание на состояние его зубов. Если на них появляются небольшие белые точки, то это первый признак того, что эмаль формируется недостаточно крепкой

Ей не хватает кальция. А значит, и весь организм испытывает подобный дефицит.

В подобной ситуации нужно уделить повышенное внимание гигиене ротовой полости малыша. Нужно, чтобы он чистил зубы не меньше 3-х минут

Также стоит посетить стоматолога. Ему нужно обязательно сказать, что ребенок растет быстрее сверстников. Если этого не сделать, то разрушение эмали приведет к довольно быстрому развитию кариеса.

Когда нужно обязательно посетить врача

Разумеется, затягивать не стоит, если ребенок мучается от боли или других неприятных симптомов. Если же речь идет только том, что он выше своих сверстников, то нужно понять, является ли это отклонением от нормы.

Зная, быстро ли растут дети, намного проще оценить ситуацию. Беспокойство оправдано в том случае, если габариты малыша превышают норму на 15-20%. Во всех остальных случаях чаще всего речь идет об индивидуальных физиологических особенностях. Однако независимо от этого рекомендуется посетить детского эндокринолога, который проведет стандартные тесты и диагностику. Также каждый малыш обязательно должен проходить осмотр педиатра. Он должен быть в курсе всех изменений здоровья ребенка. Если игнорировать проблемы роста малыша и не предпринять своевременные меры, то это может негативно сказаться на качестве всей его жизни. Например, может развиться порок сердца или появятся проблемы с кровеносным давлением. Поэтому лучше не затягивать и всегда отмечать любые отклонения в формировании чада.

Узкий круг тем для разговора

Спектр тем, на которые общается говорящий ребёнок, сильно ограничен, его невозможно переключить, отвлечь от общения на эти темы, он месяцами возвращается к ним снова и снова каждый день. Кроме того, они могут быть весьма своеобразными: стиральные машины, схема метро, марки автомобилей и т.д.

Если общение на эти темы сильно отличается от обычного детского увлечения и ребёнок на все остальные темы общаться не в состоянии, отвечает на вопросы, не относящиеся к интересам, односложно и не охотно, навязчиво пытается обсуждать любимые темы даже с людьми незнакомыми и малознакомыми, которые не проявляют к ним интереса и всячески пытаются уйти от общения, — имеет смысл обратиться за консультацией.

Точность ультразвуковой диагностики при определении срока беременности

Если у женщины регулярный цикл месячных, то есть двадцать восемь дней календаря, то данные предполагаемого срока плода, полученные при исследовании ультразвуком, совпадают с первым днем последней менструации. Если эти показатели все-таки не совпадают, то следует опираться на ультразвуковую диагностику. Это связано с тем, что оплодотворение чаще происходит через четырнадцать дней с первого дня последних месячных.

Случается, что установление срока интересного положения по размерам матки не совпадает с данными, полученными при исследовании ультразвуком. Это зависит от индивидуальных особенностей беременной, но эту информацию все же учитывают. Также развитие самого плода может не соответствовать привычным временным характеристикам. В этом случае расставить все по своим местам может ультразвуковая диагностика. Эти несоответствия могут составлять четырнадцать дней на тридцатой неделе и 21 день на 36-40-й неделях.

Природа хитрее всех возможных расчетов, поэтому даже ультразвук не может показать на сто процентов точной даты родов. Даже если будущая мама знает, когда произошло оплодотворение, то ультразвуковое исследование дает данные, которые опережают эту дату на четырнадцать дней. Получается, что УЗИ не может назвать точной даты родов, но срок высчитывает точнее всех остальных методов.

Высчитывают день родов из расчета 38 недель. Но нормальная беременность длится 38-40 недель, то есть опять получается плюс-минус две недели: есть женщины, которые рожают в 39 или в 40 недель. Сорок недель длится вынашивание плода по УЗИ, 38 – по подсчетам гинекологов. Нормальные роды происходят на 40-й недели по ультразвуковому сканированию или по первому дню последних месячных — через десять дней после даты. Даже если дата родов высчитана правильно, роды могут произойти раньше из-за приема лекарственных препаратов, болезней будущей мамы, травм и стрессов.

Беременная женщина за весь счастливый период должна обследоваться при помощи ультразвука четыре раза. Если есть подозрение на самопроизвольный аборт, то процедуру проводят чаще. Но не вредно ли ультразвуковое исследование для женщины и ее еще нерожденного малыша?

Вред от УЗИ не доказан, но и данных о его полной безвредности также нет. Ни одна новорожденная кроха не пострадала от ультразвуковых волн, которым подвергалась в утробе мамы. Но никто не знает, что будет с этими детьми и их потомками через тридцать, пятьдесят и более лет. Поэтому без серьезных на то причин увеличивать число посещений кабинета ультразвуковой диагностики не рекомендуется. Незамедлительно явиться на диагностическую процедуру, которая проводится при помощи ультразвуковых волн, необходимо, если самочувствие будущей мамы резко ухудшилось, появились кровянистые выделения из вагины, длительное время нет шевеления.

Опасная задержка развития. Степени СЗРП

Синдром задержки развития плода (СЗРП) — это патологическое состояние малыша, характеризующееся отставанием в росте и развитии относительно срока беременности.

Различают два типа задержки развития плода — симметричный и асимметричный. Симметричная форма характеризуется пропорциональным (равномерным) отставанием длины и веса плода от нормы, соответствующей сроку беременности. Эта форма наблюдается в 10-30% случаев и чаще развивается в ранние сроки беременности (до 16 недель). Основными причинами симметричной формы задержки внутриутробного развития плода являются хромосомные и генетические аномалии (синдром Дауна, фенилкетонурия — врожденная болезнь с нарушением обмена аминокислоты фенилаланина и др.), врожденные пороки развития плода (пороки сердца, кровеносной и нервной системы). Нередко к симметричной ЗРП приводит внутриутробная инфекция, чаще — вирусная (краснуха, герпес, цитомегаловирус). Другая причина равномерной задержки роста — голодание, авитаминоз, курение, алкоголизм или наркомания матери. Наконец, большое значение имеют заболевания будущей мамы, сопровождающиеся хронической гипоксией: пороки сердца, астма, эмфизема легких, бронхоэктатическая болезнь, дыхательная недостаточность.

Асимметричная форма СЗРП характеризуется неравномерным развитием плода, например:

  • отставанием веса на фоне нормальной длины плода;
  • отставанием в развитии органов грудной клетки и брюшной полости при нормальном развитии головки;
  • сочетанием этих двух типов.

Асимметричная форма СЗРП чаще наблюдается во второй половине беременности (после 20-й недели), когда начинается интенсивный рост плода. Эта форма составляет 70-90% от всех случаев. Наиболее частые причины развития такой формы СЗРП — гестозы беременных, диабет и сердечно-сосудистые заболевания матери, анемии, патологии плаценты, частые кровотечения во время беременности, многоплодие.

Причины

Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания

На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является

Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет

Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени

Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику

Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:

  • неправильная эмбриональная закладка органов;
  • наследственные патологии;
  • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
  • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
  • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
  • травмирование живота при падении во время беременности;
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

Развитие внимания и памяти ребенка в возрасте 12 месяцев

Оценка нервно-психического развития детей основывается на наблюдении и изучении таких характеристик, как память, мышление, внимание и восприятие. Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке

Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице. Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются

Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке. Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице. Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются.

Стадии развития психики у детей

Особенностями внимания ребенка в год является то, что оно еще непроизвольно. Это происходит потому, что нервная система малыша еще несовершенна

Он еще не способен продолжительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но его внимание развивается, становится более устойчивым

Для сравнения: максимальное количество времени, которое маленькие дети могут удерживать на одной игрушке:

  • в возрасте 12 месяцев – 10 минут,
  • в возрасте трех лет – полчаса и больше, если игрушка его очень увлекла.

Считается, что возраст от 12 месяцев до 2-х лет – самый сложный период в воспитании ребенка.

Концентрация внимания в год может длиться до 10-15 минут

Малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности и поэтому постоянно требует внимания мамы

Однообразные игры

Ближе к трём годам ребёнок играет в странные однообразные игры: выстраивает кубики в ряды, кружится на месте, потряхивая ручками. Может проявлять повышенный интерес к буквам и цифрам при явном отставании во всех остальных сферах: речевой, интеллектуальной, самообслуживании и т.д.

Практически нет элементов адекватной, обычной игры: накормить куклу кашей, уложить мишку спать, построить из кубиков «дом» (и обыграть эти ситуации. Потому что навязчивое стремление раз за разом строить дом, обрушивать его и строить снова, в одной и той же последовательности — изо дня в день — это тоже не очень хороший признак).

До трёх лет в норме все дети без организующей помощи взрослого почти не играют вместе, просто допускают присутствие других детей рядом, но если ребёнок не начал проявлять интереса к совместной игре и после трёх лет, а кроме того есть вот такие повторяющиеся и необычные игры, — это должно вас насторожить.

Что влияет на рост ребёнка?

Темпы роста

За первый год жизни малыш вырастет примерно на 20-25 см. Это самый интенсивный показатель за весь период его жизни, так как в дальнейшем расти кроха будет в 2 раза медленнее. Особенно активно прибавляют в росте младенцы старше 6 месяцев, ведь их рацион в этот период становится разнообразнее за счёт введения прикорма.

После года темпы роста несколько снижаются, но остаются по-прежнему достаточно высокими. К моменту достижения двухгодовалого возраста показатели роста увеличиваются в среднем на 12 см (по сравнению с двенадцатимесячным ребёнком), а в следующем году ребёнок подрастёт всего на 6 см.

Именно эти цифры являются среднестатистическим показателем, на который увеличивается рост малыша в каждый следующий год.

Как факторы могут влиять на рост?

Как у новорожденных, так и у детей постарше первостепенную роль в процессе роста играет питание.

Например, детки, получающие в качестве пищи молоко мамы, растут несколько медленнее по сравнению со сверстниками, находящимися на искусственном вскармливании. Это связано с тем, что грудное молоко (а точнее — его состав) напрямую зависит от рациона мамы и может меняться с введением или ограничением какого-либо продукта.

Состав детской сухой смеси всегда постоянен, поэтому прибавка в весе и росте и детей, кушающих заменители молока, стабильна и соответствует общепринятым нормам.

Для деток постарше (старше 6 месяцев) на рост могут влиять и другие причины, например:

Своевременное введение прикорма.

Дети, мамы которых затягивают с добавлением в рацион новых продуктов (согласно возрасту), могут незначительно отставать в росте. Это связано с тем, что количество полезных веществ (в первую очередь, железа) в грудном молоке уменьшается по достижении крохой шести месяцев.

Дефицит витаминов и минеральных солей может отрицательно сказаться на развитии и росте, именно поэтому введение мясных, овощных, фруктовых пюре, а также каш стоит производить именно в этом возрасте (если врачом не рекомендована другая схема введения прикорма).

Наследственность.

Наследственный фактор также имеет большое значение, поэтому если рост одного из родителей меньше 160-164 см, не стоит паниковать, что ребёнок немного отстаёт в показателях роста.

Достаточное поступление витамина D.

Данный элемент не зря называют «витамином роста», так как именно достаточное поступление витамина D обеспечивает правильный рост ребёнка.

При его недостатке у малыша может развиться грозное заболевание — рахит, поэтому педиатры всем мамам рекомендуют давать детям этот витамин с самого рождения.

Кстати, витамин D в каплях («Аквадетрим» или «Вигантол») входит в перечень бесплатных лекарств, положенных детям в возрасте до 3 лет в любом регионе.

Если ребёнок хорошо кушает сам, и его рацион состоит полностью их «взрослого стола», то есть малыш отлучён от груди и бутылочки, именно питание будет решающим фактором для обеспечения роста и развития.

Чтобы ребёнок развивался правильно, детский рацион должен включать все необходимые элементы, поэтому в меню обязательно должны быть следующие группы продуктов:

  • мясо (особенно телятина и говядина);
  • рыба (треска, тунец, лосось, скумбрия и т. д.);
  • говяжья печень;
  • фрукты (яблоки, груши, бананы);
  • зелень (желательно с огорода);
  • овощи;
  • молочные продукты (кефир, молоко, творог, сметана и т. д.);
  • орехи (не раньше 3 лет!);
  • сезонные ягоды;
  • цельнозерновой хлеб;
  • крупы (греча, овсянка, рис);
  • соки и компоты.

Если рост ребёнка значительно превышает (или, наоборот, отстаёт) от значений нормы, установленных экспертами ВОЗ, следует обратиться к участковому врачу для прохождения обследования и получения необходимой помощи.

Что потребуется для построения выкроек и пошива одежды для девочек

Перед тем как приступить к шитью детской одежды необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • Ткань. Предпочтение следует отдавать натуральным тканям.
  • Швейные нитки. Их нужно подбирать в тон материалу. Также желательно подготовить нитки контрастного цвета для выполнения обметочного шва.
  • Иголка для шитья и булавки для скрепления деталей.
  • Мел или мыло.
  • Мерная (сантиметровая) лента.
  • Ножницы большие для вырезания деталей на ткани. Также могут пригодиться маленькие, чтобы распарывать неудачные строчки.
  • Бумага для выкроек.
  • Швейные аксессуары (пуговицы, кнопки, тесьма, кружево, молнии).

Другие факторы риска

Рекомендую проконсультироваться профилактически в три-четыре года, если:

  • тяжело протекала беременность, роды, при рождении диагностирована гипоксия, асфиксия;
  • ребёнок рождён от беременности вследствие ЭКО;
  • в семье есть случаи психических заболеваний либо генетических нарушений;
  • ребёнок остро реагирует на смену погоды, у него нестабильный режим сна и бодрствования (отсутствует дневной сон, ночью часто просыпается, плачет, часто разговаривает во сне, есть случаи снохождения, ночной сон длится меньше пяти-шести часов).

Все эти признаки могут свидетельствовать о проблемах в развитии.

Что плохого в раннем развитии?

Часто амбициозные родители ставят невыполнимые задачи перед маленькими детьми. Они сравнивают сына или дочь с соседом, который в этом же возрасте уже вовсю изучает английский или показывает результаты на теннисном корте. Родители начинают водить свое чадо по многочисленным кружкам и секциям, заполняют все его свободное время занятиями. В понедельник ребенок занимается фигурным катанием, во вторник – английским, в среду он идет в школу раннего развития, в четверг – на гимнастику, в пятницу – на занятия математикой. Ребенок активно развивается, получает много новой информации, но он лишен простых детских радостей. Малышу некогда бегать со сверстниками по улице, поиграть в куклы или машинки, просто порисовать или полистать книжку.

Амбициозным родителям нужно научиться понимать и слышать своего ребенка. Они не должны навязывать свои желания, ведь их сын или дочь – отдельная личность с собственными увлечениями и интересами. Например, папа еще до появления сына мечтал, что у него вырастет футболист. Сам папа когда-то бросил занятия футболом, о чем жалеет до сих пор

И вот он ведет сына в футбольную секцию, ежедневно рассказывает, как важно добиться результатов в спорте. А сын при этом совсем не хочет играть в футбол

Ему хочется поиграть с другом в игрушечный паркинг, побегать с водными пистолетами, научиться плавать. Что будет вспоминать о своем детстве выросший мальчик? Скорее всего, останутся негативные моменты, когда отец вез его на футбол, не спрашивая, хочет ли тот гонять мяч по полю.

Детские психологи сравнивают малышей с ростками. Природой заложено, что росток тянется к солнцу, по миллиметру вырастает из земли. Если сильно дергать его, то можно повредить или даже покалечить. Так и с детьми. Не нужно опережать события, загружать сложной информацией и большим количеством занятий. Детки должны развиваться в соответствии со своим возрастом.

Лечение

Правильное питание — важная составляющая успешной терапии

Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:

  • оздоровительные мероприятия;
  • занятия по коррекции определенных навыков;
  • медикаментозную терапию.

К общим оздоровительным мероприятиям относят:

  • правильный режим дня;
  • здоровое питание;
  • нормированные физические нагрузки.

Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.

Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.

Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.

К какому врачу обратиться

Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту

  1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
  2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
  3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
  4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

Специальный детский сад

Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.

Какая помощь нужна ребенку с задержкой роста?

С самого рождения педиатр отмечает ежегодный прирост длины малыша. Если возникает вопрос о замедлении роста ребенка, то его должен проконсультировать врач-эндокринолог. Ребенка с установленной задержкой роста далее наблюдают эндокринолог и педиатр.

После уточнения возможных причин такого замедления роста у родителей (неполноценное питание, генетическая предрасположенность, гормональные нарушения и т.д.) врач назначит обследование такому ребенку.

В случае, если ответом на вопрос о задержке роста являются гормональные нарушения, то это поправимая ситуация. Ребенку будет поведена гормональная коррекция, что позволит ему нормально расти и развиваться в дальнейшем.

При недостаточной выработке соматотропного гормона детям назначается искусственно созданный гормон роста (идентичный человеческому гормону)

Важно заместительную терапию при дефиците гормона роста назначить как можно раньше

Терапия, назначенная до периода полового созревания, дает хорошие результаты. Это дает возможность ребенку развиваться, не отставая от сверстников. Таким образом, это убережет его от формирования многочисленных психологических комплексов.

По статистике, гормональные нарушения, связанные с недостатком гормона роста, встречаются не так часто. Чаще причинами того, что ребенок плохо растет, бывают нарушения питания или проблемы с обменом веществ в организме.

Резюмируя все вышеизложенное, скажу, что для роста и полноценного развития ребенку не так уж много надо. Ему необходимо хорошо питаться, полноценно отдыхать и регулярно заниматься  физкультурой. А все медицинские предпосылки к нарушению роста ребенка вам поможет выявить и устранить только врач.

Здоровья вам и вашим детям!

Сегодняшнюю тему для вас раскрывала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

В два года ребёнок так и не начал говорить

Речь представлена отдельными звуками или слогами, которые не соотносятся с конкретными людьми или предметами: например, слоги ма-ма-ма, па-па-па не являются обращением к родителям, ребёнок произносит их безотносительно к ситуации, словно играет звуками, а не когда хочет обратиться, позвать.

Не нужно поддаваться на уговоры, что «подождите, заговорит сам». Дело в том, что чем позже ребёнок начнёт говорить, тем больше вероятность, что к речевой задержке присоединится интеллектуальная, связанная с тем, что ребёнок не задаёт вопросы, не может полноценно взаимодействовать с окружающими, а значит, недостаточно познаёт окружающий мир (так называемая «вторичная задержка развития»).

В случаях тяжёлых нарушений речи, интеллекта, коммуникации без помощи специалистов ребёнок может заговорить уже после семи лет. Или не заговорить совсем. Но, в любом случае, чем позже ему начнут оказывать помощь, тем большая работа предстоит и тем неблагоприятнее прогноз.

Малыша гораздо проще научить говорить ещё и потому, что у него нет длительного опыта «молчания», а вот если ребёнок молчит до 10–11 лет, он находит альтернативные методы общения с окружающими (жесты, рисунки, отдельные звуки и т.д.), и переключить его на речь очень трудно. Потому что всю систему общения приходится ломать и строить заново, к чему ребёнок обычно не готов ни психологически, ни физически.

Чем сильнее задерживается речь, тем труднее впоследствии будет начать функционировать мышцам языка, губ, щёк, — соответственно, чёткость отдельных звуков и слов начавшего говорить в десять лет будет восстанавливаться в разы дольше, чем у того, кто заговорил в два года, — просто в силу того, что ребёнок не привык говорить, не привык напрягать эти мышцы для произнесения слов!

Здесь можно провести аналогию с тем, как человеку, который начал заниматься спортом в 15 лет, гораздо проще поддерживать хорошую форму, чем тому, кто начал ходить в тренажёрный зал после тридцати.

Кроме того, чем позже ребёнок начинает говорить — тем сильнее риск возникновения вторичной интеллектуальной задержки: не говорит, не задаёт вопросы, следовательно, средства познания окружающего мира ограниченны, и развитие начинает отставать.

Отставание тем сильнее, чем позже начата работа с ребёнком, позволяющая ему скомпенсировать речевую недостаточность.

Распространённая теория о том, что если малыш не заговорил до пяти лет, то не заговорит никогда, верна далеко не во всех случаях. Просто «запуск» речи после пяти лет у ребёнка, с которым раньше не занимались, — это огромный труд, и дело совсем не в том, что это труд для специалиста, а в том, что это потребует огромных усилий от самого ребёнка.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей, которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать. Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.

С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт

Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд

Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше – сбоку, либо за ножками;
Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.. Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти “общий язык” со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти “общий язык” со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

  1. Почему у новорожденных меняется цвет глаз
  2. Когда новорожденный начинает слышать?
  3. Когда ребенок начинает агукать

Развитая речь и беспомощность в быту

К четырём-пяти годам у ребёнка необычные страхи, фантазии, может рассказывать о фантастических существах, якобы приходящих к нему по ночам в темноте. Речь у ребёнка вычурная, производит впечатление «взрослой». Он может казаться то слишком развитым, опережающим свой возраст, развёрнуто рассуждающим на очень серьёзные темы, то выглядеть абсолютно беспомощным в простых бытовых ситуациях. Своеобразные «псевдофилософские» интересы: космос, Бог, устройство Вселенной и т.д.

Это может сочетаться с отсутствием чувства опасности в повседневных ситуациях, даже самых элементарных — выбегать на проезжую часть, вырывая руку у мамы, залезать раз за разом на подоконник открытого окна и т.д., множеством нелепых страхов, которые ребёнок никак не может объяснить, агрессией, направленной на членов семьи и домашних животных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий