Когда ребенка можно ставить на ножки? советы врачей

Когда ребенка можно ставить на ножки? Факты, мнения, рекомендации

По поводу того, когда ребенка можно ставить на ножки, существует множество споров и мнений, но нет единого ответа. При подходе к этому вопросу должны учитываться индивидуальные особенности малыша и множество влияющих на это факторов. В данной статье будут изложены некоторые распространенные мнения по поводу возраста, в котором можно ставить младенца на ножки, даны важные рекомендации специалистов, а также приведены примеры гимнастики и массажа для малышей, которые мама может делать самостоятельно.

Большинство молодых мамочек склоняются к мнению, что ребенка нужно ставить на ножки тогда, когда он сам изъявит на это желание и будет стремиться встать самостоятельно. Маме же при этом остается только поддерживать его за подмышки или ручки. Другие хотят поторопить природу и ставят еще неокрепшего ребенка на ножки, желая поскорей научить его важным навыкам. Третьи же не являются приверженцами ни первого, ни второго мнения, и иногда кратковременно ставят своего кроху на ножки, при этом опора приходится больше не на ножки, а на руки мамы.

Рекомендации специалистов

На вопрос, когда можно ставить ребенка на ножки, практически все ортопеды и терапевты в один голос заявляют, что торопить события не стоит. И верно, ведь если позвоночник еще не окреп, то это будет слишком большая нагрузка для него, что способствует, к примеру, таким последствиям, как возникновение рахита. Однако примерный возраст, до какого точно не стоит ставить малыша на ножки, даже кратковременно — это четыре месяца. Раннее развитие детей до года предусматривает такое понятие, как норма. Однако в этом возрасте это понятие очень растяжимое и индивидуальное. Для кого-то норма – сидеть самостоятельно в пять месяцев, а вставать на ножки – в семь. Кто-то созревает для сидения в семь месяцев, а на ножки встает в девять – десять. Главное, что следует учитывать, это то, что не нужно насильно заставлять малыша что-то делать, а когда придет время – поддерживать и не удерживать малыша. Но при гипертонусе ножек, детишки могут рано начинать вставать на ножки, что не является естественным. Малыш при этом стоит на цыпочках и начинает быстро уставать. В этом случае для нормального развития ребенка следует мягко отвлечь его от этого занятия, не позволяя долго стоять.

Гимнастика и массаж для детей до года

Существует множество разнообразных гимнастик и массажев для детей до года, а также потешки и прибаутки к ним. Ниже будут приведены лишь несколько интересных видов для малышей, которые очень пригодятся молодым мамам, которые занимаются вопросом, когда ребенка можно ставить на ножки.

Массаж для стоп «восьмерка»

Ребенок лежит на спинке, мама держит его ножку одной рукой, а второй производит нежные поглаживания его стопы большими пальцем с маленьким нажимом, при этом остальными пальцами обхватив ее. То же самое произвести со второй ножкой. Дополнить этот массаж можно перебиранием пальчиков ноги младенца.

Соединение разноименных ножек и ручек

Малыш лежит на спинке, мама при этом притягивает локоток правой ручки к коленке левей ножки. То же самое проделать левой рукой и правой ногой младенца. Это упражнение укрепляет мышцы живота и способствует хорошей координации.

Подведение итогов

Главное, что нужно запомнить молодым родителям при вопросе о том, когда ребенка можно ставить на ножки и многих других, связанных с развитием младенца, это проявление чуткости, любви и понимания к своему чаду. Чувствуя вашу ежесекундную поддержку и заботу, его способности будут развиваться «на глазах», а вы только и будете успевать радоваться его успехам.

Чем опасно рано ставить грудничка на ножки?

А стоит ли маме учить малыша стоят, или быть может, он сам должен научиться? А в каком возрасте считается нормой поставить ребенка на ножки?

Не забывайте, это одна из самых важных ступеней в развитии ребенка. Так давайте все-таки рассмотрим, что же полезней для здоровья такого крохи.

Для начала определим насколько ваш малыш готов

  1. Самое первое и банальное – не пришло время. Малыш просто еще не готов, не нужно его заставлять делать что-то против воли, а особенно потому, что у соседки Маши, дочка Злата, «стоит с трех месяцев». Проявите терпение, всему свое время, физическое развитие и умственное проявляются поочередно.
  2. Нервная система. Все должно развиваться поэтапно, вначале ребенок учится уверенно управлять своими ручками и ножками, держать равновесие. Если никаких неврологических отклонений у ребенка нет, то все движения будут проявляться всё уверенней. Затем ребенок будет учиться вставать на четвереньки, ползать (это самый важный период для его физического развития), сидеть и в этих промежутках малыш начинает самостоятельно пытаться вставать.
  3. Физиология. Безусловно, более крупные малыши преодолевают попытки вставать на ножки тяжелее. Но все, же, этот процесс индивидуален у всех и необходимо учитывать все факторы. Можно пробовать помогать малышу в игровой форме или применить игровую гимнастику.
  4. Мотивация. Ребенок, прежде всего, любит подражать другим деткам, дайте ему возможность наблюдать за другими малышами. И снова повторюсь, используйте игровую форму, мотивируйте ребенка встать, например, положите игрушку подальше, чтобы малыш преодолел кое-какое расстояние, таким образом, он поймет, что необходимо приложить усилие.

Не переживайте если ваш малыш еще не стоит, возможно, он начнет раньше разговаривать или еще какие-либо факторы развития будут впереди. Развитие малышей происходит по по-особенному, не сравнивайте и заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится или попросту – рано. Не спешите скорее поставить малыша на ножки, да и вообще, при любом занятии с малышом учитывайте его развитие. Вы же не будете учить полугодовалого ребенка крутить педали на велосипеде, поскольку он попросту еще не умеет ходить и вообще не понимает, что от него хотят. Точно также и здесь, пока ребенок не научиться вставать на четвереньки и ползать, его позвоночник и тазобедренный сустав попросту могут быть еще не готовы к таким нагрузкам. Малыш сам начнет постепенно подниматься на ножки когда его организм будет к этому готов.

Какие факторы еще могут влиять на развитие малыша?

– сон и свежий воздух. А если совместить сон на свежем воздухе, вообще будет замечательно;

– кормление. До 6 мес. ребенок не нуждается в докорме. Будет отличным, если все это время мама сможет полноценно кормить грудью или специальной молочной смесью.

– массаж. Не забывайте делать легкий массаж ежедневно, это стимулирует мышцы и держит их в тонусе. Мышцы смогут удерживать строй позвонков только когда они будут развиты и иметь одинаковую силу

Поэтому очень важно тренировать их, а самая отличная тренировка для мышц малыша – на первом этапе массаж, а потом ползание

ВАЖНО

Помимо позвоночника, раннее поднимание на ножки может плохо отразиться на тазобедренном суставе. У некоторых малышей может быть недоразвита сама структура тазобедренного сустава. И если на неполноценный сустав давать нагрузку, это попросту может спровоцировать к подвывиху или вывиху головки бедра.

Еще один момент – ядра окостенения (входят в структуру тазобедренного сустава), они развиваются у девочек в возрасте примерно 4х месяцев, а у мальчиков в 6 месячном возрасте.

Ознакомиться со статьями про развитие детей в возрасте 6 месяцев и 12 месяцев можно перейдя по ссылкам.

Отсюда вывод: ставить на ножки малыша, раньше 6 месяцев, не рекомендуется. Иначе это может спровоцировать деформацию кости.

На что еще нужно обратить внимание?

Ранние попытки вставать на ножки могут свидетельство вать о гипертонусе мышц. В данной ситуации обратитесь к специалистам. А от вас требуется – отвлекать малыша от попыток раннего становления, поддерживать подмышки, чтобы не было полного упора на ноги и малыш не становился на цыпочки.

Упражнения для развития мышц и подготовки малыша к стоянию

Многие мамы считают, что самое главное для малыша, пытающегося встать, – сильные руки, чтобы он могу крепко взяться за опору и подтянуться. Но для полноценного вставания одних развитых рук мало. Ребёнок должен удержаться в вертикальном положении. Да и подниматься потом он должен без дополнительной опоры. А для этого нужна крепкая спина, сильные мышцы плеч и бёдер. Чтобы проработать все необходимые мускулы, можно выполнять следующие упражнения:

  • Уверенно сидящего кроху можно разместить на несильно надутом фитболе. Такое «кресло» будет постоянно уходить из-под малыша, и ему нужно будет держать равновесие. Это один из самых необходимых навыков для вставания.
  • Когда ребёнок освоится с простым сидением, задачу можно усложнить. Карапуза нужно будет специально раскачивать из стороны в сторону, вперёд и назад, подтягивать к себе за ручки и потихоньку отпускать. Конечно, во время таких упражнений необходимо поддерживать и страховать кроху.
  • Когда малыш научится вставать у опоры, нужно будет поощрять и стимулировать использование этого навыка.
  • Когда и это упражнение ему будет легко даваться, можно будет ещё усложнить задачу. Теперь малыша можно ставить перед собой, усаживать на корточки и заставлять подниматься полностью самостоятельно, не придерживаясь за опору. Сначала ему будет трудно, поэтому ребёнка на первых порах необходимо страховать.

Самое главное – подбадривать кроху и хвалить за успехи в этом непростом деле, сколько бы попыток ему ни понадобилось. И, конечно, нельзя терять бдительность, т. к. велика вероятность падений и прочих неприятностей.

Когда ребенка можно ставить на ножки?

Первый неуверенный шажок – это огромная радость для родителей и, естественно, настоящий успех для маленького победителя. Этого момента ждут все с огромным нетерпением. Но не стоит забывать, что развитие у детей происходит по-разному – одни малыши уверено топают уже в девять месяцев, а другие и в год еще даже не пытались научиться стоять.

Если поставить малыша слишком рано, то это может привести к проблемам с позвоночником

А надо ли торопиться?

Всем родителям хочется знать: когда ребенка можно ставить на ножки? На самом деле ответа на этот вопрос нет, так как можно только лишь указать моменты, которые необходимо знать. Многие специалисты уверены, что в связи с ранней нагрузкой на позвоночник могут быть различные негативные последствия.

Несмотря на это, самостоятельные попытки крохи сесть или встать на ноги надо всячески поощрять. Неизменно полезными в качестве развития ребенка бывают массаж, прогулки на свежем воздухе, грудное вскармливание и, естественно, любовь родителей – все это способствует желанию начать учиться самостоятельно.

Что касается ортопедов, то здесь их мнение разделилось. Одни говорят, что ребенка можно ставить на ноги не ранее десяти месяцев, так как в этом возрасте позвоночник и тазобедренный сустав уже хорошо окрепли и можно не переживать по поводу деформации скелета.

Другие уверены, что первые попытки стоять можно предпринимать практически с трехмесячного возраста, так как в это время у младенца еще сохраняются пошаговые рефлексы.

Нередко при гипертонусе малыш может попытаться встать ранее, чем ему исполниться шесть месяцев. Не стоит радоваться такому слишком раннему развитию своего малыша, так как в это время организм просто не готов к этому – возможна деформация стопы из-за очень большой нагрузки.

К тому же стоять в таком возрасте – это очень рано, ребенок быстро устает, начинает стоять на цыпочках. Родителям можно посоветовать всячески отвлекать малыша от стояния, не разрешать слишком долго находиться в таком положении, а еще лучше – поддерживать под мышки карапуза.

При этом самостоятельные попытки подняться нужно обязательно поощрять

Готов ли ваш малыш к такой нагрузке?

Врачи отмечают, что готовность малыша стоять зависит от следующих факторов.

Генетика. Помните, что задумчивость и флегматичное настроение – это уже и есть  черты будущего характера: ведь кто-то является живчиком от природы, а кто-то вдумчивый и уравновешенный. Есть смысл проанализировать семейную родословную. Если родители малыша были крупными детками, и, к тому же, довольно медлительными, то их кроха вряд ли будет слишком резвым. Зато есть вероятность, что он станет на ноги позже других детей и двигаться будет медленно.
Физическое развитие. Нет такого ребенка, который развивается по таблице, предложенной педиатрами, ведь они предлагает усредненный вариант. Крупным и полным малышам для того, чтобы встать на ноги надо больше времени, а вот маленьким и щупленьким это сделать намного проще и быстрее. Если ваш малыш слишком малоподвижен и ленив, попросите педиатра назначить вам массаж и специальную гимнастику – это еще никому не навредило.
 «Вертикализация». Чтобы стоять малышу надо научиться держать равновесие и управлять своими конечностями. Все это очень сложно – с точки зрения нервной системы. Малыши привыкают к этому постепенно. Сначала кроха смотрит на предметы, потом он станет до них дотрагиваться. Поначалу малыш попробует сесть, потом поползет, а только после этого встанет на ножки. Если у вашего ребенка есть и были неврологические проблемы, то это может отложить на некоторое время процесс ходьбы – не стоит волноваться, это произойдет, как только нервная систем дозреет.
Чередование фаз. Период физического роста и интеллектуального развития всегда чередуются между собой. Это вполне нормально. В случае, когда ребенок что называется «берет передышку» не торопите его – не стоит его насильно что-то заставлять делать.
Желание. А есть ли желание стоять у вашего крохи? Возможно, что у ребенка отсутствует мотивация, чтобы начать ходить

Ему очень важно видеть других детей, которые уже пошли, или интересные вещи, до которых он не может сам дотянуться, поэтому надо встать.

Когда ребенка можно ставить на ножки? видео

Когда ребенка можно ставить на ножки фото:

  • Если малыш пытается встать раньше полугода — это свидетельствует о гипертонусе мышц
  • Не заставляйте малыша стоять — создайте лучше благоприятную атмосферу для самостоятельных попыток

Как же выглядит здоровый малыш на 3-4 месяцах жизни?

Самостоятельный подъем малыша на ножки в столь раннем возрасте может свидетельствовать о наличии у ребенка гипертонуса мышц. В этот момент его стопы получают колоссальную нагрузку и могут деформироваться. Так как на них давит вес всего тела, а также возникает сильное напряжение мышц.

Малыш в этом возрасте может становится на носочки, но от этого он быстро устает. Не следует разрешать ему долго стоять таким образом. Чтобы помочь малышу, родители должны поддержать его под мышки, попытаться увлечь игрой.

Можно ли ставить ребенка на ножки? Развитие детей и возможность делать первые шаги зависят от ряда факторов, таких как:

  • Наследственный фактор. Если родители малыша начали поздно ходить или имели лишний вес, то им не стоит ждать, что он сделает первый шаг в раннем возрасте.
  • Развитие нервной системы. При ходьбе движения должны обладать четкостью и точностью. Также ребенок должен научиться держать равновесие и уметь группироваться.
  • Состояние здоровья. Любые заболевания внутренних органов, вирусные и аллергические патологии ослабляют иммунитет ребенка, тормозят его развитие.
  • Физический и умственный прогресс. Учеными доказано, что развитие ребенка происходит скачкообразными движениями. Поэтому, если малыш в данное время активно учится говорить, не стоит ожидать, что он начнет делать свои первые шаги.
  • Мотивация. Молодым родителям следует помнить, что ребенок должен сам захотеть встать на ноги. Пока он не проявляет желания, его можно заинтересовать: например, показать малышу его любимую игрушку и предложить самостоятельно добраться до нее. Также можно показать, как ходят другие маленькие дети.

Знание этих факторов поможет тем мамам, которые озабочены вопросом о том, когда ребенка можно ставить на ножки.

Некоторые мамы считают, что для успешного вставания малышу нужны сильные руки, но только этого мало. Ребенок должен не только крепко держаться за опору, но и удерживать свое тело в вертикальном положении. А в будущем малыш должен стоять без опоры. Для этого рекомендуется выполнять такие упражнения:

  1. Ребенка, который уже вполне уверенно сидит, можно посадить на слабо накаченный фитбол. Он будет постоянно норовить уйти из-под ребенка, поэтому малышу придется удерживать равновесие. Равновесие – главный навык при вставании.
  2. Когда простое удерживание равновесия уже освоено, попробуйте слегка раскачивать ребенка взад-вперед и слегка отпускать, но не забывайте страховать малыша.
  3. Вставание у опоры необходимо поощрять.
  4. После освоения вставания у опоры, можно ребенка сажать перед собой и стимулировать его к самостоятельному подъему без поддержки. Сначала малышу будет нелегко, поэтому необходимо ему помогать.

Положение на спине

Ребенок лежит на спине прямо, достаточно уверенно. Голова, туловище и попа прижаты к поверхности. Ручки подняты, малыш играет с ними, держа перед лицом, рассматривает их и тянет в рот. Ноги, согнутые в бедрах и коленях, также подняты над туловищем, разведены в стороны, стопы подняты в воздух. Руки и ноги учатся хватать.

Положение на животе

Ребенок уверенно лежит на животе, опираясь на таз и поддерживая себя локтями, расставленными чуть в стороны на ширине плеч. Опираясь на предплечья, малыш может свободно держать голову прямо и поворачиваться то влево, то вправо. Ребенок уже на этом этапе развития пытается выпрямиться и подняться. Хотя живот еще полностью лежит на поверхности, грудь уже немного приподнята.

В этом положении, как ни странно, может показаться, что ваш малыш не только не продвинулся вперед, но даже и потерял навык опоры и шагания. Ведь всем понятно, что к году ребенок должен твердо стоять на ногах и пробовать ходить. Ваш же малыш в возрасте 3-4 месяцев не будет опираться на стопы, начнет поджимать ножки и перестанет выполнять шаги.

Теперь остановимся на тех моментах, которые должны обратить на себя внимание и подвигнуть родителей обратиться за советом к специалисту при оценке ребенка в возрасте 3-4 месяцев:

  • Малыш, лежа на животе, постоянно плачет или переворачивается на спину.
  • Малыш в положении на животе или на спине явно не симметричен. Иными словами, линия, мысленно проведенная по центру его туловища, заметно смещается в какую-либо сторону или полностью искривлена.
  • Малыш предпочитает спать постоянно на одной и той же стороне. В норме во время сна ребенок одинаково хорошо кладет голову на левую и правую стороны. Малыш не должен отдавать предпочтение какой-то одной стороне, поскольку это может привести к искривлению костей головы.
  • Складки на обеих ножках малыша неодинаковые (несимметричные).
  • Разведение бедер в разные стороны неодинаково.

На этой фотографии хорошо видно, что тело ребенка симметричноЯгодичные складки и складки на ножках симметричные

Мнение Е. Комаровского

Известный врач утверждает, что у каждого ребенка рано или поздно появляется желание стоять и роль родителей в освоении этого навыка заключается только в том, чтобы облегчить и обезопасить процесс. Учащемуся стоять ребенку не нужно надевать обувь, пусть кроха учится этому босиком.

Многие родители с гордостью заявляют, что их малыш самостоятельно встал в 4,5,6 месяцев, а ходить начал в 8,9,10

Комаровский в связи с этим хочет акцентировать внимание на том, что из-за ранней длительной нагрузки на позвоночник у таких деток возможны самые разные проблемы в будущем – искривления, радикулиты и другие

Когда ребенка можно ставить на ножки: советы и предостережения

 Кого ни спроси, все помнят о своих детях такие подробности как: когда он пополз, когда начал сам кушать ложкой, когда заговорил и когда пошел своими ножками.

В современной медицине очень много новых взглядов и стандартов, отечественные и зарубежные специалисты называют разные сроки, когда ребенка можно ставить на ножки.

Однако смысл этой статьи не в том, чтобы задать какие-то строгие временные рамки, поскольку каждый малыш развивается в своем темпе, который для него может и быть нормой, давайте разберемся!

Общая информация

 Современные врачи-педиатры настаивают на одном: не стоит стараться ускорить развитие малыша, если он к этому не готов. Этот общий совет касается практически всех областей, в том числе и ходьбы.

Разумеется, есть общие среднестатистические рекомендации, которые представляют собой просто усредненные числа из серии: сколько детей, во сколько  месяцев пошли, и какие это имело последствия. Так, конечно, на вопрос можно ли месячного малыша ставить на ножки, разумеется, ответ будет – нельзя.

Однако, сами врачи так проверяют у новорожденных малышей шагательный рефлекс, который исчезает в возрасте около трех месяцев.

Общие рекомендации

 Те самые среднестатистические данные, о которых речь шла ранее, заключаются в следующих наблюдениях: дети, которые еще не достигли возраста 10 месяцев, как правило, имеют недостаточно сильную мускулатуру позвоночника и не сформировавшийся тазобедренный сустав. В связи с этим, вставание на ножки раньше этого срока для многих детей, особенно страдающих некоторым недостатком витамина D в организме, может принести негативные последствия.

 В чем они выражены? В первую очередь, называют повышенную нагрузку на позвоночник, а также искривление конечностей и деформацию ступни.

Это может быть правдой как в случаях вставания детей на ноги до рекомендованного возраста в 10 месяцев, так и позже, если ребенок, например, испытывает проблемы с формированием костных тканей скелета – стоять и ходить из-за этого для него может стать проблемой.

Выводы

 Как можно понять из всех вышеперечисленных фактов, момент, со скольки месяцев ваш малыш может привставать на ножки – сугубо индивидуален, ведь у каждого крохи свой характер, свое телосложение, наследственность и мотивация.

 Если ваш малыш здоров и сам, даже сравнительно рано, пытается встать, например, держась за кроватку – это хороший знак, он стремится развиваться и ему это удается. Не стоит подстрекать пятимесячного малыша так поступать, показывать, как это делается, самим помогать ему привставать, поддерживая под ручки.

Но и ругать его за то, что он пытается постичь новое ни в коем случае нельзя. В большинстве случаев на сегодняшний день врач в поликлинике посоветует вам не предпринимать попыток ставить малыша на ножки или присаживать до тех пор, пока кроха сам не захочет освоить этот новый навык.

 Кроме того, малыши, которые вообще с самого раннего возраста имеют более активный, чем сверстники нрав, если кроха рано начал переворачиваться на животик, ползти и садиться, то это тоже сигнал, что все это время он работал над своим мышечным скелетом и возможно, время вставать подошло.

Рядом с характером часто называют и фактор наследственности, ведь если папа и мама, например, спортсмены и ведут активный и здоровый образ жизни, часто активно себя ведет и малыш.

Наследственные и родственные связи играют немаловажную роль в развитии ребенка, однако утверждение про спортивную семью не всегда является верным на все 100 процентов.

 Как только малыш встанет на ножки с поддержкой – не далеко и мгновение, когда он сделает свои первые шажки в ходунках или за ручку.

Здесь уже следует быть особо внимательным: сейчас вопрос о том, можно ли ставить маленького в ходунки активно спекулируется, однако нет прямых доказательств позиции за и против.

Водя же малыша за ручку нужно быть очень осторожными, чтобы случайно не вывихнуть при этом ручку без конца спотыкающемуся и дрыгающемуся малышу. Для этого безопаснее всего держать его за обе руки за кисть и часть ручки до локтя и с особой внимательностью следить за каждым его шагом.

Упражнения для стимулирования вставания

Существуют различные упражнения для укрепления мышц малыша, которые помогают ему удерживать вертикальное положение. С помощью этих упражнений несложно научить ребенка стоять без опоры:

  1. Если ребенок еще не стоит, то почувствовать опору в ногах ему может помочь фитбол. Нужно положить его животом на неплотно накачанный мяч, покачать так, чтобы ножки касались твердой поверхности и отталкивались от нее. Обязательно аккуратно придерживать малыша, чтобы он чувствовал поддержку маминых рук.
  2. Поднять любимую игрушку так, чтобы кроха мог дотянуться до нее, держась за прочную опору. Малыш начнет стремиться к ней, ища возможность подняться.
  3. Регулировать высоту опоры. Когда дитя уверенно научится стоять, опираясь на предмет на уровне пояса, нужно перемещать опору выше.
  4. Можно попробовать занять руки ребенка, стоящего у опоры, интересной игрушкой. Таким образом, он будет прислоняться к опоре не руками, а животом, а руки будут заняты.
  5. Чтобы ребенок научился садиться из положения стоя, рядом со стоящим малышом на пол кладется игрушка. Когда он проявит интерес к ней, нужно помочь аккуратно сесть рядом. Так он научится не падать, а мягко приземляться.
  6. Несколько игрушек кладутся на разной высоте. Так кроха будет стараться дотянуться то до одной, то до другой, тем самым освобождая то одну, то другую ручку.
  7. Пока малыш стоит у невысокой опоры, можно разложить несколько игрушек на полу. Крохе предлагается поднять их поочередно.
  8. Если положить незначительную преграду между правой или левой ногой крохи, чтобы они стояли не на одном уровне, то он научится держать равновесие и в таком положении. Это развивает чувство баланса.

Проводя такие упражнения регулярно, можно воочию убедиться, как это увлекательно и радостно, когда дети начинают стоять без опоры.

Можно ли использовать ходунки

Чтобы помочь опорно-двигательному аппарату ребенка окрепнуть, можно использовать ходунки, но они рекомендованы не ранее, чем с 7-8 месяцев. В этом возрасте малыш уже держит спину, он будет сидеть в ходунках и отталкиваться ножками, а со временем начнет стоять, держась за корпус.
Многие специалисты говорят о том, что ходунки не помогают быстрее научиться ходить, но у них есть ряд других преимуществ — они позволяют малышу быть занятым некоторое время, он имеет возможность активно исследовать окружающую среду, при этом находится в безопасности. Использовать ходунки нельзя длительное время, максимум 20-30 минут. Начинать нужно с 5-10, постепенно увеличивая время пребывания в ходунках.
На современном этапе существует утверждение, что ходунки больше вредят деткам, чем способствуют иразвитию. За границей они запрещены в связи с тем, что много родителей обращались за медицинской помощью по поводу травм, которые получали малыши из-за использования ходунков, отмечались нарушения мышечного тонуса, развития стоп, тазобедренных суставов.
Большинству родителей хочется, чтобы дети пораньше научились сидеть, стоять, ходить, но всему свое время. Спешить с этим не стоит. Когда малыш будет готов, он сам сядет, встанет и пойдет.

Этапы формирования опорно-двигательного аппарата

У каждого новорожденного красивые пухлые ножки. Они не похожи на ноги взрослого человека. Плоская стопа грудничка – это совершенно нормально, так как еще не развит свод стопы. Он начинает строиться только при постепенной нагрузке, сначала скелет стопы состоит из мягкого хряща. Когда малыш учится ходить, ступня трансформируется изнутри трехмерно: пятка поворачивается, а свод приподнимается.

Формирование мышц и костей происходит постепенно, незаметно для ежедневного внешнего наблюдения. Они подготавливаются для принятия будущей нагрузки. Функции мозга, управляющие движениями, развиваются параллельно. В течение первого года жизни младенец приобретает необходимые навыки и становится готов ходить, бегать и прыгать.

Умение поднимать верхнюю часть тела

Примерно к четырем-пяти месяцам ребенок начинает приподниматься, лежа на животе и опираясь на руки перед собой. Если он делает это уверенно, то, значит, успешно преодолел первый этап и подготовлен, чтобы переворачиваться, сидеть, ползать и ходить в будущем.

Способность ползать

Следующий период, около седьмого месяца, очень новаторский. Малыш может начать опираться на руки и подталкивать колени под себя. Постепенно он выполняет движения вперед и назад и, наконец, начинает ползать.

Ребенок начинает ползать

Активное ползание

Совершенствуя свои навыки, иногда малыш ползает невероятно быстро. Ползание – очень важный этап развития, ребенок задействует все тело и учится преодолевать препятствия.

Важно! Когда малыш куда-то добирается, лучше ему не помогать, если это не угрожает безопасности

Попытки подняться на ноги

После 7-месячного возраста наступает время, когда ребёнок начинает делать попытки стоять на ножках. Он опирается на стенки детской кроватки, предметы мебели. На девятом месяце дети начинают ходить вокруг мебели, или держась за руки взрослых.

Первые уверенные шаги

Постепенно ребенок становится смелым, начинает уверенно переносить вес с ноги на ногу. Однажды он отпустит поддержку и сделает первые самостоятельные шаги.

Важно! Малыш будет много падать, поэтому следует убрать все опасные предметы. В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка

Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения

В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка. Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения.

С какого возраста ребенка уже можно ставить на ноги с поддержкой – сроки и общие рекомендации

Первые шаги крохи – повод для особой гордости родителей. Неудивительно, что мамы хотят, чтобы детки встали на ноги как можно раньше. Но по этому поводу существует множество споров и мнений – касательно сроков высказываются как медицинские специалисты, так и опытные мамы.

Но в данном случае главным фактором является готовность малыша к ходьбе. Если ребенка поставить на ножки раньше положенного срока, ничего хорошего из такой затеи не получится. Поэтому родителям не стоит спешить. Лучше руководствоваться здравым смыслом и не ориентироваться на соседского малыша, который «уже стоит».

Готовность к новым нагрузкам

На скорость освоения ходьбы влияют сразу несколько факторов, которые необходимо учитывать родителям. Это:

  1. Мотивация. Кроха должен захотеть встать и куда-то пойти. Например, ему будет интересно, если поблизости ходят или играют другие дети.
  2. Периодичность. Развитие деток происходит циклически – есть периоды бурного усваивания новых навыков и периоды внешнего «застоя». С этой особенностью приходится считаться.
  3. Зрелость нервной системы. Контролировать вертикальное положение тела карапузу удаётся только тогда, когда он к этому полностью готов. Любые отклонения от нормы и неврологические заболевания существенно отодвинут сроки осваивания стояния на месте и ходьбы.
  4. Особенности телосложения. Худеньким детям всегда легче подняться и устоять на ножках, чем ребятам с избыточным весом. Это не означает, что крохе нужно худеть! Просто ему понадобится чуть больше времени, чтобы научиться удерживать равновесие.
  5. Наследственность или особенности характера. Живые малыши с большим интересом стремятся к новому, а флегматики предпочитают долго сидеть. Зачастую крохи в точности повторяют все этапы и сроки развития своих родителей или родственников. Поэтому прежде чем что-то требовать от малыша, стоит поинтересоваться семейной историей.

Что говорят специалисты

Ортопеды и педиатры единодушны во мнении – торопиться в любом случае не стоит!

Существует и жёсткое ограничение: до четырёх месяцев детей запрещено ставить на ножки. В более раннем возрасте у них ещё не достаточно окрепший позвоночник. При неадекватных нагрузках позвоночный столб может быстро деформироваться! Поэтому ставить кроху нельзя даже на одну-две минуты.

Что касается такого понятия, как норма — это весьма растяжимое определение. Одни дети способны самостоятельно встать в 7, а другие только в 9 месяцев. В обоих случаях это будет нормой, если малыш не отстаёт в физическом развитии, и у него нет никаких проблем с нервной системой.

Существует патологическое состояние, известное как гипертонус. Кроха встаёт рано, но при этом его тельце неестественно напряжено, а упор идёт на носки – малыш стоит как балерина. Обычно патология проявляется вставанием на пятом-шестом месяце.

О том, по каким причинам ребенок ходит на цыпочках, подробно описано здесь.

А ортопеды подчёркивают, что тазобедренный сустав развивается только к 9-10 месяцам. Поэтому можно сделать вывод, что стояние допустимо в период от 7 до 10 месяцев. И раньше деток ставить на ноги нельзя, так как это может навредить их здоровью.

Как помочь ребенку

Но малышу можно помочь стать крепче и сильнее. Для этого в арсенале мам находится специальная детская гимнастика, укрепляющая мышцы, связки и суставы.

Насчёт подходящего по возрасту комплекса упражнений можно посоветоваться с педиатром. Он даст рекомендации с учётом особенностей развития конкретного малыша.

Для деток, не страдающих гипертонусом, подходят самые простые упражнения:

  1. Сведение противоположных рук и ног. Ребенок на спинке, а мама поочерёдно подтягивает локоток его левой ручки к правой коленке, а затем правой руки к левой коленке. Все движения производятся аккуратно, без резких нажимов. Упражнение отлично укрепляет мышцы животика и улучшает координацию.
  2. «Восьмёрка». Это упражнение для стоп. Кроха лежит на спине, а мама обхватывает ножку одной рукой, а второй «рисует» на своде стопы цифру. Используется один палец, который движется по стопе с небольшим нажимом. Массаж проводится поочерёдно на обеих ногах. Дополнительно можно перебрать пальчики. Дети такой массажный приём очень любят!

Родителям важно проявить максимальное внимание и понимание – насилие и спешка в этом вопросе попросту не уместна. Только в этом случае малыш будет развиваться в соответствии с возрастом, и у него не возникнет проблем с физическим и психическим здоровьем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий