Бумага для акварели: лучшие варианты

Состав

В первую очередь следует обратить внимание на многообразие рецептов изготовления акварельной бумаги

Хлопок

Например, образцовым продуктом для профессионалов считается 100% хлопковая бумага, которая по своему составу не сильно отличается от ткани, однако для ребенка такой вариант обычно не покупают, потому что бумага стоит слишком дорого, и продается она далеко не везде.

Изделие имеет массу преимуществ:

  • высокую гигроскопичность (способность впитывать воду) при отсутствии проявления изгибов от намокания;
  • хорошая скорость высыхания;
  • яркая цветопередача.

Льняная бумага похожа по своим свойствам на хлопковую, но встречается реже.

Целлюлоза

Более дешевым, но весьма достойным вариантом будет и бумага из целлюлозы. Отличие заключается в том, что целлюлоза не впитывает воду так же хорошо, но все же очень устойчива к нарушению своей формы, а потому прекрасно подходит для техники «алла прима», где требуется не промокание основы, а удержание воды на поверхности.

Другие ингредиенты

Несколько непривычными для несведущего человека, но все же весьма типичными ингредиентами для недорогой акварельной бумаги являются различные наполнители — такие как шпат, гипс или водный глинозем. За счет наполнителей теряется первоначальная белизна материала, потому в состав попадают еще и каолин, мел и даже свинцовые белила, которых ни в коем случае не должно быть в товарах, предназначенных для детей.

Некоторые производители для отбеливания бумаги добавляют в состав краски синие оттенки – берлинскую лазурь или ультрамарин.

Существует и необычный сорт – яичная бумага. Она называется так, потому что изготавливается с использованием компонентов натуральных яиц, благодаря чему становится более вязкой. Существует также ароматическая разновидность с мятой.

Виды зернистости наждачной бумаги

Как уже говорили, зернистость наждачной бумаги — это размеры фрагментов абразива. Измеряются они в микрометрах. Самое малое зерно, которое встречается в наждачной бумаге, имеет всего 3-5 мкм, самое крупное — 1000 мкм (это 1 мм). По размерам зерна различают мелкозернистый и крупнозернистый абразив.

Обычно нас интересует только размер зерна или зернистость наждачной бумаги

Стандарты России

Для того чтобы можно было понять, какой конкретно материал перед вами, размеры абразивного зерна указываются в маркировке. Но с ней не все так просто. Во времена СССР был введен ГОСТ (3647-80), обозначение согласно которому существует до сих пор, хотя в 2005 году ввели новый стандарт (ГОСТ Р 52381-2005), который разработан на основе общеевропейских норм. Разница между старым и новым ГОСТом существенная.

Такой способ маркировки применяют в некоторых странах постсоветского пространства

  • По старому стандарту

    Для крупнозернистого наждака, зернистость наждачной бумаги указывается в микронах, а после него пишут букву Н с дефисом перед ней — «Н». Например, 63-Н, Это значит, что минимальный размер зерна на наждаке будет 63 микрона или 630 микрометров (мкм). Но там же будут частицы более крупного размера. Насколько крупнее? Чуть меньше предыдущей марки. В данном случае крупнее 63-Н только 80-Н, то есть зерно будет чуть меньше 800 мкм. Второй пример — 6-Н. Размер зерна не более 6 микрон или 60 мкм, а самые крупные будут не более 80 мкм (так как предшествующая марка 80-Н).

    прописывается минимальный размер зерна. То есть чем больше число, тем крупнее зерно. Но надо иметь в виду, что часть зерен меньше. Кроме того, маркировка (буквенное обозначение) для крупного и мелкого зерна разная. Это стоит помнить.

Маркировка зерна наждачной бумаги по ГОСТ 3647 Маркировка ISO 6344 (ГОСТ 52381-2005 Россия) Размер зерна в микрометрах (мкм) Область применения и виды работ
80-Р Р22 800-1000 Черновая обработка стали, другого металла, древесины, удаление ржавчины, заусенцев
63-Н Р24 630-800
50-Н Р36 500-630
40-Н Р40 400-500 Грубые работы по дереву, первичная шлифовка древесины
32-Н Р46 315-400
25-Н Р60 250-315
20-Н Р80 200-250 Сглаживание, Первичная шлифовка. Штукатурки, древесины, металла
16-Н Р90 160-200
12-Н Р100 125-160
10-Н Р120 100-125
8-Н Р150 80-100 Снятие краски, шлифовка металла и мягких пород древесины, подготовка к шлифовке твердых пород древесины
6-Н Р180 63-80
  • По новому стандарту (ГОСТ Р 52381-2005) зернистость наждачной бумаги указывается по числу волокон сита, через которое просеивается абразив. Получается тут чем меньше число, тем крупнее зерно. Перед цифрой ставят букву «Р».
Маркировка наждачной бумаги по ГОСТ 3647-80 Маркировка наждачной бумаги ISO 4344 (ГОСТ 52381-2005 Россия) Размер зерна шлифовальной шкурки в микрометрах (мкм) Для каких работ использовать
5-Н или М 63 Р240 50-63 Выравнивание перед покраской и начало шлифовки твердых пород
4-Н или М 50 Р280 40-50
Н-3 или М 40 Р400 28-40 Окончательное выравнивание под покраску, шлифовка древесины
Н-3 или М28 Р600 20-28
Н-1 или М20 Р1000 14-20 Шлифовка металла, пластика, керамики, мокрая доводка до гладкости древесины
М14 Р1200 10-14
Н-0 или М10 Р1500 7-10 Сверхтонкая полировка металла, доводка до глянца пластика, древесины
Н-01 или М7 Р2000 5-7
Н-00 или М5 Р2500 3-5

Как видите, уже довольно запутано. Еще стоит сказать, что по старому стандарту мелкозернистый наждак может иметь двойное обозначение — с буквами М и Н — как в таблице. Причем, чаще в ходу были именно варианты в микронах. Поэтому самое мелкое зерно — 5М или 00-Н — называют часто нулевкой. Это потому что оно имеет размер 3-5 микрометров. По правилам округления это можно считать нулем. Отсюда и пошло это название.

Таблицы соответствия стандартам других стран

Как видим, ситуация непростая. А есть еще Американский ANCI (США и Канада), Европейский FEPA  или другое его название ISO 6344, Японский JIS и Китайский GB2478.  Причем на рынке можно встретить материал практически из всех этих стран/частей света. Так что желательно иметь хоть какие-то данные. Наиболее часто встречающиеся приведены в таблицах.

Таблица обозначения зернистости для разных стандартов: крупное зерно

Зернистость наждачной бумаги по стандартам разных стран: мелкозернистая

Обратите внимание, рядом с каждой колонкой прописаны размеры зерен в микрометрах (мкм). Размеры отличаются

Для работы это может быть важно

Как выбрать?

Выбирать бумагу для рисования следует с учетом того, какие инструменты вы будете использовать. От этого будет зависеть, насколько плотная бумага вам нужна. Если вы чаще всего рисуете в одной технике, то гораздо удобнее и дешевле выходит покупать папки не менее 40 л. Профессиональная бумага должна быть высокого качества. Часто на упаковке можно увидеть знаки отличия, указывающие на это.

Прежде чем сделать покупку лучше будет почитать отзывы о том бренде, который вы выбрали. Они помогут вам не ошибиться и учесть те достоинства и недостатки, с которыми уже столкнулись покупатели.

Для гуаши. Рисовать гуашью лучше на листах с высокой плотностью. Их поверхность должна быть шероховатой, тогда гуашь будет иметь хорошее сцепление и ляжет ровнее. С гладкого листа гуашь может осыпаться после высыхания. Отличными вариантами будут чертежная бумага и картон.

Для масляных красок. Традиционно для масляных красок художники используют холст или доску. Но гораздо удобнее для создания быстрых эскизов использовать специальную бумагу или плотный картон для масла. В продаже вы можете встретить листы для масляной живописи, которые по качеству и фактуре очень напоминают льняной холст.

О том, как выбрать бумагу для рисования, смотрите ниже.

Полезные советы

Профессионалы наверняка знают, как правильно выбирать холст для различных рисунков, новички-энтузиасты тоже заранее изучили тему, а вот родителям малышей бывает непросто разобраться с тем, как купить хорошую бумагу для пастели. Существует несколько простых советов, которые помогут не ошибиться.

Альбомы предпочтительнее для малышей в силу своей способности держать форму. При покупке набора листов следует дополнительно позаботиться о жесткой папке для хранения и транспортировки бумаги.

  • Плотность качественной бумаги для пастели довольно высока, что не может не сказываться на ее весе, потому для маленьких детей не стоит приобретать альбомы большого объема – 8-12 листов для начала будет достаточно.
  • Не следует приобретать малышу сразу самую дорогую профессиональную бумагу, ведь он все равно не сможет полностью раскрыть всех ее преимуществ, тогда как для общего представления о свойствах пастели и освоения основных техник хватит и среднего набора для новичков.
  • Многие родители предпочитают не ломать голову над выбором особой бумаги для пастели и ограничиться использованием акварельного варианта для акварели и пастели. Однако это не значит, что можно взять любой альбом в канцелярском магазине. В данном случае подразумевается фактурная акварельная бумага, которая встречается реже и стоит несколько дороже.

Вы узнаете больше о видах и марках бумаги для пастели из следующего видео.

Как выбрать?

Вышеописанные характеристики акварельной бумаги хороши при выборе товара в специализированном художественном магазине, где ассортимент продукции такого плана довольно широк, однако в среднем канцелярском отделе супермаркета, где чаще всего приобретаются альбомы для школы, подобного разнообразия не найти. Следовательно, ориентироваться стоит на более простые характеристики, которые сразу же бросаются в глаза.

В первую очередь, нужно понять, как именно ребенок рисует. В условиях общеобразовательной школы рисованием обычно занимаются прямо на парте, и если урок достаточно продолжителен, чтобы краска успела высохнуть, следует купить надежно сшитый или склеенный альбом – это убережет его от детских шалостей.

Для начинающих художников, в том числе и учеников художественной школы, лучше приобрести альбом с отрывными листами (на спирали), поскольку там принято натягивать лист на планшет, чтобы он не коробился, потому он должен быть отдельным от альбома. Самая лучшая профессиональная бумага вовсе не продается альбомами, она выглядит как папка с изначально отдельными листами.

Стоит обратить внимание на предназначение бумаги. Хорошо, если производитель не поленился изобразить ожидаемую технику и инструменты для рисования на обложке альбом, но если такой информации нет, найдите указанную на нем плотность бумаги

Если из картинки на обложке очевидно, что продукт предназначен для рисования карандашами или плотность, указанная производителем, не достигает даже 160 г/м3, такой альбом для акварели покупать нельзя.

Для домашних занятий ребенку, который раньше никогда не пробовал рисовать кистью, хватит и 10 листов на пробу – если малышу не понравится, это сэкономит родительские деньги.

Учитывая частоту уроков рисования в обычной школе (в среднем, раз в неделю), такое решение при аккуратном обращении будет оптимальным, его хватит на целую четверть учебного года.

Если же ребенок часто портит рисунки и перерисовывает их заново или рисует значительно чаще, чем раз в неделю, следует выбирать альбомы объемом в 20 и более листов.

Погоня за брендами в случае с обыкновенным школьником вряд ли уместна, поэтому нет нужды искать в интернете отзывы других родителей о том или ином производителе. Всем известные российские гиганты творческой отрасли «Гамма» и «Луч», а также любые другие аналогичные марки акварельной бумаги вполне соответствуют потребностям ученика младших и средних классов, не увлекающегося рисованием и не достигающего заметных успехов в этом деле.

Многие импортные бренды, в том числе и довольно известная фирма Koh-I-Noor, обеспечивают приблизительно тот же уровень качества за более высокую цену. Искать товар конкретного производителя нужно только в том случае, если у ребенка явно есть талант и он рисует профессионально, но здесь нельзя дать конкретного совета для всех, поскольку выбор бумаги зависит от любимой техники.

Какой должна быть зернистость наждачной бумаги для работы

Как вы понимаете, для разной обработки материалов применяется разная шлифовальная шкурка. Речь сейчас не о форме выпуска, а о размере зерна, способе его нанесения. Тип абразива и способ нанесения имеет вторичное значение. Они больше влияют на долговечность использования материала. Но как обычно, лучше — значит дороже. Тут каждый уже выбирает сам. А вот размер зерна лучше подбирать под конкретные задачи.

Наждачка для шлифования дерева под покраску: выбор размера зерна

Какой наждачкой шлифовать дерево

Для того чтобы шкурка не забивалась, зерно должно быть нанесено с промежутками. Это открытый тип нанесения. В таком случае не придется часто ее «выбивать» или менять. Тип основы — бумага или ткань. Бумага дешевле, ткань дороже. Если есть шлифмашинка, смотрите в рекомендациях к ней. Для обработки вручную, можно закрепить кусок на специальный держатель или прибить к бруску.

Как выбрать зернистость наждачной бумаги для обработки древесины

Рекомендации по выбору зернистости даны в таблице. Для первичной обработки, идет шлифшкурка от P40 до P80. Это придание формы, снятие толстого слоя. Теми же материалами снимаем лак и краску с древесины. Для подготовки дерева к покраске нужна уже P100 до P240. Для шлифовки после нанесения первого слоя лака, берем P360 или P400. А доведение до гладкости — собственно полировка и лакировка — это уже совсем мелкие P500 и выше. Вообще, полировка — это отдельная тема, и там надо пошагово шлифовать и наносить краску или лак. И с каждым разом зерно берут все более тонкое. А завершают полировку, вообще мягким полировочным (войлочным) материалом.

Каким наждаком обрабатывать металл

Для обработки металла придется брать более жесткие абразивные материалы, а значит и более дорогие. Обычный корунд справится с алюминием и его сплавами. Ими же обрабатывают чугун, бронзу и черную сталь. Для латуни нужен хотя бы циркониевый, но лучше титановый или легированный электрокорунд. А еще лучше — керамический

Еще обратите внимание — способ нанесения должен быть закрытым

Для шлифовки и полировки металла нужен другой тип шкурки, а размеры зерна подбираем под вид работы

Принцип подбора зернистости тот же: для грубой обработки повышенная «шершавость» крупного зерна, чем тоньше обработка, тем мельче абразив. Для снятия ржавчины и выравнивания основных шероховатостей берут самую грубую наждачку. Чем тоньше слой, тем меньше размер зерна. Так что тут все логично

Но обратите внимание, что на каждый вид работы приходится два или три размера зернистости. Это не значит, что надо брать любой из указанных

Это значит, что для получения хорошего результата надо обрабатывать каждым размером. Хотя, если внешний вид вам не так важен, тогда можно и одним размером из рекомендованных.

Наждачная бумага для пластика, камня, керамики и стекла

По типу абразива и его нанесения рекомендации те же: более прочные, более плотное расположение. Но шлифовка рекомендована с подачей воды, так что требуется водостойкая модификация наждака.

Наждачная бумага для пластика: выбор зернистости

Для финишной доводки пластика и стекла, шлифовальная шкурка даже с самым маленьким зерном — та самая нулевка или P800 — будет слишком грубой. Она будет оставлять видимые царапины. Доводят до гладкости эти материалы при помощи пасты ГОИ и еще более тонких шлифовальных составов. Но это уже отдельная история и свои технологии.

Мелованная

Из открытого источника Яндекс Картинки

Наиболее популярная бумага, изготавливается путем нанесения тончайшего слоя мела и каолина. Очень гладка и белоснежная, приятная на ощупь. Отличается разной плотностью, а также эффектами. Что касается первого параметра, наиболее распространенными можно такие плотности:

  1. 65 г/м2 – применяется для печати массовых буклетов (например, рекламная полиграфия от супермаркетов, компаний по продаже окон, дверей и т. п.).
  2. 100–130 г/м2 – идеальный вариант для листовок (флаеров).
  3. 150–200 г/м2 – вариант для буклетов, обложек брошюр, проспектов и т. п. Достаточно плотная для внутреннего блока, однако тонковата для обложки.
  4. 250–350 г/м2 – применяется для обложек, в изготовлении визиток, календариков и календарей, буклетов с биговкой (когда 1 лист бигуется (загибается) и может разворачиваться в определенном порядке).

Печать на мелованной бумаге может быть следующих типов:

  1. Офсет. Причем любых цветов. Так как у большинства станков отсутствует белая краска, выбеленная поверхность «меловки» дает отличный контраст. Что касается цветности, на такой бумаге одинаково ярко смотрятся самые разные оттенки и градиенты.
  2. «Цифра». Цифровое оборудование в зависимости от технических показателей берет бумагу плотностью более 90 г/м2. Например, Xerox DocuColor 242 (и выше) плохо справляется с захватом материала плотностью 65 г/м2, потому, если вдруг печать на такой бумаге будет стоить дороже, чем на 100 г/м2, не стоит удивляться – будет применяться другой способ.
  3. Шелкотрафарет, или шелкография. Благодаря тому, что краски впечатываются, мелованная бумага отлично удерживает изображение (в отличие от твердочернильной печати). Если вам сделали те же визитки таким способом, достаточно слегка поцарапать напечатанное – и оно легко снимется.

Внимание! Мелованная бумага абсолютно не подходит для струйной печати. Краска попросту скатается с гладкой поверхности

Из открытого источника Яндекс Картинки

По эффекту выделяют глянцевую и матовую «меловку». И здесь есть свои особенности у каждого типа. Например, на «глянце» лучше не использовать 100 % заливку черным или темным цветом, так как на поверхности бумаги будут оставаться отпечатки пальцев. Потому для полноценной заливки лучше выбирать листы с матовой поверхностью. Однако такая бумага не даст максимально насыщенные цвета. Потому выбор зависит от ситуации, но здесь лучше довериться профессионалам.

Из открытого источника Яндекс Картинки

Особенности

Выбирая бумагу для рисования, следует учитывать некоторые особенности. Рассмотрим подробнее.

Очень важной особенностью является плотность листов. Она определяется весом 1 листа площадью 1 м²

Невысокая плотность не позволяет работать с ластиком или пользоваться , так как листы тонкие и рыхлые, легко рвутся при стирании и деформируются при намокании. На бумагу с хорошей плотностью такие внешние воздействия практически не повлияют.

Фактура или зернистость листа определяется его гладкостью. Текстура может быть ярко выражена или же отсутствовать. При высокой степени зернистости работа получится объемной и живой.

  • Такая особенность, как работа с ластиком также очень важна. Ведь встречаются виды, на которых след от карандаша удалить практически невозможно. При этом она может порваться или помяться. Чаще всего работать с ластиком трудно на листах с невысокой плотностью.
  • Белизна бумаги для рисования в некоторых случаях может иметь очень большое значение. К примеру, если в дальнейшем вам будет необходимо отсканировать свою работу, то лучше, если листы будут идеальной белизны. Так полученный сканированный документ будет четким и броским.

Фактура

Вы наверняка замечали, что текстура акварельной бумаги бывает очень разная. Есть очень шероховатая поверхность, а есть гладкая почти без фактуры. Всего существует три разновидности:

  1. Гладкая-она же satin /hot pressed
  2. Средняя-она же fin/cold pressed/Not
  3. Крупная-она же torchon/rouge

Гладкая фактура позволяет детально прорабатывать изображение, отчего пользуется огромной популярностью в ботанической иллюстрации.

Средняя фактура — это универсальный вариант для любого изображения. Пейзаж, портрет или натюрморт из цветов — все будет смотреться достойно. Эта фактура не привлекает к себе много внимания и также идеально подойдет для акварельных карандашей.

Крупная фактура подходит для любителей экспериментов. Если вы любите создавать разные эффекты в работах, то этот вариант для вас. На такой грубой поверхности отлично смотрится экспрессивная живопись. 

Вот картинки того, как выглядят все фактуры:

Так что выбирайте на свой вкус и под конкретную задачу!

Разные варианты

Акварельные листы не всегда продаются в папках.

Их можно купить поштучно. Скажем, если вы хотите создать работу необычного формата или просто хотите купить бумагу хорошего качества. Лист формата 50-70, например фирмы Canson, может стоить около 200 руб. Вы также можете купить  формат а1 или а2.

  • Удобно и то, что вы можете попробовать бумагу, а затем решить подходит она вам или нет.
  • Также при покупке отдельного крупного листа вы можете разрезать его на нужные вам форматы.
  • Даже те мелкие кусочки бумаги, которые возможно останутся у вас после нарезки, могут послужить с пользой. На них можно пробовать цвет, а на обратной стороне подписать фирму. Так что в следующий раз при походе в магазин не придется перерывать все прилавки в поисках той самой.

Склейки. Эта папка имеет одну особенность — листы склеены по периметру, но есть небольшой участок около 3 см без клея. В этом месте вы можете подцепить ножом лист и срезать его. Такой вариант идеален для пленэра. Вам не нужно заботиться, что вашу работу унесет ветер. Также приятно и то, что склейка создает ощущение натянутости на планшет.

Существуют также склейки только по одной стороне.

Альбомные папки — самый привычный вариант. Удобно, что вам не нужно разрезать листы. Вы сразу покупаете 10-20 листов одного форма. А4 или А3 — самые популярные.

Важные мелочи

Acid free — надпись, которую можно встретить с прочими обозначениями на папке. Она обозначает отсутствие кислотности. Но что это значит? Все просто: она обладает нейтральным pH. А это один из факторов, которые влияют на сохранность картин, помимо светостойкости красок.

Если такого обозначения нет, но просто посмотрите на цвет листов. Если акварельная бумага белая прям как офисная, значит ее отбеливали. Бумага без дополнительных обработок будет иметь натуральный цвет, приближенный к цвету слоновой кости.

Где купить акварельную бумагу?

Лучше всего в специализированных магазинах Красный карандаш или Передвижник. Здесь вы найдете то, что ищите. В магазинах всегда большой ассортимент художественных товаров и всего того, что может пригодиться творческому человеку.

Также можно оформить карточку постоянного покупателя и получать дополнительные скидки.

Фирма и стоимость

Цена акварельной бумаги напрямую зависит от качества и от производителя. Лидером по производству качественной бумаги являются итальянцы. Вообще практически любая импортная фирма приятно удивит вас.

Российские фирмы немного уступают зарубежным. Фирма Невская палитра довольно неплохая, отлично подходит для пленэра и небольших зарисовок, набросков. Минимум воды и красивый этюд обеспечен.

К слову, русские производители часто не указывают основные характеристике на обложке. Это говорит о том, что бумага непрофессиональная и низкого качества, в составе скорее всего только целлюлоза.

Подведем итоги

Итак, о многом было сказано, но где же совет по самой хорошей и качественной бумаге на все случаи жизни? Сложно дать однозначный совет на счет производителя и качества, но универсальная бумага будет подходить под следующие параметры:

Как выбрать?

Большое разнообразие представленных на рынке видов бумаги для пастели позволяет профессионалам подобрать оптимальное решение, однако неопытных потребителей оно только запутывает. Прежде чем идти в магазин, нужно определиться, для каких именно целей нужна приобретаемая бумага.

Как правило, пастельная бумага продается либо поштучно листами, либо в альбомах. Для ребенка уместнее будет именно последний вариант, поскольку это исключает риск немедленной потери формы в недрах детского портфеля.

Выбирая набор листов, нельзя не задуматься об их цвете. Наиболее нейтральным решением справедливо считается серая бумага, потому именно ее рекомендуют покупать для детей. Разноцветный набор стоит покупать лишь в том случае, если будущий владелец уже успел неплохо овладеть принципами выбора фона для того или иного рисунка.

Малышу бы больше понравился набор с яркими листами, но для серьезного творчества они подходят мало – нужны нейтральные оттенки, которые хорошо оттеняли бы рисунок, не отвлекая при этом внимание от самого произведения

Нельзя выбирать бумагу для пастели без оглядки на разновидность самих мелков. Выбор основы для оказывается несколько более простым, поскольку жировая составляющая в ней обеспечивает довольно высокую адгезию. Получается, что масляные мелки не настолько требовательны к фактуре бумаги, но зато им необходима должная толщина, гарантирующая, что холст не промокнет насквозь и не запачкает все вокруг.

Что же касается , то для нее очень важна ярко выраженная фактура – например, те же ячейки или «наждачная» поверхность.

Следует заметить, что отзывы в интернете в данном случае далеко не всегда позволяют составить реальную картину сравнения качества бумаги от разных производителей. Лучшая пастельная основа – у каждого своя

Здесь важно выбрать не так бумагу, как сочетание бумаги с пастелью. Самый лучший холст может быть раскритикован человеком, неправильно подобравшим для него мелки, и точно так же худший вариант основы может заслужить искреннюю похвалу, если потребитель случайно попал в самую точку своим выбором пастели

Что это такое?

Репейник подал идею производителям, которые выпустили конструктор Банчемс липучка (bunchems). Детали его точь-в-точь как цветы, которые выпускает репейник.

Из конструктора bunchems можно вылепить машину, куклу, животное и многое другое. В зависимости от количества шариков в наборе фигуры могут быть достаточно большими. Хотите вылепить дракона? Просто присоедините каждый шарик к соседнему и экспериментируйте!

Конструктор bunchems тренирует мелкую моторику рук

Благодаря ему малыш развивает усидчивость и внимание, ведь чтобы отыскать нужный шарик и присоединить его в нужное место, требуется много усилий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий