Мастихин (42 фото): что это такое и как выбрать, какие виды бывают, как сделать своими руками, набор “сонет и другие модели лопаток

Описание и назначение товара

Мастихины – это маленькие стальные лопатки (от итальянского mestichino – «шпатель»), которыми пользуются художники при рисовании для удаления с холста излишков, а также для смешивания и растирания красок на палитре. Изначально именно в этом и заключалось назначение мастихина, но позже его стали применять для нанесения мазков на холст. Рисовать мастихином – это почти то же, что намазывать масло на хлеб. Можно наносить мазки самой разной толщины, хотя предпочтительнее более толстые, густые.

Картинам, созданным в технике мастихиновой живописи, присущи особая красота и выразительность, их отличают фактурность, контрастность, яркие натуральные цвета, а широкие мазки и отсутствие детализированности создают ощущение, что картина составлена из мозаики или из маленьких бумажных кусочков, наклеенных на холст. Но для того, чтобы работать в такой технике, надо быть профессионалом, так как от художника требуется точность и уверенность движений, умение класть краску на холст разнообразными мазками.

Особенности

Название «мастихин» происходит от итальянского слова, которое можно перевести как «шпатель», ведь такой художественный инструмент действительно выглядит, как небольшая лопатка или даже нож. Как правило, профессионалы активно используют этот инструмент при работе с масляными или акриловыми красками, хотя в последнее время несколько возрос интерес к мастихину и среди акварелистов.

Назначение такого шпателя довольно многогранно: он поможет смешать краски на палитре, а затем очистить ее от пигмента, убрать излишнее количество краски с холста или нарисовать картину вовсе без кисти.

Следует заметить, что последняя техника становится все популярнее, так как результат получается довольно отличающимся от классической живописи. Безусловно, форма конструкции никак не предполагает прописывания тонких деталей, однако за счет отсутствия неминуемого размывания красок при пользовании кистью мастихин дает поразительно яркий и насыщенный цвет. Характерной чертой картин, написанных мастихином, является еще и выразительная фактура, которая традиционно двухмерную живопись немного превращает в трехмерную картину.

Конечно, профессионалы не рисуют в какой-то одной технике серьезную картину и мастихин используют в сочетании с классическими кистевыми мазками. Художественный шпатель применяют для крупных форм переднего или среднего плана с подчеркнутой, ярко выраженной фактурой. Сюда можно отнести архитектурные объекты, волнение на воде, каменистые ландшафты и другие актуальные темы.

Не исключено, что мастихины широко использовались художниками еще в эпоху Возрождения, однако тогда они в большей степени воспринимались в качестве вспомогательного инструмента для работы с палитрой, а не как заменитель кисти. Современное понимание роли шпателя в живописи распространилось только в прошлом веке, когда рисовать с его помощью стали буквально все, но и ранее некоторые известные художники понемногу использовали его для нанесения красок на холст. Среди выдающихся мастеров хотя бы иногда пользовавшихся такой техникой, следует выделить Тициана, Франсиско Гойю, Гюстава Курбе и Поля Сезанна.

Сами художники отмечают, что научиться рисованию шпателем не так уж и сложно, причем использовать его можно как в сочетании с кистью, так и независимо от нее.

Как выбрать мастихин?

Из вышесказанного становится ясно, что мастихины бывают разные, и каждый конкретный вид может сделать определённый эффект на картине. Все что необходимо вам – научиться работать им. 

Для начала купите два мастихина: один — с вытянутой лопаткой и заостренным кончиком, другой – с фигурным скосом (для мелких декоративных элементов). Если вам понравится такая техника, можете докупить мастихины других форм и размеров и поэкспериментировать с мазками. Для начала рекомендуем не брать слишком большой и слишком маленький размер мастихина — вы не сможете оценить его преимущество.

Пластиковые мастихины

Если вы сомневаетесь, понравится ли вам эта техника, можете купить несколько пластиковых мастихинов. Впрочем, даже для новичков я бы рекомендовал брать металлические мастихины: они пригодятся всегда, и качество будет заметно выше чем пластик.

Малярные кисти бывают разных видов и размеров

  1. Кисти небольших размеров, у которых щетина крепиться к короткой ручке металлическим ободком, называют ручниками. Если ворс слишком длинный, и с ним неудобно работать, то его перевязывают веревкой. Такие кисти имеют круглый вид, их диаметр может быть 26-54 миллиметра, щетина их имеет натуральное происхождение. Кисть ручник используют для окрашивания труб, окон или других изделий с труднодоступными местами.
  2. Щеткой торцовкой придается шероховатая структура на окрашенной поверхности. Кисть всегда должна быть в чистом виде, поэтому во время работы, её смачивают и очищают. По свежей покраске наносят удары кистью, её необходимо держать перпендикулярно поверхности.
  3. Кисть макловица может быть круглой или прямоугольной формы, диаметр первой до 170 миллиметров, а ширина второй – 200. Щетина может состоять наполовину из натурального и искусственного ворса. Такой вид кистей позволяет работать с различными видами красок, на клеевой или водной основе.
  4. Кисть махового вида также является круглой, имеет густой ворс, который может быть наполовину натуральным и синтетическим. Окружность такой кисти до 65 миллиметров, а ворс имеет длину 180. Такой инструмент используется для грунтовочных работ, побелки, размывания, и окрашивания значительных площадей. Щетки являются устойчивыми к различной температуре и агрессивным веществам. Если обрабатываемая поверхность расположена слишком высоко, то к кисти можно дополнительно примотать палку.
  5. Щетка филеночного вида имеет небольшой размер, удобную рукоятку, и грубый ворс. Диаметр такого инструмента до 18 миллиметров. Кисточка используется для нанесения ровных линий, и окрашивания труднодоступных мест при отделке помещений.
  6. Кисть радиаторного вида используется для окрашивания труднодоступных участков. Благодаря своей конструкции, ворс может проникать в различные изгибы радиаторов, и окрашивать их полностью.
  7. Щетка флейцевого вида является плоской и широкой, её размер может быть 25-100 миллиметров. Ворс этого инструмента состоит из барсучьего волоса. Используется такая кисть для удаления подтеков от других инструментов.
  8. Кисть плоского вида, которая имеет искусственную щетину. Ворс такой щетки способен сохранять форму на протяжении всей работы. Такой инструмент используют для красок на водной основе.

Мастихины – что это? Как рисовать мастихином?

Каждый хотя бы раз в жизни слышал слово «мастихины». Что это такое? Это тонкие, легко гнущиеся стальные пластинки в форме ножей либо лопаток.

Как рисовать при помощи мастихина?

Техника рисования мастихином достаточно ощутимо отличается от работы кистью, и новичку может показаться довольно необычной. Краем лопатки с палитры берется небольшое количество краски. Далее необходимо применить боковую часть мастихина, чтобы размазать ее по холсту или не сильно вдавить ее в него.

Что вам пригодится для рисования мастихином?

Необходимо взять:

  • натянутый, ранее загрунтованный холст, размер которого составляет 50 х 40 см;
  • обрезки белого хлопкового материала без единого пятнышка и загрязнения;
  • угольный карандаш;
  • очищенный скипидар;
  • несколько видов масляных красок: лимонную, алый кадмий, зеленую (изумрудную и травяную), натуральную умбру, синий ультрамарин, титановые белила, а также багровый краплак;
  • парочку грушевидных мастихинов для рисования: небольшой, длина которого – 55 см, и узкий длиною 90 мм.
  • лопатку для перемешивания красок.

Начало работы

1. Предпочтительно рисовать на мольберте. Расположите его на расстоянии нескольких метров от наглядного образца и немного правее, чтобы ананас было хорошо видно из-за него.

Возьмите угольный карандаш и нарисуйте набросок фрукта и складок материала. Необходимо понимать, что любому человеку, даже новичку, очень поможет этот мастер-класс.

Мастихин – это предмет, при помощи которого работать не очень сложно.

2. Нанесите на лист базовые краски, перемешанные со скипидаром. Для этого потребуется тампон из обрезка материала. Лимонный кадмий предназначен для рисования верхней области фрукта, а для изображения нижней потребуется перемешать его с алым.

Что это такое, известно всем художникам.

3. Далее необходимо нанести на холст темно-синий цвет – это будет фон. Примените тампон из хлопокового материала. Если у вас перед глазами будет фон, вам будет проще оценить цвета фрукта. Помните об этом. Темно-синий цвет, соединенный с багровым краплаком, поспособствует разбавлению фонового оттенка. Насыщенные зеленые штрихи как бы предвещают появление листочков ананаса.

4. Мастихином, длина которого составляет 55 см, нанесите более густой слой синего цвета. Так картина станет более выразительной. Живопись мастихином – это нечто божественное. Усердно учитесь рисовать, чтобы достигнуть высот в этом деле.

https://www.youtube.com/watch?v=_pP5DeiBqR4

Щедро зачерпните нижней частью мастихина синюю краску. Нанесите ее на холст. Добавьте несколько синих штрихов на листочки. Вытрите мастихин тканью и нанесите небольшое количество зеленой травяной краски, соединенной с лимонным кадмием, на фрукт. Делайте это аккуратно.

Основные этапы работы

5. Затем нанесите на ананас небольшое количество алых и рыжих оттенков. Цвета могут показаться вам не совсем реалистичными, но в этом нет ничего страшного. На данном этапе просто требуется немного дополнить картину теплыми оттенками.

Соедините капельку краплака с лимонным кадмием. Затем смешайте их с зеленым оттенком, находящимся на фрукте. Нанесите небольшое количество краски цвета фуксии, соединив белый краплак с алым непосредственно на листе

Делайте это осторожно. Наметьте узор на фрукте, проведя несколько алых линий кончиком лопатки

6. До этого момента вы, по большей части, размазывали краску кусками, используя при этом плоскую часть мастихина. А теперь пора переходить к рисованию. Создание картины мастихином – это длительный процесс, включающий в себя несколько этапов.

7. Соедините небольшое количество алого краплака, лимонного кадмия и белил, чтобы образовался спокойный рыжий оттенок. Гнущимся краем мастихина нарисуйте грани фрукта между полосами его «геометрического узора».

8. Изображайте все элементы картины одновременно. Не пытайтесь доработать одну деталь, прежде чем вернуться к другой. В данный момент перейдите к фону и уберите краску куском ткани на более светлых местах. Это нужно сделать обязательно.

Завершение работы

9. Добавьте немного белил в зеленую изумрудную краску и нарисуйте толстые, яркие полосы кончиком мастихина. Делайте это энергично и уверенно. В частности, для этого процесса и нужны мастихины. Что это такое, вам теперь известно.

10. Краем лопатки изобразите листья с противоположной стороны.

11. Фрукт – ваш основной объект, но не меньшее значение имеет фон, поэтому не игнорируйте его. Используя нижнюю сторону мастихина, длина которого составляет 55 см, доработайте светлые места с применением всевозможных смесей белил и темно-синего цвета.

12. Чтобы получить теплые тени, соедините синий краплак с алым. А что же насчет холодных? Для них необходимо соединить синий цвет со жженой умброй.

Ассортимент

Приобрести художественный мастихин обычно можно там же, где продаются и другие сопутствующие товары, например, такие, как масляные краски, кисти и холсты для них. Позволить себе такой подарок может даже начинающий художник, ведь средний шпатель стоит всего лишь около 100-250 рублей.

Набор недорогих пластиковых шпателей, которые помогут новичку в данной технике полностью уловить основные преимущества такого способа творения, обойдется в те же 200 рублей, а вот набор хорошего инструмента с металлическими наконечниками ударит по кошельку сильнее, и даже цена в тысячу рублей не станет верхним пределом.

Если говорить о производителях, выпускающих мастихины, то выбор брендов не так велик, как в случае с красками или кистями, и общепризнанных авторитетов здесь, соответственно, также нет. Человеку, никогда не вникавшему в эту тему, что-то сказать сможет разве что бренд «Сонет», поскольку под этой же маркой уже несколько десятилетий выходят весьма качественные отечественные краски ленинградского завода художественных красок.

Достойную конкуренцию этой компании могут составить шпатели «Арт-Квартал», Conda, RGM Classic, PinaxArtists Classic и Daler Rowney, однако сделать аргументированный выбор в пользу одной из этих марок сложно – они все приблизительно одинаковы как по качеству, так и по стоимости.

Виды художественных шпателей

Как и большинство современных товаров, мастихины делятся на несколько видов по тем или иным качествам. Профессионального художника, в первую очередь, волнует классификация по методу применения, поскольку она играет огромную роль в выборе инструмента.

Первоначально лопатки такого типа предназначались для работы с палитрой, и в наши дни они, конечно же, никуда не делись. Мастихин для палитры представляет собой плоский инструмент, у которого отсутствует изгиб возле ручки. Край такого шпателя обязательно заострен, ведь с его помощью мастер снимает засохшую краску с палитры. Подобная форма также удобна и для смешивания красок на поверхности палитры, и для удаления излишков масла с холста.

Мастихины непосредственно для рисования отличаются особой изогнутостью, которая повышает аккуратность работы с холстом. Лезвие у такого инструмента обычно отличается упругостью, что способствует более мягкому нанесению краски на основу. Разнообразие шпателей собственно художественного направления довольно велико: в первую очередь, они отличаются по размерам, что позволяет легче подстраиваться под разные размеры холста.

Варьируется и ширина лезвия: узкий наконечник отличается повышенной гибкостью и более близок по своей сути к кисточке, тогда как широкие инструменты лучше подходят для придания рельефности крупным объектам. При этом точная форма лопатки может представлять собой самые неожиданные фигуры для достижения сложных целей, стоящих перед мастером.

Вариативность мастихинов возможна еще и по материалу изготовления. Рукоятки изготавливаются из любых удобных материалов, среди которых обычная древесина и пластик, а также более экзотические – кость и стекло.

Для лезвия подходят всего лишь два материала: ожидаемый металл и несколько неожиданный пластик. Металлические лезвия шпателей считаются нормой и классикой: они хорошо гнутся, но иногда способны разочаровать своим качеством, ведь отдельные сплавы способствуют окислению . Среди металлических мастихинов особенным успехом пользуются те, что сделаны из нержавеющей стали, поскольку влага для них не страшна.

Ассортимент

Приобрести художественный мастихин обычно можно там же, где продаются и другие сопутствующие товары, например, такие, как масляные краски, кисти и холсты для них. Позволить себе такой подарок может даже начинающий художник, ведь средний шпатель стоит всего лишь около 100-250 рублей.

Набор недорогих пластиковых шпателей, которые помогут новичку в данной технике полностью уловить основные преимущества такого способа творения, обойдется в те же 200 рублей, а вот набор хорошего инструмента с металлическими наконечниками ударит по кошельку сильнее, и даже цена в тысячу рублей не станет верхним пределом.

Если говорить о производителях, выпускающих мастихины, то выбор брендов не так велик, как в случае с красками или кистями, и общепризнанных авторитетов здесь, соответственно, также нет. Человеку, никогда не вникавшему в эту тему, что-то сказать сможет разве что бренд «Сонет», поскольку под этой же маркой уже несколько десятилетий выходят весьма качественные отечественные краски ленинградского завода художественных красок.

Достойную конкуренцию этой компании могут составить шпатели «Арт-Квартал», Conda, RGM Classic, PinaxArtists Classic и Daler Rowney, однако сделать аргументированный выбор в пользу одной из этих марок сложно – они все приблизительно одинаковы как по качеству, так и по стоимости.

Как выбрать хорошую кисть для рисования

На что обратить внимание при выборе кисти:

Обойма на ручке не должна шататься, и уж тем более слетать, шов должен быть плотным и не прокручиваться. У качественных кистей обжимка очень плотная. Волос на кисточке должен быть надёжно скреплён, чтобы волоски не вылезали из кисти.

Погладьте кончик кисти: если хоть один волосок остался у вас в руке, то такую кисть лучше не брать. При работе с красками волосы могут посыпаться.

При намокании кончик кисти должен быть идеально ровным, волосок должен лежать к волоску, кончик не должен топорщиться.

У хорошей кисти ручка всегда будет деревянной. Часто — с хорошей лакировкой (это лучше нелакированной, такие кисти выглядят аккуратнее). Ручка должна быть изготовлена из твёрдых пород лиственного дерева – бук, берёза.

Круглые беличьи кисти должны сходится в тонкий кончик. Кисть белки должна быть сделана из волос хвоста, а не надёрганных из шкурки.

Конечно, далеко не у всех есть возможность попробовать все варианты кистей и выбрать лучший (особенно тогда, когда вы просто покупаете кисточки для ребёнка), можно рекомендовать такие варианты:

  • круглая белка №3 и №6
  • круглый колонок №1 и №4

Или выбрать один из наборов кистей.

Не обязательно покупать очень дорогие кисти. Но — дешёвые практически никогда качественными не бывают, так что самые дешёвые покупать не стоит, даже для ребёнка. Можно выбирать среднюю ценовую категорию. Главное, чтобы у кисточек в сухом состоянии был равномерный пучок ворса, без торчащих волосинок. Хороший производитель защищает свои кисти специальными колпачками — чтобы ворс не обтрёпывался.

Как выбрать мастихин?

Из вышесказанного становится ясно, что мастихины бывают разные, и каждый конкретный вид может сделать определённый эффект на картине. Все что необходимо вам – научиться работать им. 

Для начала купите два мастихина: один – с вытянутой лопаткой и заостренным кончиком, другой – с фигурным скосом (для мелких декоративных элементов). Если вам понравится такая техника, можете докупить мастихины других форм и размеров и поэкспериментировать с мазками. Для начала рекомендуем не брать слишком большой и слишком маленький размер мастихина – вы не сможете оценить его преимущество.

Если вы сомневаетесь, понравится ли вам эта техника, можете купить несколько пластиковых мастихинов. Впрочем, даже для новичков я бы рекомендовал брать металлические мастихины: они пригодятся всегда, и качество будет заметно выше чем пластик.

Что значит номер на кисточке для рисования?

Палитра.

Номер означает ширину, диаметр кисти в мм. Это размер кисти — от тонкой «нулёвки» до толстых кистей 10, 12… Кисти круглые собираются в круглую обойму и в зависимости от диаметра обоймы идёт и нумерация размера, начиная с 0 до 20 и выше, шаг — 1 мм. Круглые кисти могут быть как обычные, так и с удлиненным ворсом (в полтора раза длиннее стандарта).

Художественные кисти для рисования бывают круглые, плоские и веерные.

Кисти нулевки — самые тонкие, они собраны буквально из нескольких волосков, используются для прорисовки мелких деталей, для миниатюры.

Нулёвки делают обычно из колонка, беличьи нулёвки к работе почти непригодны, они слишком мягкие.

Встречаются кисточки с нумерацией 00 (два нуля), но такие кисточки трудны в работе, потому что на одном волоске краска не держится. При этом, если кисть качественная, грамотно собрана, то и номером 2 вполне можно писать миниатюры.

Разница между номерами кисточек 0 и 1 незначительна, а учитывая, что кисть имеет обыкновение стираться, то лучше (особенно для ребёнка) выбрать кисточку 1, а потом она превратится в номер 0.

Кисть белку лучше использовать, начиная с размера 2 и выше, оптимально — 3-4, для акварели — 4-6.

Кисть плоская – это обычная круглая кисточка, только расплющенная. Нумерация размеров у плоских кистей идёт только по чётным цифрам – самый маленький размер 2, дальше 4, 6, 8, 10, 12, большие 16, 18. Дело в том, что при сжимании круглой кисти с номером 1 она превращается в плоскую 2 мм. При сжатии круглой двойки получается 4 плоская. Но при сплющивании не всегда есть возможность сделать из №2 строго 4 мм, может получиться 3 или 3,5 мм. Чтобы не было слишком много размеров кистей (в этом нет смысла), у плоских кистей сделали градуировку по чётным номерам, все неточные относят к ближайшему размеру.

К плоским кистям можно отнести флейц – это широкая плоская кисточка, с 20 номера (ширина 2 см). Их используют для больших работ — например, при росписи иконостасов, в росписях стен.

Начало работы

1. Предпочтительно рисовать на мольберте. Расположите его на расстоянии нескольких метров от наглядного образца и немного правее, чтобы ананас было хорошо видно из-за него. Возьмите угольный карандаш и нарисуйте набросок фрукта и складок материала. Необходимо понимать, что любому человеку, даже новичку, очень поможет этот мастер-класс. Мастихин – это предмет, при помощи которого работать не очень сложно.

2. Нанесите на лист базовые краски, перемешанные со скипидаром. Для этого потребуется тампон из обрезка материала. Лимонный кадмий предназначен для рисования верхней области фрукта, а для изображения нижней потребуется перемешать его с алым. Для правой части ананаса подойдет теплый коричневый оттенок. Он может получиться из алой и белой красок с добавлением умбры. Для рисования листочков вам пригодится зеленая изумрудная краска. Скоро вам понадобятся и мастихины. Что это такое, известно всем художникам.

3. Далее необходимо нанести на холст темно-синий цвет – это будет фон. Примените тампон из хлопокового материала. Если у вас перед глазами будет фон, вам будет проще оценить цвета фрукта. Помните об этом. Темно-синий цвет, соединенный с багровым краплаком, поспособствует разбавлению фонового оттенка. Насыщенные зеленые штрихи как бы предвещают появление листочков ананаса.

4. Мастихином, длина которого составляет 55 см, нанесите более густой слой синего цвета. Так картина станет более выразительной. Живопись мастихином – это нечто божественное. Усердно учитесь рисовать, чтобы достигнуть высот в этом деле.

Щедро зачерпните нижней частью мастихина синюю краску. Нанесите ее на холст. Добавьте несколько синих штрихов на листочки. Вытрите мастихин тканью и нанесите небольшое количество зеленой травяной краски, соединенной с лимонным кадмием, на фрукт. Делайте это аккуратно.

Источники

  • https://o-krohe.ru/tvorchestvo/mastihin/
  • https://masterkrasok.ru/posts/drawing/oil/kak-vybrat-mastihin
  • http://fb.ru/article/142755/mastihinyi-chto-eto-kak-risovat-mastihinom
  • http://estortenok.ru/kak-obrabotat-kraya-kovrolina-svoimi/

Характеристики инструмента для рисования

Для чего нужен мастихин

Существует два вида мастихинов:

  • Для палитры. Такой мастихин представляет собой лопатку с острыми краями, ровной поверхностью и ровной ручкой. Это инструмент лишь вспомогательный, а не живописный – для смешивания красок и удаления излишков.
  • Для живописи. Рукоятка такого мастихина изогнута, чтобы было удобнее наносить краску – рука не касается уже сделанных мазков. У него гибкое лезвие для более мягкого нанесения масла на холст.

Какими бывают мастихины для живописи

Мастихины для живописи различаются по следующим признакам:

  • Размер – чтобы можно было подобрать инструмент под холст любого размера.
  • Форма лезвия – от простой каплевидной до фигурных, волнообразных. И от формы зависит не только то, какими получатся мазки, но и удобство пользования инструментом.
  • Ширина лезвия – узким инструментом можно работать почти так же, как кисточкой, а широким – придавать объектам рельефности.

Форма лезвия

Следует остановиться на форме лезвия – как уже упоминалось, от неё зависит нечто большее, чем эстетический эффект.

  • С закругленным лезвием уменьшается риск повредить холст во время работы.
  • Заостренным лезвием гораздо проще и удобнее убрать с холста излишки краски.
  • Фактурные мазки лучше всего наносятся овальным лезвием.
  • Лезвие геометрически правильной формы поможет создавать более ровные, четкие линии.
  • Особо сложные формы лезвия – удел художников-профи, хорошо знакомы с мастихиновой живописью.

Материал для изготовления

Рукоятка может быть изготовлена почти из любого материала. В основном их делают из древесины и пластика, но встречаются костяные, стеклянные.

Лезвие мастихина может быть изготовлено только из двух материалов – металла или пластика. Пластиковое лезвие дешевле, но по сравнению с металлическим никуда не годится, так как гораздо быстрее ломается. Металлическое лезвие – нестареющая классика. Наиболее предпочтительны лезвия из нержавеющей стали, не боящиеся влаги. Единственная проблема – из-за некоторых сплавов масляные краски могут окисляться.

Плюсы и минусы мастихинов

В руках профессионала мастихин превращается в чудо инструмент, имеющий только плюсы. У новичка или начинающего может быть только один существенный минус: при попытке нанести краску можно случайно соскоблить нижний слой.

Плюсов гораздо больше.

  • Уход за мастихином практически не требуется. Достаточно после работы протереть его влажной тряпкой. Качественный мастихин из нержавеющей стали будет служить достаточно долго, но если вам попался плохой мастихин, который покрылся коррозией, используйте его для соскабливания краски.  
  • При работе с мастихином не нужны растворители и такие химикаты, как скипидар. Для кистей скипидар, несомненно, нужен, чтобы промывать их. Иначе останутся остатки предыдущих красок. Для мастихина же ничего этого не нужно!

Особенности

Название «мастихин» происходит от итальянского слова, которое можно перевести как «шпатель», ведь такой художественный инструмент действительно выглядит, как небольшая лопатка или даже нож. Как правило, профессионалы активно используют этот инструмент при работе с масляными или акриловыми красками, хотя в последнее время несколько возрос интерес к мастихину и среди акварелистов.

Назначение такого шпателя довольно многогранно: он поможет смешать краски на палитре, а затем очистить ее от пигмента, убрать излишнее количество краски с холста или нарисовать картину вовсе без кисти.

Следует заметить, что последняя техника становится все популярнее, так как результат получается довольно отличающимся от классической живописи. Безусловно, форма конструкции никак не предполагает прописывания тонких деталей, однако за счет отсутствия неминуемого размывания красок при пользовании кистью мастихин дает поразительно яркий и насыщенный цвет. Характерной чертой картин, написанных мастихином, является еще и выразительная фактура, которая традиционно двухмерную живопись немного превращает в трехмерную картину.

Конечно, профессионалы не рисуют в какой-то одной технике серьезную картину и мастихин используют в сочетании с классическими кистевыми мазками. Художественный шпатель применяют для крупных форм переднего или среднего плана с подчеркнутой, ярко выраженной фактурой. Сюда можно отнести архитектурные объекты, волнение на воде, каменистые ландшафты и другие актуальные темы.

Не исключено, что мастихины широко использовались художниками еще в эпоху Возрождения, однако тогда они в большей степени воспринимались в качестве вспомогательного инструмента для работы с палитрой, а не как заменитель кисти. Современное понимание роли шпателя в живописи распространилось только в прошлом веке, когда рисовать с его помощью стали буквально все, но и ранее некоторые известные художники понемногу использовали его для нанесения красок на холст. Среди выдающихся мастеров хотя бы иногда пользовавшихся такой техникой, следует выделить Тициана, Франсиско Гойю, Гюстава Курбе и Поля Сезанна.

Сами художники отмечают, что научиться рисованию шпателем не так уж и сложно, причем использовать его можно как в сочетании с кистью, так и независимо от нее.

Кисти синтетика

Качественные кисточки для рисования.

Синтетическими кисточками можно рисовать чёткие и ровные линии.

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.

Стандартная толщина волоса кисти — 0,08 мм, однако бывают и другие варианты: при толстом волосе упругость синтетики близка к щетине, но сохраняется форма и водоотталкивающие свойства, а при тонком кисть из синтетики впитывает больше воды и она становится мягче, близка к колонковому волосу.

Высоко ценится качество синтетических кисточек японского производства, там производят волокно методом вытягивания, волос кисти — не обрезной, а вытянут под определённым углом. Такие кисти часто называют искусственным колонком, они устойчивы к кислотам и едким жидкостям, поэтому их можно использовать для клея, они не боятся разбавителей.

Синтетической волос на основе нейлона — жёсткий и не отдаёт воду, он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила подходит отлично.

Синтетический волос на основе сложных полиэфирных волокон имеет капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

По стойкости от механического воздействия синтетические кисти уступают натуральным, т.к. ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Но такие кисти стоят недорого, профессиональные художники покупают синтетику в большом количестве, и для рисования детьми эти кисточки очень хорошо подходят.

Критерии выбора

Художники, обладающие достаточным опытом рисования и имеющие возможность спросить совета у знакомых коллег, зачастую определяются с выбором мастихина самостоятельно, однако новичку обязательно понадобится совет о том, как правильно выбрать шпатель. Для своеобразной «пробы пера» лучше купить пластиковый вариант, поскольку он дешевле, а сам новобранец пока не может быть уверенным, что ему понравится такая техника.

Озадачить новичка может и выбор формы лезвия, потому что в художественных целях они выпускаются в самых разнообразных вариациях.

Форма лезвия во многом определяет не только эстетический эффект от рисунка, но и удобство пользования шпателем. Например:

  • чтобы сберечь полотно от механических повреждений, стоит выбирать закругленные лезвия;
  • снять лишнюю краску, что уже само по себе является отдельной техникой, позволяет заостренное лезвие;
  • фактура лучше всего передается в том случае, если для ее создания использовался мастихин с лезвием овальной формы;
  • если есть необходимость в выписывании четких линий, без лезвия геометрически правильной формы не обойтись;
  • мастихины с особо сложной формой лезвия нужны только профессионалам, уже освоившим принципы работы с более простыми вариантами.

При этом в выборе инструмента ориентироваться следует не только на прогнозируемый творческий эффект, но и на банальное удобство ручки и качество товара. Хотя изделие выглядит просто, найдется несколько критериев, отличающих качественное от посредственного:

Лезвие мастихина никогда не будет таким же эластичным, как ворс кисти, однако признаком хорошего художественного инструмента считается пружинящий наконечник.
Шпатель состоит всего из двух частей – рукояти и лезвия, и для художника очень важно, чтобы они были соединены между собой максимально надежно. Малейшее болтание или, того хуже, прокручивание способно испортить настоящий шедевр, а ведь картину маслом, как известно, исправить сложно.
Инструмент художника должен быть продолжением его руки – он должен удобно лежать в ладони

Наличие каких-либо дефектов ручки недопустимо, а помарки обработки древесины в виде потенциальных заноз – это настоящий позор для производителя подобного товара.

Виды мастихинов

Инструменты разделяют на две большие категории: для палитры и для живописи. Особенность первого вида – ровная форма. Лезвие обычно с острым краем. Это обеспечивает удобство смешивания красок. Также прибор подходит для того, чтобы убрать излишки масла.

Шпатели для живописи изогнутые. Это даёт возможность наносить краску так, что соседние участки не испортятся от случайного прикосновения. Лезвия достаточно гибкие, поэтому можно контролировать силу мазка.

Лопатка имеет одну из таких форм:

  • капля;
  • трапеция;
  • ромб;
  • рыбка.

Благодаря тому, что формы разнообразные, можно решить несколько задач. Закруглённое лезвие предназначено для защиты полотна от повреждений. Инструменты с заострёнными краями снимают излишнюю краску. Для фактурных мазков выбирают изделия овальной формы. А геометрическая предназначена для создания чётких линий.

Отдельно стоит выделить профилированные шпатели. Они напоминают вилки или имеют волнообразные края. Такие шпатели предназначены для создания специальных эффектов на многослойных картинах с выразительной фактурой.

Для изготовления используется два вида материалов: пластик и металл. Преимущества первого типа в том, что они долговечные и стоят недорого. Обычно их выбирают начинающие художники. Пластиковые шпатели подходят для смешивания цветов. Фигурные позволяют создавать различные геометрические узоры.

Инструменты со стальным лезвием самые популярные. Главный плюс в том, что они достаточно гибкие. Оптимальный вариант, если лезвие из нержавеющей стали.
 

Критерии выбора

Художники, обладающие достаточным опытом рисования и имеющие возможность спросить совета у знакомых коллег, зачастую определяются с выбором мастихина самостоятельно, однако новичку обязательно понадобится совет о том, как правильно выбрать шпатель. Для своеобразной «пробы пера» лучше купить пластиковый вариант, поскольку он дешевле, а сам новобранец пока не может быть уверенным, что ему понравится такая техника.

Озадачить новичка может и выбор формы лезвия, потому что в художественных целях они выпускаются в самых разнообразных вариациях.

Форма лезвия во многом определяет не только эстетический эффект от рисунка, но и удобство пользования шпателем. Например:

  • чтобы сберечь полотно от механических повреждений, стоит выбирать закругленные лезвия;
  • снять лишнюю краску, что уже само по себе является отдельной техникой, позволяет заостренное лезвие;
  • фактура лучше всего передается в том случае, если для ее создания использовался мастихин с лезвием овальной формы;
  • если есть необходимость в выписывании четких линий, без лезвия геометрически правильной формы не обойтись;
  • мастихины с особо сложной формой лезвия нужны только профессионалам, уже освоившим принципы работы с более простыми вариантами.

При этом в выборе инструмента ориентироваться следует не только на прогнозируемый творческий эффект, но и на банальное удобство ручки и качество товара. Хотя изделие выглядит просто, найдется несколько критериев, отличающих качественное от посредственного:

Лезвие мастихина никогда не будет таким же эластичным, как ворс кисти, однако признаком хорошего художественного инструмента считается пружинящий наконечник.
Шпатель состоит всего из двух частей – рукояти и лезвия, и для художника очень важно, чтобы они были соединены между собой максимально надежно. Малейшее болтание или, того хуже, прокручивание способно испортить настоящий шедевр, а ведь картину маслом, как известно, исправить сложно.
Инструмент художника должен быть продолжением его руки – он должен удобно лежать в ладони

Наличие каких-либо дефектов ручки недопустимо, а помарки обработки древесины в виде потенциальных заноз – это настоящий позор для производителя подобного товара.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий