Выступление «умственная отсталость. олигофрения.»

Причины возникновения

Выделяют виды УО с учетом этиологических факторов. Причины умственной отсталости у детей разнообразны. Распространены случаи возникновения психических отклонений у детей, чьи родители страдали от алкоголизма или наркомании. По данным статистики, задержка физического развития выявляется у 31% детей, нервно-психического развития – у 19% младенцев, множественные аномалии развития – у 5% новорожденных, чьи родители злоупотребляли спиртными напитками. Основные причины развития УО:

  1. Гаметопатия (патология эмбриогенеза, нарушения в строении и функционировании гамет – половых клеток) – микроцефалия, .
  2. Системные поражения кожных покровов и костных структур.
  3. Эмбриопатия (патология эмбриогенеза, характеризуется необратимыми патологическими изменениями, которые происходят в тканях эмбриона до начала формирования органов под воздействием тератогенных, провоцирующих дефекты и аномалии развития факторов).
  4. Фетопатия (развивается в неонатальный период у новорожденных, чьи матери страдают сахарным диабетом, характеризуется метаболической и эндокринной дисфункцией, полисистемными, множественными поражениями органов).
  5. Внутриутробные инфекции (вирусы, в том числе краснухи, сифилиса, гриппа).
  6. Интоксикации в период вынашивания плода (поражение токсическими агентами, нарушение процессов метаболизма в организме матери).
  7. Гемолитическая болезнь (развивается у новорожденных вследствие изоиммунологической несовместимости крови матери и плода, часто сопровождается развитием анемии и желтухи у младенцев).

Рано приобретенные формы УО развиваются на фоне родовых травм и более поздних механических повреждений в области головы, инфекций ЦНС, перенесенных в детском возрасте. Нередки случаи, когда выяснить точные этиологические причины психических отклонений невозможно. Тогда диагноз указывают, как недифференцированная форма олигофрении. Типы УО с учетом степени эмоционально-волевых нарушений:

  1. Стенический. Волевые процессы достаточно выражены и устойчивы. Пациенты отличаются работоспособностью и деятельностью. При легких интеллектуальных нарушениях больные способны адаптироваться в обществе, усваивать определенный объем знаний, выполнять несложные профессиональные обязанности. В некоторых случаях выявляется недержание аффекта, что обуславливает разделение пациентов на категории – уравновешенные, неуравновешенные.
  2. Дисфорический. Проявляется злобно-тоскливым аффектом, характеризуется склонностью к совершению импульсивных поступков и негативному восприятию действительности. Пациенты конфликтны, подвержены расторможенным влечениям и дисфории (патологически пониженное настроение). Больным свойственно проявлять агрессию по отношению к окружающим и аутоагрессию, направленную на себя.
  3. Астенический. Волевые процессы нестойкие. Больные быстро утомляются, отличаются медлительностью и невнимательностью, испытывают затруднения при освоении и применении практических навыков.
  4. Атонический. Проявляется отсутствием воли к психическому напряжению, неспособностью выполнять целенаправленные действия. Больные бездеятельны, апатичны или пребывают в состоянии беспорядочной двигательной активности.

Своевременная коррекция психических и физических нарушений у больных с легкими, умеренными отклонениями приводит к улучшению адаптивных способностей и обучаемости. В процессе взросления, накопления опыта и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий у пациентов уменьшаются проявления – двигательная расторможенность, негативные реакции на внешний мир, импульсивность, астения.

Умственная отсталость и шизофрения

Пфропфшизофрения

Шизофрения, возникающая на фоне умственной отсталости, называется пфропфшизофренией или олигошизофренией.

А. Глаусс выделял 2 вида пфропфшизофрении/пфропфгебефрении:

  1. комбинация олигофрении с шизофренией, для которой характерно катастрофическое течение и скудная продуктивная симптоматика (например, бред, галлюцинации)
  2. начало шизофрении в детском возрасте, при котором помимо олигофренических, наблюдаютсягебефренические черты. Затем, в возрасте 14—17 и 20—30 лет, у значительной части больных возникает настоящий гебефренический шуб.

Стоит отметить, что раннее начало шизофрении само по себе приводит к задержке умственного развития и формированию интеллектуального дефекта.

Отграничение умственной отсталости от шизофрении

Умственная отсталость — дефект психики, появившийся из-за помех, помешавших нормальному созреванию интеллекта, а шизофрения — текущий или отзвучавший болезненный процесс. При умственной отсталости процессуальные явления отсутствуют.

При детской шизофрении психотическая симптоматика стёрта, рудиментарна, лишена яркости, при медленном развитии болезни может быть вовсе не выражена, поэтому разграничение её с умственной отсталостью порою представляет трудности.

Труднее всего ограничивается атоническая форма умственной отсталости от шизофрении. При данной форме олигофрении в клинической картине преобладает аффективная незрелость и неустойчивость, недифференцированность эмоций, недостаточность интереса к окружению, слабость инстинктов, нарушения целенаправленной деятельности, стереотипии, что часто напоминает аутизм или шизофрению. Тем не менее у таких детей с рождения заметно замедление темпа психомоторного развития и слабая память. Скудная общительность таких детей объясняется отсутствием умения вступить в контакт, а не отгораживанием от окружающего мира. Их аффективные проявления бедны, но не наблюдается их извращения или отсутствия, как при шизофрении. Они интересуются играми, привязаны к родителям, не чуждаются детей, что также отличает их от шизофреников. У больных атонической формой отсутствует продуктивная симптоматика и нет прогрессирующей деградации, как это имеет место при шизофрении.

Олигофрения симптомы и признаки

На самом деле не совсем правильно называть олигофрению болезнью, потому что это на самом деле она является патологическим состоянием, вызванным различного рода заболеваниями. Симптомы олигофрении проявляются в комплексе с соматическими проявлениями, а также нарушениями в эмоциональной, двигательной и речевой сфере. Одними из наиболее распространенных проявлений этого состояния являются:

Задержка в физическом развитии. В зависимости от формы этого заболевания может быть практически незаметной или очень сильной. Например, взрослый человек может выглядеть, как подросток лет 15-16.
Замедление личностного развития. Чаще всего проявляется в бытовых ситуация, таких как выбор одежды или покупка продуктов. Такие олигофрены легко поддаются внушению, не имея возможности принимать адекватные решения самостоятельно.
Ослабленная память. Чаще всего такой человек весьма избирательно запоминает номера, имена или цифры

Причем делает это совершенно механически.
Рассеянное внимание. Человек просто не может сосредоточится на каком-то одном деле

Они постоянно отвлекаются.
Скудный запас слов и безграмотная речь. При легкой форме заболевания человека можно даже обучить осмысленному чтению. Если же у человека обнаружена тяжелая форма, то максимум, чего получится добиться даже после многолетнего обучения – механического чтения по буквам. При этом олигофрен даже не будет понимать смысла того, что он только что прочитал.
Всесторонняя задержка развития психики. Отличием от обычной задержки психического развития заключается в том, что она затрагивает не только личностные характеристики и интеллект, но и все остальные черты человеческого характера. Сюда входят способность к восприятию, эмоции, речь, память, двигательные возможности, сила воли, способность мыслить и концентрировать внимание.
Расстройство абстрактного мышления. Этот симптом можно назвать наиболее характерным. У человека, страдающего от олигофрении полностью отсутствует образное мышление. Оно больше основано на конкретной ситуации, что свойственно двух- или трехлетним малышам.

Наиболее ярко и развернуто симптомы проявляются только в школьном возрасте. У малышей до одного года олигофрению практически невозможно определить, за исключением разве что самых тяжелых случаев. Что касается младшего возраста, то здесь подобные отклонения можно определить по отставанию в речевом и психическом развитии, а также отсутствию интереса к окружающему миру.

Краткая характеристика детей с умственной отсталостью

При умственной отсталости страдает прежде всего познавательная сфера – внимание, память, речь, мышление. Но также наблюдаются и нарушения эмоционально-волевой и моторной сферы

Но в основе дефекта при любой степени умственной отсталости, лежит конечно же, нарушение развития мышления. Дети с умственной отсталостью не способны в первую очередь к отвлечению и обобщению. Поэтому мышление умственно отсталых детей тугоподвижное, непластичное, конкретное.

В России теоретические суждения Л.С. Выготского до сих пор используются в практике дефектологии и олигофренопедагогики, основой этих суждений является мысль о том, что, что ранняя педагогическая коррекция способна привести в действие «компенсаторные» механизмы организма.

И особенности детей с умственной отсталостью еще в том, что нарушения работы высшей нервной деятельности накладывают определенный отпечаток на личность ребенка. Они хуже умеют справляться с ситуацией конфликта, часто более агрессивны из-за социальной незрелости, навыки общения также развиваются позже и очень своеобразно. Стойкость интеллектуальной недостаточности и отсутствие прогрессирования нарушений развития интеллекта основные критерии умственной отсталости при врожденном или возникшем в первые три года органическом поражении ЦНС .

Развивающий уход и воспитание новорожденного. Игры для младенцев

До достижения малышом 6 месяцев необходимо проводить с ним зарядку для профилактики ортопедических проблем:

  • разводите ножки и ручки ребенка в разные стороны. Делайте это медленно и аккуратно
  • поочередно притягивайте колени к животику
  • сгибайте и разгибайте руки в локтях

Каждое упражнение повторяйте по 10-15 раз.

В первый месяц жизни малыш не будет обращать внимания на различного рода игрушка. В лучшем случае ребенок будет реагировать на звук погремушек.

После месяца можно повесить над кроваткой музыкальную карусель с игрушками, давать ребенку трогать различные игрушки и завлекать погремушками. Ребенок уже начнет следить глазами за ними.

  • чаще давайте коже ребенка дышать без подгузника
  • для подмывания можно ИНОГДА использовать влажные салфетки. Лучше использовать их только тогда, когда нет возможности подмыть водой
  • если вы при купании используете травяные отвары — обязательно используйте после увлажняющий крем
  • после подмывания и купания аккуратно промокайте кожу ребенка полотенцем или пеленкой
  • во время купания в ванночке не делайте температуру воды выше 37 градусов, иначе купание перестает быть оздоровительной процедурой

Не пренебрегайте правилами ухода за вашим ребенком. Соблюдайте определенный алгоритм и будьте уверены в том, что вы все делаете правильно.

Поддержка людей с УО

Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни

Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их  интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.  

Психическое и моторное развитие детей в раннем возрасте

Если в первые периоды жизни отставание в развитии психики и нервной системы у детей с умственной отсталостью составляет от 2 до 3 недель, то в дальнейшем этот показатель нарастает буквально как снежный ком. И признаки умственной отсталости у детей 4 лет уже показывают их отставание от нормы на 1,5 и даже на 2 года.

Главным достижением малышей в раннем возрасте является овладение ходьбой, предметной деятельностью и навыками речи. Но это происходит у детей при нормальном развитии организма. После года жизни здоровые детки непременно начинают ходить.

Некоторые малыши с умственной отсталостью ничем не отличаются от своих сверстников сроками развития прямостояния. Однако ходить они начинают достаточно поздно. Порой этого не происходит до 3 лет. Симптомы олигофрении у детей (умственной отсталости) при этом выражаются еще и в движениях малышей. У них можно наблюдать неуклюжую походку, неустойчивость, замедленность или, напротив, импульсивность.

Не происходит также подлинного ознакомления с предметами окружающего мира у детей в возрасте до 3 лет. Признаком умственной отсталости у ребенка при этом служит так называемое «полевое поведение». Малыш берет в руки все, что оказывается в его поле зрения, тут же бросает эти вещи, не проявляя никакого интереса к их назначению и свойствам.

При нормальном развитии происходит возникновение и развитие предметной деятельности у детей до 2 лет. Признаки умственной отсталости малышей такого возраста заключаются в ее отсутствии. Их не интересуют игрушки (они даже не берут их в руки).

Признаки умственной отсталости у детей 2 лет можно увидеть и в том случае, когда дети осуществляют некоторые манипуляции с предметами. Однако, производя те или иные действия, малыш вовсе не учитывает назначение вещей и их свойства.

Симптомы, признаки и характеристика

Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.

Дебильность

Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.

Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.

Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.

В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.

У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.

Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).

Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.

Имбецильность

Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.

Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.

Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.

Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.

Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.

Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.

Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.

Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо. Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.

Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.

Идиотия

Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:

  • ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
  • эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
  • практически не запоминает людей;
  • поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • моторика нарушена.

Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита. Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях

Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов

Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.

Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).

Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.

Прогноз и образ жизни

Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой узнали об олигофрении, зависит от степени слабоумия, а также от того, насколько точно и вовремя был поставлен диагноз. Как правило, если лечение было подобрано правильно и начато сразу, реабилитация пациентов с легкой степенью болезни позволяет им обучиться выполнять самые простые социальные функции. Также есть шанс обучиться и начать выполнять несложную работу, самостоятельно жить в социуме. Однако необходимо понимать, что таким пациентам часто необходима дополнительная поддержка.

При диагностировании олигофрении у детей, с родителями проводится беседа, тренинги, которые помогают им научить своего ребенка способности к освоению простейших действий. Родители при этом должны понимать, что такому малышу необходим постоянный эмоциональный контакт. Также с целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта используют олигофренопедагогику, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.

Родителям рекомендуется:

  1. Своевременно обращаться за медицинской помощью для постановки диагноза и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
  2. Регулярно заниматься с ребенком, учить его читать, писать, считать. Обратиться за помощью к детскому психологу.
  3. Предоставить возможность ребенку быть среди сверстников, не пытаться оградить его от социума.
  4. Обучать ребенка самостоятельности.
  5. Не требовать от малыша невозможного, завышая планку по результатам здоровых деток.

С помощью таких плавил, родителям удастся немного адаптировать ребенка для его жизни в социуме.

Факт 5. Слезы

Новорожденные малыши не могут плакать слезами. Настоящие слезы появляются с развитием желез, слезных и слюнных, не раньше, чем через 3-12 недель после рождения.

Виды диагностики

Некоторые специалисты считают, что определение умственной отсталости ребенка, как диагноза, до семилетнего возраста невозможно. Лишь по прошествии этого периода, можно говорить о каких-либо отклонениях в развитии, поскольку детская психика может формироваться абсолютно непредсказуемо.

Периоды активного развития сменяются длительными паузами, и эти циклы могут регулярно повторяться. Следует обращаться за помощью к специалистам, когда заметны нарушения в таких сферах, как:

  • память;
  • интеллект;
  • мышление;
  • эмоциональная сфера;
  • познавательные функции;
  • волевые проявления;
  • координация и пластика движений;
  • способность фиксации внимания.

Степень отсталости умственного развития диагностируется по трем критериям:

  1. Клиническая картина, обозначенная поражением мозговых центров.
  2. Устойчивое психологическое нарушение стремления к познавательной активности.
  3. Низкий уровень обучаемости.

Очень важным фактором при выполнении диагностических процедур для определения олигофрении является офтальмологическое исследование и проведение рентгеновской компьютерной томографии головного мозга. Обследование глаз позволяет распознать на ранних стадиях развития такие сопутствующие заболевания, как:

  • дегенерация пигмента сетчатки;
  • глаукома;
  • катаракта;
  • микронарушения нервных зрительных окончаний;
  • внутричерепная гипертензия.

Томограф помогает определить скрытые отклонения в строении черепной коробки, наличие внутричерепного давления, патологии головного мозга.

Причины заболевания

Сейчас обнаружено более 300 патологий, которые провоцируют развитие олигофрении. Ученые доказали, что увеличение Х-хромосом тоже ведет к утяжелению слабоумия. Больше 80 процентов наследственных болезней возникают из-за сбоя обменных процессов. Слабоумными рождаются дети и вследствие кровно-родственных связей или браков. Причины олигофрении врожденные и приобретенные могут быть обусловлены многими факторами:

️ радиационное воздействие;

️ алкоголизм родителей (и даже одного из них, особенно – матери);

️ отравление беременной химикатами, тяжелыми металлами и т. д.;

️ поздний токсикоз;

️ заболевания печени, почек, сердца (в т. ч. и недостаточность);

️ гормональные сбои;

️ вирусные патологии (краснуха, герпес и т. д.);

️ плохое кровообращение в плаценте;

️ действие на организм некоторых видов медицинских препаратов;

️ хромосомные или генные аномалии (болезни Ангельмана, Дауна и т. д.);

️ наследственная предрасположенность;

️ перенесенная беременной инфекция (например, цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмоз и др.);

️ конфликт резус-фактора;

️ любые ферментативные нарушения;

️ наркотики, которые употребляла беременная;

️ рентген-облучение;

️ плохие схватки или стремительные роды;

️ дефицит йода, который очень важен при формировании НС плода;

️ некоторые акушерские приемы (например, выдавливание плода);

️ применение вакуум экстрактора при родах;

️ сложные роды с черепно-мозговыми травмами и асфиксией.

Существует ряд хорошо изученных болезней, которые сопровождаются слабоумием:

1. Микроцефалия. При этом уменьшаются размеры черепной коробки и мозга.

2. Токсоплазмоз. Вызывается паразитами. В итоге инфекция проникает в плод и провоцирует различные пороки развития (в т. ч. головного мозга).

3. Синдром Дауна. Она характеризуется появлением 21-й хромосомы. Болезнь сопровождается изменением в физ-развитии, задержкой умственного, пороками сердца.

4. Гидроцефалия. В желудочках мозга головы накапливается чрезмерное количество ликвора, отток которого сильно затруднен.

5. Фенилкетонурия. При ней нарушается метаболизм фенилаланина. В результате увеличивается количество токсинов. Если лечение назначено в начале заболевания, то развитие слабоумия можно предупредить.

Другие причины возникновения олигофрении – детские инфекции, недостаток общения. Такой фактор обычно присущ неблагополучным семьям, так как появление патологии провоцируется не только отклонениями на физическом уровне, но и нарушениями ЦНС, соц-факторами (например, когда ребенок с детства не получает интеллектуального развития).

Примерно половина случаев появления имбецильности и идиотии – это следствие сбоев на генетическом уровне. Например, при болезнях Вильямса, Дауна, Ангельмана или Прадера-Вилли, Ретта. К поражению плода ведет иммунологический конфликт между формирующимся ребенком и его матерью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий