Что такое канистерапия и как она помогает лечить детей?

Канистерапия или лечение собаками | собакотерапия для детей

Что такое канис-терапия

Мы подъезжаем к школе прохладным утром. Озираемся, ищем указатели. Ничего. Спрашиваем у школьного охранника, где здесь группа канис-терапии.

– А, это где с собаками занимаются? – понимающе переспрашивает он и машет рукой в сторону лестницы, – Это там, наверху.

Мы поднимаемся на четвертый этаж пустой – сегодня выходной – школы. У одной из стеклянных дверей стоят люди.

Наверное, здесь. И точно – сквозь двери видим большой зал. Помещение похоже на большую застекленную мансарду. На полу, на шкурах, лежат дети. Нет, они лежат не только на шкурах, но и на собаках!

По периметру комнаты переваливаясь ходит мальчик, в его руках поводок, взгляд сосредоточен, но не на происходящем. Он смотрит куда-то в сторону

Ступает осторожно, не очень уверенно. Когда он поднимает глаза на нас, сквозь толстые стекла очков виден сосредоточенный, довольный взгляд

Канис-терапия – это специальные занятия для инвалидов, основанные на общении с собаками. В зале пять больших лохматых собак: «Это порода золотистый ретривер, лабрадор-ретривер. Собаки специально отобраны, протестированы и подготовлены специалистами центра «Собаки-помощники инвалидов».

Они готовят собак-проводников незрячих, но, начиная с нашего случая, потихоньку начали тренировать и собак-терапевтов, собак-помощников инвалидов», – поясняет Татьяна.

Собака Рома

Процесс подготовки собаки непростой: их тестируют в начале и в процессе обучения, а потом, если инструктор считает, что собака подготовлена, животное отправляется на стажировку.

Если собаку приводит волонтер, то параллельно обучают и его. После длительной стажировки собака постепенно начинает работать с детьми.

У Саши – аутизм, он ходит на занятия канис-терапией третий год. По словам папы, на занятиях он расслабляется, становится более спокойным

Перед животными стоят серьезные задачи, ведь дети, которые приходят на сеансы канис-терапии – не простые. Это дети со сложными, серьезными диагнозами: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, есть дети с соматическими заболеваниями, дети с задержками психического и речевого развития.

В двери заходят мальчик-подросток и женщина с усталым лицом. Она приобнимает сына, а он с диковатым выражением пытается вырваться. Он боится собак. Прячется в угол. Отбегает за столы. Татьяна, взяв собаку на поводок, приближается к нему.

После нескольких попыток ей удается подойти, она протягивает ему поводок, вкладывает в руки, показывает, что собака послушна. Преодолевает его сопротивление, она ведет мальчика, удерживая вместе с ним поводок, по залу.

Илья и собака Джой медленно обходят зал. Илья еще боится, но уже держит Джоя за поводок

«Собаки под руководством волонтеров решают самые разные задачи: с одним ребенком собака должна неподвижно лежать, а с другим активно двигаться, танцевать, предлагать какие-то новые движения. Опытные собаки, конечно, уже сами подстраиваются к детям.

Если вы обратили внимание, мальчик, который пришел сегодня в первый раз, боялся, и собаки рядом с ним даже двигались гораздо более плавно и аккуратно

Или вот лежал мальчик с игрушкой: насколько деликатно собака подавала ему игрушку, как осторожно забирала ее

Дима протягивает собаке мячик

То есть, это занятие проходит в темпе, удобном ребенку. Очень мягкие движения и мягкие действия собаки позволяют ребенку правильно подстроиться, понять ситуацию и в ней существовать», – рассказывает Татьяна.

Спорные вопросы канистерапии

Несмотря на все позитивное, что говорят и пишут о канистерапии, существует немало спорных и сложных моментов. Главный из них — отсутствие научной базы. Никто до сих пор не знает, почему общение с собакой оказывает положительное воздействие. Нет четкого понимания, как именно работает канистерапия. Сторонники методики вынуждены строить свои теории не общепринятым в научном мире способом — от общей идеи к частностям, а наоборот, надстраивая теорию над результатами эксперимента. Подобный подход для доказательной медицины неприемлем, и именно это не позволяет канистерапии стать повсеместно принятым средством лечения и реабилитации.

Нельзя не принимать во внимание, что канистерапия не может быть универсальной методикой, подходящей всем без исключения. Безусловным противопоказанием является подтвержденная аллергия на собак и сильный страх, вызываемый собаками.. В последние годы проводились исследования, позволившие выяснить: канистерапия полезна только тем людям, которые в принципе относятся к собакам позитивно

Для остальных общение с собаками может быть бесполезным или даже вредным.

В последние годы проводились исследования, позволившие выяснить: канистерапия полезна только тем людям, которые в принципе относятся к собакам позитивно. Для остальных общение с собаками может быть бесполезным или даже вредным.

Негативное воздействие может оказать и неправильный выбор собаки-терапевта. Например, чрезмерно активная, суетливая и шумная собака может не успокаивать, а раздражать и нервировать пациентов с неустойчивой психикой.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие канистерапии, является сложность подбора и подготовки собак-лекарей. Далеко не всякий веселый песик может пройти строгий отбор. Необходимо учитывать и то, что сеансы канистерапии становятся для животного значительным стрессом. Ветеринарные врачи отмечают: животные, активно используемые для сеансов терапии, чаще болеют, а срок их жизни укорачивается. Владельцам собак приходится решать сложный вопрос — стоит ли подвергать здоровье питомца опасности, если канистерапия никогда не является единственным и необходимым средством реабилитации и лечения.

По словам Татьяны Любимовой, руководителя и основателя реабилитационной группы «Солнечный пес», очень часто низкая эффективность канистерапии связана с тем, что за дело берутся дилетанты, мало знающие и умеющие, не обладающие медицинским или психологическим образованием. Не разработаны методики, многое делается наощупь, наугад. Татьяна часто повторяет, что «добро нужно делать грамотно», а не «причинять», как это часто случается.

Собака — старинный спутник и друг человека. Она действительно может и хочет помочь, но только хорошо подготовленный, обладающий специальными знаниями человек может организовать лечение с помощью собаки так, чтобы процесс приносил удовольствие и пользу обеим сторонам: и человеку-пациенту, и собаке — лекарству и лекарю в одном лице, или, вернее, морде.

Комментарий эксперта

Ирина Гришина, педагог-психолог, канистерапевт, психотерапевт центра «Ирида», эксперт-кинолог МЧС

Несмотря на отсутствие единой концепции канистерапии, наличие некоторых противоречий среди сторонников методики, положительный опыт применения отрицать нельзя. Споры касаются, в частности, критериев отбора собак для применения в канистерапии. Наиболее подходящими традиционно считаются золотистые ретриверы и лабрадоры, но наш опыт показывает: подходят представители самых разных пород. У нас успешно работают немецкие, бернские и австралийские овчарки, шнауцеры, риджбеки и сеттеры, и даже дворняжки. Важна не столько порода, сколько черты характера собаки, и еще — творческий подход кинолога к подготовке питомца.

Мы работаем и с нашими штатными собаками, и с питомцами волонтеров. Необходимо, чтобы у владельца собаки была искренняя заинтересованность в этой деятельности, желание помочь детям или пожилым людям и любовь к ним.

К сожалению, канистерапия практически не поддерживается на государственном уровне, все держится на энтузиазме волонтеров. Но мы надежды не теряем, и уверены: у канистерапии в нашей стране есть будущее.

Канистерапия: собака и ребенок

Пройдите тестТест: ты и твое здоровье
Пройди тест и узнай насколько ценно для тебя твое здоровье.

Маленькое, но страшное?

А может быть, обратить внимание на других животных? Например, завести не собаку, а хомячка, скажем, или рыбок? Они не опасны для ребенка, и с ними не будет столько хлопот… Но и тут не все так просто. Такой вариант подходит, если родители хотят, чтобы ребенок научился наблюдать

Но давать таких мелких животных в руки лучше не стоит

Такой вариант подходит, если родители хотят, чтобы ребенок научился наблюдать. Но давать таких мелких животных в руки лучше не стоит.

Мелкие существа могут неожиданно напугать.

«Мелкие животные очень резкие и быстрые. А дети с нарушениями не успевают их отслеживать. Поэтому пугаются. Из-за этого некоторые дети, кстати, боятся и маленьких собак, — говорит Татьяна Любимова. – Это как мы с мышкой – когда она сидит на ладони, и мы любуемся ее лапками и глазками-бусинками, нам интересно, а если такая же мышь метнется мимо нас из буфета, мы отпрянем в ужасе. Просто потому, что мы не успеваем разглядеть, и мозг сигнализирует об опасности».

Возможно, такому ребенку подойдут малоподвижные животные? Скажем, черепахи или хамелеоны? Может быть, соорудить дома террариум? Это возможно, но учитывайте состояние здоровья ваших детей. Какой иммунитет у ребенка, нет ли у него астмы, аллергии. «Например, черепахи часто болеют сальмонеллезом, потому что они выловлены в дикой природе, и могут заразить ребенка. На птиц может быть аллергия, на корм для рыб тоже. Так что нужно исходить из индивидуальных особенностей ребенка».

Самый безопасный и беспроигрышный способ дать ребенку с особенностями здоровья общаться с животными с пользой для себя – это, в частности, посещение зоопарка. Но в этом случае, рекомендует наш эксперт, не ставьте перед собой цель за один день обойти все вольеры. Лучше, когда ребенок воспринимает информацию дозированно. Например, отправьтесь любоваться бабочками, или уделите время изучению поведения пингвинов или обезьян.

Олли, первая собака-терапевт в России

Фото Надежды Сокоревой

Наш эксперт Татьяна Любимова – тоже мама особенного ребенка. Сын Татьяны Саша родился с тяжелой формой ДЦП. Когда мальчику было 4 года, родители завели собаку. «Саша сам не говорил, но оказалось, что он давно мечтал о собаке – это обнаружила и поняла наш психолог, — вспоминает Татьяна. — Мы очень тщательно подходили к выбору собаки, взяв в итоге золотистого ретривера Олли. Но все же мы все равно совершили всевозможные ошибки».

Татьяна думала, что я сможет выдрессировать собаку самостоятельно, у нее уже были собаки. Но ее усилий оказалось недостаточно, пришлось обращаться в центр, который готовит собак для работы с инвалидами.

Олли начала заниматься в центре и в итоге стала первой собакой-терапевтом в России. «Олли стала нашим счастливым лотерейным билетом. Когда мы выходили с Сашей гулять, он страшно ею гордился. И прохожие видели не мальчика-калеку, а мальчика с красивой, умной и послушной собакой.

Когда Саши не стало, мы стали работать с Олли с другими детьми. У нас уже были знания и о детей-аутистах, и о детях с другими заболеваниями. Потом нас пригласили в школу 1492 вести группу с детьми-инвалидами, и это был второй лотерейный билет. Сейчас, спустя 12 лет после начала регулярных занятий, к нам приходит уже более 150 детей».

Взаимодействие животного и человека: не просто новый опыт

Потискать щенка, поскакать на лошади, поплавать с дельфином — без сомнений все это может стать запоминающимся и обогащающим жизнь опытом для любого человека, в том числе и для человека с инвалидностью. Однако с давних пор бытуют утверждения, что взаимодействие с животными и уход за ними может улучшить состояние человека с инвалидностью или болезнью. В 1859 году, Флоренс Найтингейл, основательница современного сестринского дела, писала: «Маленький питомец часто становится прекрасным компаньоном для больного, особенно в хронических случаях. Порою у инвалида, годами заточенного в стенах своей комнаты, нет другой отрады, кроме птички в клетке. Если он может сам кормить животное и убирать за ним, то его всегда надо поощрять к этому». С тех пор прошло полтора века, и ученые исследуют возможные преимущества взаимодействия животных и человека, в том числе питомцев, программы посещения животных и терапию с использованием животных. Есть исследования, утверждающие, что взаимодействие с животными может уменьшить восприятие физической боли, а также оказывает положительное влияние на такие факторы как кровяное давление и пульс, равно как и на психологические факторы, такие как тревожность или депрессию, и социо-психологические факторы, такие как одиночество. Кроме того, исследования предполагали, что взаимодействие с животными может уменьшить нервное возбуждение и агрессию, а также улучшить социальное взаимодействие и способность выполнять бытовые задачи у людей с болезнью Альцгеймера, деменцией и шизофренией.

Если учесть подобные потенциальные преимущества, то не приходится удивляться, что программы посещения животных и терапия с ними используется для самых разных групп населения от детей до престарелых граждан в самых различных учреждениях, от интернатов до больниц и тюрем. В результате, терапия с помощью животных превратилась в новую область и предмет интереса как врачей, так и специалистов в области психического здоровья.

Однако те, кто интересуется данной областью, всегда разделяют досуг с участием животных, например, когда волонтер приводит собаку в дом престарелых, и терапию с участием животных, которую проводит специально подготовленный специалист и обученное животное, и которая направлена на решение конкретных задач у конкретной группы пациентов.

Понимание мира через прикосновение

Заключительное упражнение на каждом занятии – это отдых. Тихая спокойная музыка и светящиеся огоньки начинают свой танец на потолке и стенах зала. Малыш ложится на большую подушку, а на спину Лучика ставит ножки.

Психолог разговаривает с ребенком и просит «послушать» дыхание собаки ножками. Такие проминания важны для связи ребенка с внешним миром. «Аутята» очень чувствительны к прикосновениям, и контакт они выстраивают через кожу и ощущения.

Тома следит за мигающими огоньками и сосредоточенно нажимает на спину Лучика. На следующих упражнениях мы будем класть собаку под коленки, потом под спинку и в самом конце курса попросим ребенка двумя руками «послушать» биение сердца у собаки.

Уходя, Тома помахала Лучику рукой и небрежно погладила его по голове. Собака завиляла хвостом и заскулила, приглашая Тому поиграть.

Пристегнув поводок, мы с Лучиком возвращались по ночному городу, довольные тем, что смогли сделать детский мир чуточку понятнее.

Канистерапия – это реабилитация детей с помощью собак. Занимаясь только ей и не принимая другого лечения, ребенок не сможет адаптироваться и преодолеть этот недуг. Поможет только комплексный подход в лечении особых детей.

При каких заболеваниях эффективна канистерапия

Для каждого маленького пациента специалистами, в том числе психоневрологами, составляется особая программа занятий, учитывающая историю болезни, уровень физического и психического развития.

Канистерапия успешно показала себя при следующих заболеваниях:

  • Различные виды детского церебрального паралича.
  • Синдром Дауна.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство.
  • Синдром раннего детского аутизма.
  • Умственная отсталость (олигофрения).
  • Нарушения слуха и зрения.

Незавивсимо от диагноза, общение с дружелюбной собакой делает ребенка более спокойным и уверенным в себе, стресс от частого общения с врачами и малознакомыми людьми снижается

Ребёнок меньше замыкается в себе, что особенно важно для малышей, страдающих аутизмом

Канистерапия показана детям, воспитывающимся в детских домах. Такие малыши труднее доверяются миру и имеют меньше возможностей для выражения эмоций. Забота о собаке, её безусловная любовь и отзывчивость на ласку учат ребенка выражать свои эмоции и принимать чужие, помогают разобраться в собственных переживаниях.

Интересный факт: в ряде стран при помощи собак выявляют диабет и корректируют логопедические проблемы.

Смоки – йоркширский терьер-терапевт

Следующим витком в истории развития канистерапии считают времена Второй мировой войны. В то страшное время, был зафиксирован первый известный собака-терапевт – йоркширский терьер Смоки. Он работал в госпиталях для раненых в течение 12 лет и помог вылечиться от депрессии и посттравматических стрессов тысячам военных, за что получил 8 боевых наград.

Как научный метод, канистерапия начала свое развитие лишь во второй половине ХХ века. Произошло это благодаря стечению обстоятельств: врач-психиатр Борис Левинсон работал с ребенком, у которого был диагноз аутизм. Во время одного из приемов, пациент заметил собаку-врача и, будучи почти неконтактным, начал с ней играть и взаимодействовать. В дальнейшем психиатр начал использовать такой метод лечения и с другими больными, что давало большую положительную динамику.

В наше время канистерапия – это один из основных методов лечения и реабилитации людей с различными нозологиями посредством общения с собаками, который успешно внедряется в современной медицине и психологии.

Выделяют два основных вида канистерапии:

  • Пассивная, при которой терапевтическое воздействие достигается путем созерцания, без тактильного контакта с собаками. В таких случаях, польза для человека достигается за счет простого присутствия животного рядом.
  • Активная – когда пациенты за счет тактильного взаимодействия, игры и ухода за собаками, получают психотерапевтическую помощь. В таких условиях лучше проходит социализация людей с нарушениями и нормализуется психическое состояние.

В целом существует множество реабилитационно-лечебных программ, которые помогают людям с особенностями лучше взаимодействовать с окружающим миром, а также улучшают навыки самостоятельности.

Обучение канистерапии (лечебной кинологии)

В клубах служебного собаководства для проблемных детей практикуют упражнения с участием обученных животных. На таких занятиях инструкторы-кинологи показывают ребятам элементы учебной подготовки животных, тем самым снижая различные негативные реакции в поведении детей и создавая атмосферу доверия. Малышам очень интересно, как собаки выполняют различные команды и демонстрируют свою природную красоту.

Собаки помогают людям справиться со стрессами. Как правило, в семьях, где есть четвероногие обитатели, конфликтные ситуации возникают гораздо реже. Постоянное присутствие собаки рядом, действия всех домашних, связанные с ее содержанием, воспитанием и обучением, заставляют людей более тесно общаться, у них появляются совместные интересы, что, в свою очередь, делает семью дружнее.

На следующем этапе показательных занятий дети пытаются установить контакт с животными. К этому моменту в сознании ребенка уже закрепляется ощущение безопасности, и он уже сам стремится к общению. Вместе с инструктором, папой или мамой ребенок повторяет команды, называет кличку собаки, пытается прикоснуться к ней. Детям с отклонениями в психике и различными формами страхов часто удается преодолеть их при помощи четвероногих.

Затем ребенок пытается управлять действиями обученной и контактной собаки, которая выполняет простейшие элементы послушания по его словесным командам, тем самым повышая уровень детской самооценки и уверенности. Это помогает значительно снизить агрессивность малышей, уровень тревоги, снять эмоциональное напряжение и уменьшить вероятность других нежелательных форм поведения. Совместные действия с собакой в дальнейшем помогают ребенку легче устанавливать новые отношения с детьми и взрослыми.

[includeme file=»wp-content/plugins/include-me/goog-left.php»]

Для такой работы собак тщательно подбирают и готовят со строгим соблюдением правил техники безопасности. Чтобы определить способности животного к терапии, необходимо всесторонне и беспристрастно оценить особенности его характера. Собака обязана спокойно и дружелюбно вести себя при встрече с посторонними людьми, так как будущие пациенты должны испытывать чувство безопасности при общении с ней.

Одна из главных целей обучения канистерапии — добиться от собаки адекватного поведения в новых необычных ситуациях. Животное должно спокойно реагировать на различные звуки и раздражители, выполнять основные команды «Ко мне!», «Рядом!», «Место!», «Нет!», «Нельзя!», «Сидеть!» и «Лежать!», послушно ходить на поводке и выполнять различные трюки, давать себя гладить, так как основные терапевтические воздействия на больного человека предусматривают возможность гладить животное.

Программа подготовки «собаки-терапевта» заканчивается экзаменом

Животное должно продемонстрировать способности хорошо вести себя в общественных местах, поэтому основное внимание уделяется не столько беспрекословному послушанию, сколько умению адекватно реагировать на окружающих людей и различные жизненные ситуации

Про детей…

Занятия в субботу начинаются в 10 утра и продолжаются до двух дня. За это время у Татьяны и ее волонтеров нет ни минуты передышки. Только один ребенок выходит из зала, как заходит другой. И все дети – разные.

Сережа

В группе занимаются дети от шести месяцев до двадцати четырех лет. Занятия сначала только индивидуальные, ведь дети в основном сложные. Потом, если есть для этого показания, волонтеры объединяют некоторых пациентов в небольшие группы.

Родители заносят на руках малыша. Он не может стоять сам. Собаки ложатся на пол, мальчика кладут так, чтобы его голова покоилась на животе одной собаки, а ножки – на другой. Кажется, что его положили в теплую живую люльку. Собаки замирают, даже, кажется, засыпают. В это время Татьяна начинает разминать мальчику плечи, а ее напарница – его ступни.

Рома, его мама Ольга и «живая люлька» — собаки Ника и Джой

«Перед нами – и перед собаками, перед волонтерами — стоят разнообразные задачи. Начиная от того, что мы должны расслабить ребеночка, помочь ему как бы заново прийти в этот мир, дать ему понять, что здесь хорошо, здесь безопасно, здесь тепло, мирно, здесь его любят и принимают.

Мы начинаем с базовых уровней и продвигаемся до решения достаточно сложных задач. Например, у нас есть группа, которая выступает с показательным фристайлом, танцует с собакой. И это уже решение социальных и пространственных задач. Но даже в группе мы всё равно решаем для каждого ребенка его индивидуальную проблему», — поясняет Татьяна.

Сосредоточенность на каждом ребенке и неизменный позитивный настрой, волны тепла и любви – вот что ощущает каждый, входящий в зал. «Ты – молодец! Какой ты молодец!» – без конца повторяет Татьяна каждому ребенку, – «Скорее, обнимайте и хвалите его!», – говорит она родителям по окончании занятия. И добавляет: «Ведь он такой умница! Столько сделал сегодня!» На такой же позитивной волне работают и волонтеры.

Волонтер Ева Кабакова и мальчик Арман

Выбираем породу

Фото Надежды Сокоревой

Если все же семья принимает решение о том, чтобы в доме появился питомец, то нужно тщательно подойти к выбору. И опять же – исходя из своих целей и задач, а не руководствуясь желаниями или эстетическими пристрастиями.

«Обратите внимание на ваш темперамент и характер собаки. Побывайте на выставках, присмотритесь к породам

Кому–то по сердцу собака-каучуковый мячик, кому-то – спокойные и вальяжные. Собака может быть маленькой, но заполнять собой все пространство, энергетическим сгустком. А может быть большой, но словно незаметной, — отмечает Татьяна Любимова. — Не поленитесь и почитайте хорошие справочники: для чего выведена порода.

Вам понравилась гончая – но она выведена для работы в лесу, она должна самостоятельно бежать и гнать зверя. И эту черту убрать из характера собаки будет практически невозможно. А если она побежит от вас в парке – ваши действия?

Или, скажем, ротвейлер. Это служебная собака для работы, защитно-караульной службы. Сможете ли вы контролировать такую собаку, весом в 80 кило, если в другой руке у вас ребенок? Бывают и добрые ротвейлеры, но это всё же не породный признак, и неизвестно, как поведёт себя собака в критической ситуации.

Я категорически против того, чтобы в семью с детьми, тем более с особенностями здоровья, заводили агрессивных собак – были случаи весьма печальные. Или, скажем, милый бигль – сейчас эту породу воспринимают как собаку-компаньона, но это все же гончая, не очень заинтересованная в общении с человеком. Она не будет взаимодействовать с ребенком, как от неё ждут».

Татьяна рекомендует заводить в семье с ребенком-аутистом собаку среднего размера.

«Собаку крупную – как и лошадь – ребенок-аутист воспринимает по частям. Специалисты отмечают, например, что ребенок вполне естественно и хорошо может воспринимать лошадь, сидя на ней верхом, но годами отшатывается от морды. Так же и с большой собакой – будет играть с ее спиной, но шарахаться от морды. А маленькую собаку может просто сильно сжать, делать ей больно, нечаянно покалечить».

Кстати, некоторые родители идут от противного. Например, ребенок боится собак – и они, зная об этой особенности, намеренно заводят щенка, считая, что при близком общении ребенок сможет перебороть свой страх и в итоге дружба с животным принесет пользу. Но бывает, что результат оказывается еще хуже. В одном из подобных случаев мама завела малышу щенка кавказской овчарки. Теперь мама тоже боится собаку, овчарка живет на улице, охраняет дом. Этот «ход конем» не принес никакой пользы ребенку.

А сколько это стоит?

Все десять лет занятия в центре «Солнечный пес» абсолютно бесплатны. Последние два года центр выигрывает грант Министерства соцобеспечения города Москвы, и это дает возможность волонтерам снимать еще одно помещение – ведь группа за десять лет разрослась настолько, что в бесплатном зале в Бутово уже не умещается. Кроме того, собак надо кормить, лечить, обновлять реквизит.

А еще проводить праздники: осенние, весенние, зимнюю ёлку: «На ёлку мы готовим сказку, в которой участвуют все дети, даже лежачие, все-все-все. Они показывают всё, что могут сделать, самое лучшее.

Потом у нас чаепитие, хороводы, катание на собаках. И самое главное, что мы устраиваем пир, и многие наши дети только на этом пиру видят продукты, которые, в общем, для них просто недоступны».

В «Солнечный пес» ходят дети и из очень тяжелых семей, у которых большая часть пенсии уходит на реабилитацию, а на занятия для детей-инвалидов – не хватает, ведь сейчас они становятся всё дороже, и бесплатных из них все меньше.

«Вообще, мы стараемся взаимодействовать со специалистами, которые работают с нашими детьми. У меня у самой дефектологическое образование, серьезная база. Со стороны, может быть, кажется, что взял ребенка, взял собачку – и всё будет замечательно, и получится канис-терапия. На самом деле, ничего подобного.

К сожалению, вплоть до прямо противоположного ожидаемому результату, например, если есть кинофобия, то она может усилиться. Всё должно быть не с бухты-барахты, а грамотно и серьезно. И мы знаем, что мы делаем, для чего мы делаем, и как».

Волонтеры Вероника Хмызова с собаками Ромой и Луной, Татьяна Любимова со своими Джой и Никой и Ева Кабакова

Время подходит в двум часам дня. Но в дверь снова заглядывают. Заходите-заходите, машет рукой Татьяна. Собаки, только что игравшие друг с другом на ковре, поднимаются и мягко подходят к хозяйке. Занятие начинается…

Дима занимается уже третий год. Его папа просил обязательно передать слова благодарности «Татьяне и всем волонтерам о том, что они тратят свое время, свою энергию и занимаются нашими детками. Большое спасибо им за это»

Даша, диагноз туберозный склероз

Папа Даши рассказывает, что Даша развивается благодаря канис-терапии: «Медленно, но развивается. К собакам не подходила, а сейчас уже гладит их с удовольствием, кормит, играется с ними. Даже на улице тоже видит уже лабрадоров и пытается к ним подойти». А еще у Даши в этом году родилось два братика!

Николай

и его сестра Таня

Таня и Коля – двойняшки. Папа рассказывает, что в семье много занимаются с детьми, поэтому он не может сказать, что больше помогает в развитии: «Достаточно сложно сделать вывод, потому что мы с детьми очень много занимаемся. Не поймешь, от чего больше идет прогресс. Хотя Коле, конечно, эти занятия нужнее. Тане же просто нравится»

Пока Таня и Коля занимаются, их папа – Сергей – тоже общается с собакой

Короткая передышка нужна и животным

По ходу занятия Татьяна подсказывает волонтерам, как лучше сделать тот или иной прием

Савве три года. У него диагноз ДЦП. Тяжелые роды, халатность врачей

Но мальчик удивительно светлый и радостный

Саше сложно начать общение, но Ника и Джой очень терпеливо стараются

«Зайчики» Джой и Ника

Голден-ретривер Рома аккуратно выводит Артем на игру

Очень важно, чтобы волонтер мог контролировать свое тело и вовремя снимать мышечные зажимы. На самом деле, научиться тому гораздо сложнее, чем кажется со стороны

Татьяна помогает Еве расслабиться, пока та занята работой с ребенком

В работе канис-терапевтов нет мелочей, и даже коврики здесь не случайны: разнофактурная поверхность в сочетании с контрастным теплом и мягкостью собачьей шерсти способствует развитию сенсорной чувствительности ребенка

Внучка первой собаки Любимовых Олли – Джой. Как говорит Татьяна, Джой оправдывает свою клику: по-английски Джой это «радость»

Волонтеры Вероника Хмызова с собаками Ромой и Луной, Татьяна Любимова со своими Джой и Никой и Ева Кабакова

Рубрики
Мониторинг СМИ

Теги
дети-инвалидыканис-терапиясобаки

<\> код для сайта или блога

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector