Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях | статья для родителей

Комплекс для детей 5-6 лет

Двигательные упражнения
Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном

Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок

Окружающий мир

Развивающие занятия для детей 2-6 лет по изучению окружающей среды можно проводить каждый день, даже без отрыва от дел. Ребенку интересно буквально все, и он с радостью поддержит беседу, задавая все новые и новые вопросы.

Для детей 2-3 лет

В этом возрасте ребенок быстро впитывает информацию. Понимая природу окружающих предметов и явлений, малышу легче будет уловить принципы многих вещей, с которыми он столкнется позднее.

Знакомство с животными

Для этой цели отлично подойдет ферма, зоопарк и другие места, где ребенок сможет познакомиться вживую с представителями различной фауны.

Знакомство детей с животными лучше всего проводить вживую, например, в зоопарке

Увиденное необходимо тут же обсудить с ребенком: «вот лиса, у нее рыжая шубка и пушистый хвост», «это корова, она говорит му-у-у», «курочка несет яйца и говорит ко-ко».

Времена года

Изучить с ребенком картинки, на которых ярко представлены времена года. Сравнить их. Рассказать о самых главных атрибутах каждого сезона. Например, зима – это снег, мороз, Новый год; лето – тепло, фрукты, море. На последующих занятиях предложить ребенку рассмотреть картинку и определить, какое из времен года на ней изображено. Проанализировать совместно ответ.

Совместная прогулка

На прогулках обращать внимание малыша на окружающие предметы и явления. Например, дома – бывают одно- и многоэтажные, камни – твердые и тяжелые, лужи – появляются после дождя и высыхают на солнышке

Переходя дорогу, рассказать об элементарных правилах дорожного движения. Так можно не только расширить кругозор малыша, но и превратить обычную прогулку в увлекательный поход.

Для детей 3-4 лет

В этом возрасте, знания о свойствах объектов окружающей среды приобретаются, в основном, опытным путем. Однако для грамотной систематизации знаний необходимы развивающие уроки.

Когда это происходит

Рассмотреть с ребенком картинки, отображающие распорядок дня. Проанализировав с ним увиденное, попросить назвать время суток, когда ребенок совершает то, или иное действие. Например, чистит зубы – утро; сидит на уроке, обедает – день; лежит в кроватке, за окном темно – ночь. Точно так же можно разобрать любые рисунки, ярко иллюстрирующие время суток.

Вопрос-ответ

Данный урок проходит в форме беседы, в ходе которой ребенок проявляет знания, полученные ранее, например:

Зимой идет белый, пушистый… (снег).

  • После дождя на дорогах появляются… (лужи).
  • Из крана течет… (вода). Вода жидкая, а лед… (твердый).
  • Когда вода замерзает, то превращается в … (лед).
  • Утром солнце встает, а вечером… (садится).
  • Весной птицы вьют… (гнезда).

Чей листок

Предложить ребенку картинки с изображением листьев уже известных ему деревьев. Попросить малыша назвать дерево, которому соответствует тот или иной лист. Аналогичную игру можно провести с изображениями цветов и фруктов.

Летом и осенью более тесному знакомству с флорой родного края послужит сбор гербария. Позже, просматривая собранный материал зимой, малышу легче будет вспоминать названия знакомых ему растений.

Для детей 5-6 лет

Изучение тех или иных явления и объектов лучше проводить в местах их непосредственного наблюдения, например:

животных – в цирке, зоопарке, хоздворах;

Правила дорожного движения и дорожные знаки замечательно запоминаются при наглядном их изучении

  • растения – в естественных местах произрастания, ботанических садах;
  • транспорт и дорожные знаки – во время прогулки;
  • правила поведения в обществе – на личном примере, при походах в гости, театр, магазин.

Детям в этом возрасте будет интересно самостоятельно вырастить растение, приготовить элементарное блюдо, или соорудить скворечник. Это будет полезным навыком для развития самостоятельной деятельности.

Любое развивающие занятие можно превратить в увлекательную игру, которую дети 2-6 лет с удовольствием поддержат. Для этого не обязательно приобретать специальные дидактические материалы. Достаточно проявить немного фантазии и смекалки.

Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка

Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.

Мышцы
Варианты заданий
Губы
Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение.
Язык
«Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз.
Подъязычная связка
«Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить.
Щеки
«Шарики»

Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк

Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться.

Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Автобус

Я еду-еду-еду

Ну-ка повторяйте

Тук-ток

Мишка пляшет

Паучок

Ослик

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» – ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого – после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: