Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Конспект од с применением методов песочной терапии «в гостях у песочной феи». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Влияние терапии на дошкольников

Песок развивает мелкую моторику пальцев

Для малышей песок – это не только способ позабавиться с приятным природным материалом. Терапия имеет вполне прикладное значение для умственного и физического развития детей, которые в ближайшем будущем пойдут в школу. А именно занятия с песком помогают:

  • освоить цифры и буквы;
  • различать «право» и «лево», день и ночь;
  • ориентироваться во временах года;
  • тренировать память;
  • развивать наглядно-образное мышление.

Как правило, групповые занятия с песком начинаются с 3 лет – возраста, когда малыш идёт в детский сад. Но индивидуальные занятия дома с мамой и папой можно начинать с того момента, когда кроха перестаёт тянуть всё в рот и начинает проявлять заинтересованность к играм в песке.

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

  1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
  2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
  3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
  4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтические игры с песком бывают двух видов:

  • Индивидуальные;
  • Групповые.

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

  • Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);
  • Агрессивное состояние, его направленность;
  • Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;
  • Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;
  • Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)
  • Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста. Они помогают определить:

  • Микроклимат, взаимоотношения между детьми;
  • Раздел ролей;
  • Стиль поведения каждого участника группы.

Ход занятия.

Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.

Педагог: «Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы снова встречаемся с Песочным принцем».

Ритуал «входа» в Песочную страну.

Педагог: «Чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки. Теперь назовите свои имена. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста,глаза и произнесите за мной заклинание:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Песочный принц, приди!

Звучит музыка, педагог берет в руки куклу Песочного принца.Педагог: «Дети, откройте, пожалуйста, глаза. Давайте поздороваемся с Песочным принцем. Послушаем, что он нам скажет».

Песочный принц:

Здравствуйте, мои милые дети! На прошлом занятии я познакомил вас с правилами моей страны. Вы их запомнили?

Дети: (Ответы детей).

Педагог: «Сейчас мы все вместе произнесем правила Песочной страны с тех слов, которые говорят, что нельзя делать в Песочной стране:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить:

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня!

Рассказ Песочного принца

Я рад, что вы, друзья, хорошо запомнили мои правила! Садитесь на стулья, и я расскажу вам еще одну удивительную историю.

Звучит музыка.

В Песочной стране жил Солнечный мальчик. Он любил смотреть на все красивое, безобразное же под его взглядом прекращалось в прекрасное. Он любил слушать мелодичные нежные звуки, но если он слышал, что кто – то зовет на помощь, спешил к этому человеку, животному или растению и согревал его теплом своей души, делился всем, чем мог. Доброта – самая главная защита! Обитатели волшебной страны очень любили его.

Солнечный мальчик был великим фантазером: перед тем как заснуть, он закрывал глаза и представлял, как летает над морями, океанами, лесами, горами, снегами, погружается в морские пучины, взлетает к звездам, забирается в расщелины скал, перепрыгивает пропасти, спускается в пещеры.

«Ах, как красива наша планета!» – думал Солнечный мальчик. Как сделать ее еще прекрасней? Какими сильными должны быть лучи моей любви, чтобы растопить зло, оставшееся на Земле! Какими добрыми и умелыми должны быть мои руки, чтобы превратить ее в цветущий розовый сад!”

Музыка затихает, педагог снимает ткань с песочницы.

Педагог: «Друзья мои, как мы можем помочь Солнечному мальчику превратить Землю в цветущий сад?»

Дети: (Ответы детей)

Педагог: «Сейчас попробуем создать Мир счастья в песочной стране».

Звучит музыка.

Педагог начинает создавать абстрактную картину из цветного песка вокруг портрета Солнечного мальчика: подает пример для подражания и способствует развитию фантазии.

Если кто-то из детей задумал изобразить что-то конкретное, это необходимо поощрить, но обязательно попросить, чтобы ребенок объяснил, почему у него возникло такое желание

Следует обратить внимание на то, какой песокиспользует каждый ребенок: цвет – это показатель его эмоционального состояния на данный момент

Музыка затихает.

Педагог: «Вот и получилась у нас картина, искрящаяся разными красками. У меня на душе спокойно и светло.Я знаю: зло никогда не поселится в нашей Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки».

Педагог предлагает детям вымыть руки.

Звучит музыка.

Упражнение «Вверх по радуге»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Инструкция: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 раза.

Рефлексия занятия:

Педагог: «Песочный принц познакомил нас сегодня с Солнечным мальчиком, который любит все живое и доброе на Земле. Чтобы стать по-настоящему счастливым, необходимо делать добрые дела, создавать прекрасное и верить в свои силы. У меня сейчас очень хорошее настроение, я прекрасно отдохнула, играя с вами и с Песочным принцем.

А какое у вас настроение?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: «А сейчас нам пришла пора возвращаться» .

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Педагог: «Теперь мои милые творцы встанем в круг над песочницей, протяните свои руки вперед и сделайте движения как – будто вы скатываете шарик.Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

Мой дом – Вселенная, а я – её частичка,

Частичка – точечка, частичка – невеличка

Звездочка блистает – тоже точечка,

Но свет её сияет и путь всем освещает

Я звездочкой блесну, всем людям помогу!

Педагог: «Я была рада видеть вас, до свидания, до следующей встречи».

Показания и противопоказания

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Заниматься песочной терапией можно в любом возрасте, как только ребенок начинает получать удовольствие от игры в песок. Понятно, что до года малыш не сможет моделировать свои миры в песочнице или лоточке с песком, но вот уже в 2-3 года он будет делать это с удовольствием. Поверьте, даже трудный подросток в свои 14-16 лет не откажется на досуге повозиться с мягким и приятным песком, в который так интересно погружать руки.

Первостепенно метод рекомендуется следующим категориям детей:

  • детям, переживающим возрастные кризисы (3 года, 6-7 лет, 13-15 лет);
  • детям, пережившим тяжелые утраты, психологические или физические травмы, насилие, агрессию, унижение, стихийные бедствия, смерть близких;
  • детям с затрудненным выражением эмоций (замкнутым и скрытным, необщительным);
  • ребятам с врожденными заболеваниями и приобретенными нарушениями зрения, с аутизмом, некоторыми формами шизофрении, детям с нарушениями слуха, речи;
  • малышам, страдающим задержкой развития речи, психомоторного или психофизического развития, ЗПР – задержкой психического развития;
  • детям с заболеваниями нервной системы;
  • ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • слишком активным и впечатлительным детям, неврастеникам, страдающим истерией;
  • всем ребятам, попавшим в сложные жизненные ситуации, в состояние стресса.

Есть состояния и заболевания, при которых с применением песочной терапии рекомендуется повременить до особых распоряжений лечащего доктора. К таким противопоказаниям относятся:

  • синдром дефицита внимания;
  • эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;
  • синдром навязчивых движений, при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения будут мешать и злить малыша;
  • аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;
  • туберкулез;
  • тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;
  • детский возраст до 1,5-2 лет.

История создания песочной терапии

Первые песочные зоны для медитации и расслабления упоминаются в литературе и истории Древнего Китая, но выводить круги на песке и расставлять на них камни могли только знатные люди, монахи и именитые воины. Широким массам такие развлечения были недоступны. Основателем метода пескотерапии считается Карл Юнг, именно он создал теоретическую базу, которая объясняет перенос внутреннего вовне.

В 1930 году в Лондоне Маргарет Ловенфельд придумывает метод, при котором небольшие игрушки и фигурки помещаются в определенное вещество – воду, песок, глину и т. д. Игра получает название «Мир» и становится невероятно популярна и у обывателей, и у психиатров, которые внимательно наблюдают за тем, как создают миры их пациенты и делают выводы.

В середине прошлого столетия эстафетную «палочку» у Маргарет Ловенфельд принимает Дора Кальфф. Она составила методику довольно внятного объяснения картин из песка, которые создают взрослые и дети. Именно она первой напрямую связала подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка.

В советское время песочницы были в каждом дворе, и в них ежедневно играли сотни и тысячи ребят. Сегодня игры с песком также нравятся детям самого разного возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» – так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» – в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» – ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» – избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Программы игр

Чтобы ребенок мог творить трехмерные миры, взрослые для начала объясняют, что голубой бортик сбоку – это небо, песок – земля, а синее покрытие дна песочницы – вода. Теперь у малыша есть все основные стихии и измерения для создания удивительных композиций, сказок, целых вселенных и планет.

В начале любого занятия ребенок должен сам выбрать себе миниатюрные фигурки, предметы, «клады» и т. д. Чем разнообразнее будет ваша коллекция, тем больше выбора будет у ребенка. Попросите его обосновать выбор, почему он предпочел не фигуры людей, а маленьких динозавров или котят, почему он взял больше цифр, зачем ему ракушки или пуговицы. Это будет первое задание. Психологи считают, что выбранные предметы символизируют психологическое состояние маленького человечка или подростка на текущий момент жизни.

Уточняйте, что и зачем он создает или рушит в своем песчаном мире – это поможет наладить контакт и откроет немало интересного о мировоззрении, переживаниях и стрессовых факторах. Бережное отношение к песку и фигуркам – третье задание, которое нужно привить ребенку с самого начала. Он не должен их разбрасывать, терять.

Игры могут быть:

  • фонематическими – сопровождающимися произнесением отдельных звуков для закрепления их произношения;
  • развивающими и обучающими (чтение, счет);
  • проекционными (ребенок ассоциирует с одной фигуркой себя и строит свой собственный мир);
  • коррекционными (нужно создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, ребенок должен проиллюстрировать свои страхи);
  • семейными (когда одновременно мир строят и чадо, и члены его семьи).

Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.

Для детей-аутистов и ребят с трудностями в общении подойдут семейные игры и проекционные. Проекция на себя необходима и ребятам, которые стали жертвами насилия, пережили серьезную утрату, тяжелый стресс. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.

Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и школьников начальных классов.

Занятия и упражнения бывают индивидуальными и групповыми. Для домашнего практикования песочной терапии родителям понадобится сделать ящик, который будет соответствовать заданным размерам по ширине, высоте (размеры указаны выше). Песок промойте в нескольких водах и хорошо просушите. Если нет желания или возможности покупать наборы фигурок, соберите все миниатюрные предметы, которые, на ваш взгляд, могут представлять интерес для строительства нового мира – пуговицы, заколки, гайки, пробки, металлические крышки, косточки от персиков и детских счет, большие бусины, шишки и семечки, маленькие игрушки (из шоколадных яиц, например).

Перед началом занятий маме нужно определиться, в каком направлении строить лечебные сеансы, для этого нужно провести диагностическую проекционную игру. Ребенок должен нарисовать пальчиками на песке любые знаки и фигуры, это поможет хотя бы приблизительно понимать суть его проблем. Как их расшифровать, расскажем ниже.

Преимущества и недостатки

Песочная терапия имеет следующие преимущества:

  • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
  • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
  • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
  • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
  • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
  • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
  • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, – так человек избавляется от тревожности и комплексов;
  • клиент получает возможность свободного творчества;
  • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
  • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
  • данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;
  • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

  • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
  • нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
  • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

Особенности работы психолога с песочной терапией

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

  • большой стол;
  • стулья по количеству участников;
  • деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
  • различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
  • лопатки;
  • воронка;
  • сито;
  • мелкие камешки;
  • мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.

С детьми

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

Со взрослыми

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Занятия

Итак, все готово, песочница есть, и она ждет своего творца. Во что же играть? В садиках, развивающих центрах разработаны специальные программы песочной терапии для детей. Они отвечают различным запросам и служат разным целям. Но мы же для домашней работы возьмем простые упражнения в песочнице.

Проигрывание сказок

Первое, что обязательно стоит делать в песочнице – это проигрывание сказок. Можно как отыгрывать знакомые малышу сюжеты, так и придумывать новые. Таким образом, мы поможем ребенку развивать фантазию, образное мышление. Кроме того, хорошо задавать чаду вопросы по сюжету, стимулировать его самостоятельно отвечать, продолжать сказку, придумывать новые концовки и варианты развития событий.

Изучение материала

Следующие простые, но очень полезные развивающие игры – изучение свойств материала, в частности, песка. Малыши могут изучить понятия «холодный — теплый», «гладкий – шершавый», «сухой – влажный», познакомиться с различными геометрическими фигурами, лепя куличики и рисуя пальчиком на песке.

Можно предлагать малышу играть с цветными игрушками, камушками, параллельно изучая цвета, сортируя предметы по разным признакам, запоминать названия направлений движения: влево-вправо, вверх-вниз и т. п.

Песочный дождь

Хорошо начать знакомство с песком с таких игр, как «Песочный дождь». Цель этого упражнения – расслабиться, успокоиться и замедлиться. Сначала предложите ребенку опустить руки в песок. Пусть он погладит его, погрузится в него. Затем наберите в руку немного песка и посыпьте сверху на ладошку малыша. Спросите его, хочет ли он посыпать вам на руки? Скорее всего, он согласится. Обсудите, какой «дождик» прошел. Детям понравится эта неспешная и приятная игра.

Игра «Угадайка»

Следующее полезное упражнение – игра «Угадайка». Заройте в песок несколько маленьких игрушек и предложите ребенку их найти и угадать не вынимая из песка или с закрытыми глазами. Можете провести и обратную игру – малыш спрячет игрушки, а вы будете их искать и узнавать на ощупь. Такое упражнение еще больше сблизит вас с ребенком.

Игра «Ветер»

Также попробуйте предложить крохе веселую игру «Ветер». Для игры вам понадобится небольшая соломинка

Попросите ребенка осторожно подуть в нее, предварительно опустив в песок противоположный конец соломинки. Эта игра подойдет детям постарше, не стоит ее предлагать совсем крохам

Учим буквы и составляем слова

Очень здорово вместе с ребенком учить буквы и составлять слова. Возьмите набор букв и выложите на песке несложное слово. Предложите ребенку прочитать его. Затем пусть малыш закроет глаза, а в это время буквы прячутся в песок. Предложите ребенку их найти и снова составить слово.

Строим из песка

В песке можно строить. Все что угодно – дома, башни, города и села, горы, реки и леса. Можно работать в сухом песке с помощью фигурок и природных материалов – камешков, палочек, каштанов, а можно песок намочить и лепить руками или с помощью формочек. Полет фантазии ребенка в этой игре не ограничивается ничем.

Почему так важно позволять ребенку творить в песке? Ответ прост. Песочница – это ограниченное пространство, в котором малыш – правитель, создатель, он главный и только он принимает решение

Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

В дополнение к теме предлагаю также посмотреть вебинар «Песочная терапия дома. Играем, фантазируем, общаемся» с Еленой Каминской.

Стадии игры с песком

По картинам на песке можно определить эмоциональное состояние малыша

Учёные выделили три стадии игры малыша с песком:

  • Хаос. Это этап, когда на игровой площадке нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, люди, растения. Такое обращение с сыпучим материалом говорит о том, что ребёнок тревожен, взволнован.
  • Борьба. На этой стадии малыш чётко делит персонажей на хороших и плохих, причём преобладание последних может быть довольно значительным. Это период внутренней борьбы в душе у ребёнка. Психологи советуют не торопить малыша менять сюжет игры, добавляя положительных героев. Он должен сам прийти к этому.
  • Исход. Это последняя, финальная стадия терапии. Она обозначает, что ребёнок уравновешен, спокоен и находится в мире с собой.

 Подготовка к работе с песком

Под ящик с песком нужно выделить уютное место в комнате

Для занятий с сыпучим материалом дома, нужно сделать специальную площадку для игр. Для этого потребуется:

  • плоская широкая коробка высотой около 7 см;
  • голубая краска;
  • лейка и небольшое ведро для воды;
  • небольшие разнообразные игрушки (металлические, пластмассовые высотой не более 10 см), камешки, ракушки.

Проверьте, чтобы в коробке не было острых углов или зазубрин. Внутреннюю часть ящика необходимо покрасить краской, которая будет вызывать спокойные ассоциации с водой или небом. Если у вас есть возможность выделить под занятия стол, то он должен быть гладким, а его высота подходить под рост ребёнка, чтобы работать можно было и сидя, и стоя. Что касается песка, то его выбор лучше оставить за малышом. Но рекомендуется брать тёплые жёлтые оттенки. Также не повредит и несколько тёмных – для создания контрастных сюжетов.

Упражнения

Главная задача упражнений — познакомить ребёнка с песком

Существует набор упражнений, которые позволяют детям лучше освоиться с новым непривычным материалом. Как правило, эти манипуляции применяются на этапе знакомства.

  • Попросите малыша положить ладошки на песок и описать, какой он на ощупь.
  • Пусть малыш нарисует пальцами змейку, выполняя красивые волнистые линии.
  • Пересыпание песка из кулачка в песочницу также помогает лучше прочувствовать материал.
  • Предложите малышу каждым пальчиком поздороваться с песочком. Для этого пусть положит ладошку в песочницу и закроет глаза. А вы насыпайте на каждый пальчик песок, задача малыша – угадать, на какой по счёту палец насыпан песочек.

Занятия

Занятия песочной терапией могут быть индивидуальные и коллективные

Работа детей в песке может быть индивидуальной и групповой. Если занятия подразумевают взаимодействие нескольких человек, то обязательно должен быть взрослый, который будет координировать вклад каждого участника. Например, можно предложить малышам построить сказочную страну. Каждый участник выбирает себе объект строительства и работает над ним, не мешая остальным, но соотнося свои действия с другими.

Игры

При индивидуальной работе можно освоить несколько базовых игр:

  • «Догадайся». Закопайте какую-то фигурку в песке и попросите ребёнка угадать кого. Для этого давайте наводящие характеристики объекта.
  • «Забавные истории». Вместе с малышом придумайте весёлую историю для фигурок на песке, и какие-то ключевые слова выложите буквами алфавита. Затем попросите ребёнка отвернуться, а в это время разбросайте буквы по ящику с песком. Задача для крохи – раскопать буквы и сложить потерянные слова.
  • «Город моей мечты». Предложите ребёнку построить город, в котором он хотел бы жить. Обязательно нужно назвать всех героев, придумать им истории.

Песочная терапия в группе

Во многих реабилитационных центрах организуются группы для занятий песочной терапией. Групповые занятия проводятся курсом не менее 10. Среднее количество человек в группе — 6, разных возрастов и пола. Назначают песочную терапию при реабилитации сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата, в т.ч. приведших к инвалидности. Занятия длятся 60 минут.

Групповые занятия песочной терапией позволяют оказывать помощь реабилитантов друг другу, проявлять инициативу, что является мощной тренировкой для интеграции в общество. 

Тренинг в песочнице имеет элементы: 

  1. Рисование песком (с использованием световых столов и просто на подносах).
  2. Рисование цветным песком. 
  3. Упражнения для мелкой моторики.
  4. Элементы музыко- и сказкотерапии.
  5. Коммуникативные упражнения. 

Сигналы, поступающие в мозг при касании пальцами сыпучей структуры песка, стимулируют работу нервной системы. Регулярные занятия тренируют мелкую моторику, что способствует улучшению речевой деятельности, интеллекта и влияет на общее физическое здоровье. 

На световых столах используют различные техники рисования, которые постепенно осваиваются в реабилитационных центрах — щепотью, ребром своей ладони, пальцами и др. Каждый раз интенсивность и сложность заданий возрастает. 

Своими наблюдениями поделились работники реабилитационного центра для инвалидов в г. Самара, которые ещё раз подтверждают эффект восстановления волевых качеств с помощью песочной терапии. Вначале тренинга некоторые участники (а иногда и многие) проявляют пассивность, даже негатив. Однако с каждым новым занятием интерес возрастает, творческая активность увеличивается, а также реабилитанты проявляют позитивное взаимодействие друг с другом.

Результатом песочной терапии оказалось снижение тревожности клиентов центра. Стимуляция мышечносуставной чувствительности очень благоприятно сказывается на психических процессах, улучшается кожная чувствительность. Также работники центра отмечали улучшение памяти, воображения и речи.

Метод песочной терапии

По терапии с песком разработано множество техник и методов, позволяющих всесторонне развивать детей. Самыми эффективными являются:

  1. Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.
  2. История. Для начала ребенку нужно разместить понравившегося персонажа в центр песка, затем добавлять к нему по одной фигурке. При этом необходимо составить сказку о действующих лицах. Через эмоции и историческую призму многие качества малыша становятся видны психологу.
  3. Тематический ориентированный мир. Ребенку предлагается на выбор одна из тем: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья». Изображенные чувства при помощи действующих предметов в центре песочницы являются ключом к расшифровке чувств и переживаний малыша.
  4. Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.
  5. Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности. Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность малыша, делает его уверенным в себе.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector