Речевое развитие ребенка в 6-7 лет: советы родителям дошкольника

Развитие речи у детей 3-4 лет: нормы, особенности, отклонения. как научить ребенка разговаривать

Роль родительской речи после рождения крохи

Речь ребенка развивается задолго до того, как будет сказано первое слово и даже произнесены первые осознанные звуки. Развивать ее нужно с самого рождения, когда малыш постоянно слышит речь, обращенную в его адрес и разговоры родителей между собой.

Обратите внимание

Необходимо знать, что чем богаче словарный запас и правильнее произношение слов ребенка, тем ему проще демонстрировать свои чувства и высказывать мысли, и тем проще строятся его отношения с другими детьми и окружающими его взрослыми.

За счет речи в сочетании с органами чувств формируется познание мира. Особенно важным для развития речи является острый слух, именно на слух кроха воспринимает речь родителей и окружающих, запоминая слова и их значения. Не менее важна связь и со зрением, ассоциации с произносимыми словами и внешним видом предметов

Поэтому здоровью этих органов чувств (наряду со всеми остальными) нужно уделить внимание в самом начале

На слух ребенок учится повторению слов и контролю за их произношением, и важно, чтобы родители говорили правильно и поправляли ребенка, чтобы неверное произношение не входило в привычку. В младенческом возрасте речь еще не относится к ведущему средству общения, но она развивается очень быстро, чтобы уже в последующем, на все оставшиеся годы жизни, она могла обеспечить эффективные диалоги с другими людьми и даже с самим собой

В младенческом возрасте речь еще не относится к ведущему средству общения, но она развивается очень быстро, чтобы уже в последующем, на все оставшиеся годы жизни, она могла обеспечить эффективные диалоги с другими людьми и даже с самим собой.

Изначально слова, выражения лиц и жесты, интонации и взгляды, действия взрослых и движения тела могут быть для малыша бессмысленными, но в ходе наблюдений и осознания они постепенно приобретают для него истинный смысл. Это приходит с опытом:

  • В периоде от трех месяцев, примерно до 7-8-ми, кроха хорошо запоминает все события, которые повторяются ежедневно.
  • После 8-10 месяцев в копилку знаний добавляются уже словесные их обозначения и жесты. Так, угрожающий жест пальцем или слово «нельзя» для ребенка будет поводом для того, чтобы отказаться от касания горячей кастрюли или утюга. А слово «ладушки» будет командой для того, чтобы он начал хлопать в ладошки.
  • С годовалого возраста происходит знакомство с различными окружающими предметами в доме и на улице.

Так, в возрасте примерно 12-16 месяцев слово «часы» ребенок воспринимает, как только предмет на стене в его комнате. По мере накопления опыта к возрасту 2 лет ребенок уже знает о том, что часы могут быть разными, это механизм со стрелками

В этом периоде ребенок может еще и не говорить много слов, он копит пассивный словарь и важно стимулировать его в этом. К двум годам объем этого словаря может достигать нескольких сот слов

Важно

Если кроха не говорит, это не значит, что он не понимает и не запоминает родительскую речь. Он понимает многие вещи из речи родителей, особенно ели это знакомые для него события или предметы.

К возрасту трех лет ребенок хорошо ориентируется в понятиях размеров, хорошо знает слова да или нет, понятие терминов «хорошо» и «плохо».

Этап ранний. Как учить ребенка говорить до 6 месячного возраста?

Самый ранний период и самый благодатный возраст, когда учить ребенка говорить. Развитие малыша сейчас происходит наиболее быстро: стремительно растет объём мозга, обостряется зрение и усиливается слух, происходит физическое развитие. Слух играет сейчас ведущую роль в процессе обучения речи: ребенок слышит человеческие голоса, вслушивается в звуки окружающего мира, учится пользоваться звуками для общения с людьми. Сосредоточение на звуках проявляется с самого рождения малыша. Первые два месяца он просто замирает, глядя говорящему в глаза. Создаётся впечатление, что ребенок готов слушать часами напролет

Даже первая улыбка малыша возникает, как реакция на звук голоса человека! Слыша голоса родителей, малыш концентрирует внимание и пытается повторять, произносимые ими слова

Буквально на третьем месяце своей жизни ребенок может сосредотачиваться на родителях, разговаривающих с ним, активно воспроизводя большинство слышимых им звуков. На третьем-пятом месяцах жизни после непродолжительного сосредоточения малыша на говорящем взрослом человеке, он сам начинает активно вокализировать, радостно агукать и восторженно распевать. И уже с полугода он начинает осознавать смысл слышимых им слов.

И напоследок – общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Советуем почитать:

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе “Пересказы и рассказы”.
  • Т.А. Ткаченко “Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша”.

Речь – отражение развития мозга. Как научить ребенка говорить в возрасте 1,5 -3 лет?

На самом деле 1,5 года – не более чем ключевой пункт, позволяющий подвести некоторые итоги. Количество освоенных слов может серьезно отличаться, у разных детей варьируясь от 20 до 100 активных слов и звукоподражаний и более 200 – общего словарного запаса.

Гораздо большее значение сейчас имеют темпы прироста новых слов и качество произношения. Родителей должна насторожить слишком длительная задержка речи ребенка, как таковая, в первую очередь. Если малыш упорно не желает общаться, пробовать разговаривать, это может означать и проблемы с речью, и проблемы с развитием. Не обязательно это именно так, но на всякий случай проконсультируйтесь со специалистом. Кроме этого есть еще несколько поводов обратиться за помощью специалиста-логопеда.

Повод первый: Проблемы с речью могут возникать, если ребенок задержался на использовании, так называемых, «контурных» слов. Пытаясь повторить слово, малыш, воспроизводит его абрис, некий звуковой эскиз слова: к примеру, слово «кирпИчики», превращая в контурное «титИтики». Основа данного механизма заключается в звукоподражании слоговой природы слова. Изначально, это нормально. Но если слова, так и фиксируются в данной форме, не переходя со временем к нормальному, правильному названию предметов, рекомендуем обратиться к логопеду.

Повод второй: Еще одним поводом для обращения к специалистам служит устойчивое неправильное называние слов, к примеру, мазелин вместо вазелин. Как показывает практика, это в общем, не страшно, в единичных случаях ребенок, постепенно «уловит» разницу в звуках и исправится, при помощи родителей, конечно. Но не редко такие проблемы с речью означают, что ребенок просто не различает буквы, а от того использует одни вместо других. Не будет лишним, и проверить слух малыша.

Повод третий: Проблемы с речью в маленьком возрасте могут выражаться и в определенных сложностях в произношении некоторых отдельных звуков. Как правило, труднее всего деткам даются плавные «л» и «р», шипящие «ж» и «ш», свистящие «з» и «с», а также сочетание согласных звуков. Ошибки в звукопроизношении вызваны неумением ребенка, владеть собственным голосовым аппаратом, а кроме того недостаточно точным восприятием слышимой речи, несовершенством умения анализировать звуки языка

Важно заниматься с малышом, научить ребенка говорить правильно. Если данные сложности «зафиксируются», тогда на следующем этапе, в возрасте 3-4 лет, нужно будет преодолевать их вместе с логопедом

Норма или нет?

Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Если ребенок им не соответствует – этоповод для беспокойства.

Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук

В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

Бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят.

Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.

Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.

Когда бить тревогу и пить ли лекарства?

Отметим так называемые «реперные точки»:

  • 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
  • 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов.
  • 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов.
  • 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
  • 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи.
  • 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха.
  • 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки.
  • 6 лет – хорошо развитая связная речь.

К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.

Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына. Эта подробная и качественная схема описания детской речи до сих пор самая популярная. Но, так как сферой научных интересов Гвоздева были фонетика и морфология, то ученый не фиксировал понимание речи ребенком, и подробные системные записи лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев.

2,6 – это возраст, когда уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями. Если этого нет, моя рекомендация – показать ребенка хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи.

Внимание родителей к детскому лепету и развитие речи ребенка

Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка.  Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.

С чего начинать?

Часто родители интуитивно делают именно то, что надо, – например, «сюсюкаются» с младенцами. Недавно ученые из Эдинбурга доказали, что у детей, с которыми часто говорили взрослые на «их языке», лучше развивается речь. Исследователи обнаружили связь между словарным запасом малыша в полтора-два года и тем, как много родители использовали при нем уменьшительно-ласкательные слова (вроде «машинка», «животик» и т.д.). Чем больше «сюсюканий» – тем богаче лексикон в будущем!

Период от года до трех очень важен для становления речи ребенка, хоть в это время он и может разговаривать на своем собственном, словно вымышленном языке. Малыш понимает, что ему говорят взрослые, но отвечает словами, которые звучат совершенно иначе. В это время он старается освоить язык, «пробует его на вкус» и начинает понимать, как работает этот инструмент. И от родителей требуется лишь немного помощи в этом нелегком процессе. Здесь пригодится то, что называют «языком нянь». Не пренебрегайте выражениями вроде «машинка би-би» или «паровозик чух-чух». Они важны для того, чтобы кроха осознавал: родители понимают, что он говорит.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его. Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок

Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет. Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой

Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос. Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.

Общительность родителей

В целом, чем больше вы болтаете с ребенком и при нем, тем лучше. Ведь родительское поведение – эталон для детей, в том числе для тех, кто еще не разговаривает. Постоянно рассказывайте крохе, что вы делаете или что вы будете делать, когда пойдете на прогулку, рассуждайте о том, как прошел ваш день, и задавайте вопросы. Даже если малыш вам не отвечает, он все равно понимает вас и, возможно, даже по-своему реагирует на ваш монолог «в уме». Медленно проговаривайте сложные слова и чаще сами используйте их в речи.

С другой стороны, иногда и излишняя говорливость родителей может стать препятствием для развития речи. Если вы постоянно предугадывайте желания малыша, задавая вопросы, на которые можно ответить одним кивком головы, – у него просто не остается стимула начать разговаривать

Так что важно подталкивать ребенка к обсуждению. Вместо того чтобы настаивать «скажи мяч», спросите: «что у меня в руках?» или «во что ты сегодня играл с папой?»

Уловки вроде подкупа и шантажа или откровенный побудительный тон едва ли помогут ребенку тут же складно заговорить. Предлагать игрушку за слово «мама» или настаивать на одном и том же – неэффективная тактика.

Уделять внимание формированию речи важно и в процессе игр. На то, как скоро малыш научится излагать свои мысли вслух, влияет много факторов – в том числе развитие движений пальцев рук и мелкой моторики. Учите ребенка развязывать и завязывать шнурки, перебирайте с ним крупу, разыгрывайте «пальчиковый театр» и, конечно, играйте в конструкторы

Все это косвенно помогает ему учиться разговаривать

Учите ребенка развязывать и завязывать шнурки, перебирайте с ним крупу, разыгрывайте «пальчиковый театр» и, конечно, играйте в конструкторы. Все это косвенно помогает ему учиться разговаривать.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Как развить речь у ребенка?

Благоприятная речевая среда – один из тех факторов, который оказывает самое непосредственное влияние на формирование речевых навыков и ораторских способностей, а также на общее развитие ребенка. Поэтому, о том, как правильно разработать речь малыша, нужно задумываться уже после его рождения, ведь время пролетит быстро, и вскоре вы поймете, что ребенок начинает произносить первые слова. Именно сейчас можно начинать заниматься развитием его речевых навыков. Лучший способ сделать это – преподнести знания в форме увлекательной игры.

Развиваем связную речь ребенка

1.

Старайтесь играть с малышом в игры, которые предполагают общение. Хорошо, если как можно чаще ребенок будет развлекаться вместе со сверстниками. Если кроха ходит в детский сад, узнайте, проводятся ли коллективные игры в группе. В случае, когда ребенок не посещает детский сад, о том, как разработать речь перед походом в школу, нужно позаботиться самостоятельно.

2.

Мы уже говорили о том, что общение способствует развитию речи. Поэтому, отведите ребенка в какую-либо секцию или кружок, учитывая его способности. Занимаясь любимым делом в компании единомышленников, малыш сможет общаться с ними и найти друзей. Безусловно, это отразится на его речевых способностях.

3.

Чтобы научить ребенка говорить в год – разговаривайте с ним как можно больше. Если малыш еще плохо знает и произносит слова, рассказывайте ему сказки, пойте песни, читайте стихи. С более взрослыми детьми можно обсуждать какие-то новости, прожитый день и другие темы.

4.

Чтобы научить ребенка в год разговаривать больше читайте. Книги позволяют расширить словарный запас, развить умение выражать собственные мысли. Так что, обязательно читайте книги вместе с ребенком, если он еще маленький, или покупайте чаду красивые и увлекательные книжки для самостоятельного чтения. Не забывайте впоследствии обсуждать прочитанное – так ребенок научится максимально правильно выражать свои мысли.

5.

Если вы замечаете, что ребенок с трудом произносит слова или не выговаривает определенные звуки, обратитесь к дефектологу-логопеду, который с помощью упражнений поможет устранить дефект речи и разработать речевой аппарат.

6.

Научите ребенка имитировать звуки, издаваемые животными или неодушевленными предметами (например, машиной, трактором и т.д.).

7.

Это позволит улучшить артикуляцию, разработать речевой аппарат.

Занятия с ребенком помогут ему научиться правильно строить предложения и выражать свои мысли, четко и ясно произносить звуки. В будущем такой человек не будет испытывать проблем в общении. Так что, не пренебрегайте регулярными занятиями с малышом. Тем более что учиться с удовольствием – это просто!

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребёнком. Даже если он не может полноценно ответить, нужно подталкивать его к выражению мысли. К примеру, перед прогулкой, нужно спрашивать малыша, какие игрушки он хочет с собой взять. Причём игрушки должны находиться далеко, чтобы кроха не указал на них жестом. В беседе с сыном или дочкой нужно задать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоразговорчивому ребёнку особенно полезно посещать детский сад, ведь это дома родители понимают его с полуслова, в коллективе же, встретив непонимание со стороны окружающих детей, малыш скорее заговорит.

  3. Расширение кругозора. Это посещение новых мест, комментарии взрослых по поводу увиденного.
  4. Игра в ассоциации. Дома или на прогулке мама загадывает предмет в пределах видимости малыша и описывает его признаки, например, «я вижу большую металлическую белую… (машину)». Ребёнок должен назвать предмет.
  5. Продолжается чтение книг (кроха знакомится с новыми словами, понятиями), занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Малышу 3–4 лет можно предлагать такие речевые игры:

  1. «Шаги». На каждый шаг ребёнок называет по одному слову на определённую тематику: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобное, круглое, летающее, плавающее и пр.

  2. «Третий лишний». Взрослый называет четыре слова, малыша должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кошка, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мама предлагает ребёнку поговорить по игрушечному телефону: малышу нравится ощущать себя взрослым, и он охотно поддержит игру, отвечая в трубку на вопросы взрослого.

  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить правильно произносить какой-то звук, затем слог и, наконец, целое слово.

Как научить разговаривать ребенка-аутиста

В этом случае работы нужно больше. Лечение ведут по нескольким направлениям:

Звукоподражание. Для начала нужно научить подражать животным – как лает собака, как мычит корова и т. д. Простейшие задачи.
Выполнение инструкций. Сесть, встать, дотронуться пальцем до носа. И прочие варианты. Смысл в том, чтобы наладить с аутистом коммуникацию.
Поощрение. За старания ребенка нужно поощрять. Это ускорит процесс обучения говорению.
Благоприятная среда. Постепенно стоит приучать чадо к людям

Важно, чтобы они были настроены дружелюбно. Проблема не только и не столько в говорении, сколько в тотальной замкнутости.
Ту же проблему решают методами пет-терапии, арт-терапии.
Использование наглядного материала

Карточек со словами из разных частей речи. Задача — составить фразу.

Есть и другие способы. Лечить аутистов нужно под контролем специалистов.

Вам также может быть интересно:

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: