Опасное послушание: почему «удобный» ребенок

Стоит ли бороться с детским непослушанием?

Многие родители задаются вопросом, как воспитать послушного ребенка. После того как ребенку исполнилось 3 года, полного послушания от него ждать не стоит. Конечно, его можно добиться, но только подавляя волю своего чада. Авторитарная модель воспитания подразумевает существование только одного слова – родительского, ребенок же должен полностью ему подчиняться. Приказы папы или мамы обжалованию не подлежат. Именно они решают, какие курсы, секции посещать, какую носить одежду, с кем дружить. Мнение ребенка в семье не учитывается.

Мы предлагаем узнать, каким образом подобная модель воспитания отразится на характере и поведении маленького члена семьи.

  1. Жесткие рамки и запреты могут привести к тому, что ребенок станет скрытным, начнет лгать, тайно от родителей все равно будет поступать по-своему.
  2. Если у ребенка покладистый характер, он будет полностью подчиняться воле родителей, чтобы избежать наказания. Возможно, что этим он действительно оградит себя от общения с плохими людьми или от опасных ситуаций. Однако родителям следует учесть, что таким образом они вырастят безвольного человека, неспособного отстоять собственное мнение, принять решение, который будет бояться брать на себя ответственность за свои поступки.
  3. Возможно, что наступит момент, когда авторитет родителей пошатнется. И тогда ребенок полностью выйдет из-под контроля. Причем он не просто начнет делать все наперекор тому, как учили родители, нарушать существовавшие ранее запреты, но и постарается отыграться за спартанское воспитание.
  4. Покорный характер – тревожный сигнал к тому, что ребенок склонен попадать под чужое влияние. Родители, способные оградить от негатива, всегда быть рядом не смогут. Мальчик или девочка вырастут и могут, попав в дурную компанию, пойти у нее на поводу.

Какой из этого следует сделать вывод? Разрешать ребенку делать абсолютно все – нельзя. Тем не менее не следует тотально подавлять его волю. Родители должны понять, что уже в детстве их чадо является личностью. Оптимальная модель взаимоотношений в семье – позволять ребенку по мере взросления самостоятельно решать, как поступать в той или иной ситуации. Лишать его права выбора ни в коем случае нельзя. Даже если выбор родители не одобряют!

Лучше всего с детства приучать ребенка не бояться ответственности, позволяя самостоятельно принимать решения.

Откуда у ребенка негативные эмоции?

Некоторые родители удивятся. «Мы живем в благополучной семье, не ссоримся. Ребенка не ругаем. Откуда у него берутся трудные чувства?» — спрашивают они.

Развитие ребенка предполагает освоение им всех сторон эмоциональной жизни. К примеру, гнев начинают испытывать еще годовалые дети. Понаблюдайте за ними, когда они с упоением разбрасывают игрушки, залезают в рюкзак старшего брата и вытряхивают содержимое на пол.

Изучаются эмоции в игре, а рождаются во взаимодействии со взрослыми. Именно там ребенок слышит свои первые «нельзя», «надо». Узнает, что мир не подчиняется его «хочу», а существует сам по себе по своим законам. И это вызывает разные эмоции.

Ребенок хочет доставлять родителям только радость, поэтому поступает со своими эмоциями согласно негласным правилам, которые он копирует у взрослых. Может быть, мама, сама не замечая, консервирует гнев. А папа надевает очки, чтобы прочитать надпись «поликлиника налево».

Поэтому очень важно, чтобы не только ребенок хорошо ориентировался в своем саду эмоций и впускал туда значимых для него людей. Но и семья понимала, какая дорожка к какому результату приводит

Но чтобы не стесняться проявлять чувства, необходимо понимание того, что нет плохих или хороших, вредных или полезных эмоций. Каждая может быть полезна в той или иной ситуации.

В чем, собственно, проблема?

«Удобный» ребёнок очень чувствует настроения и желания окружающих его людей (ведь от этого зависит его благополучие), но, к сожалению, совсем не чувствует своих. Он всегда ориентирован на других, не выходит за рамки заданных ему другими людьми целей.

«Удобным» ребёнком становятся не сразу, это многолетняя работа (и взрослых над ним, и его работа над собой), постепенно привычка укореняется в его голове и душе. От неё сложно избавиться. Правда, у многих родителей это не вызывает опасений («Он просто покладистый у нас»), а у большинства учителей такой ребёнок и вовсе быстро переходит в разряд «любимчиков». Только вот удобный сын/ученик (дочь/ученица) вырастает во взрослого человека, «удобного» человека. Который не способен ставить собственных целей, да и мало способен к самостоятельной жизни (ведь ему всегда приходится зависеть от кого-то). Последствия длительного подавления своих эмоций проявляются во всей красе. К сожалению. 

Ему сложнее стать по-настоящему ВЗРОСЛЫМ, умеющим принимать решения, ориентированные на свои же ценности и потребности

Как научиться проявлять разные чувства

Однако сад эмоций имеет свою тайну, которую многие родители, а уж тем более дети, не знают: он нередко стремится захватить власть над душой человека, хочет управлять его поведением, чтобы он действовал, только следуя эмоциональным импульсам.

Почувствовал страх — спрячься подальше, злость — дай кулаком в спину, обиду — носи ее как гирю за спиной с кислым лицом.

Важно, чтобы маленький человек, ухаживая за своим садом, чувствовал себя его хозяином, умел бы направлять эмоции туда, куда хочет. Например, мог бы снижать интенсивность трудных чувств, успокаиваться, когда это нужно

Прощать обиду, забывать ее или переключаться на позитив. Впрочем, это невредно и взрослому.

Поэтому давайте почитаем сказку и обсудим ее. Не забывая, что это всего лишь сказка, а не самоучитель по эмоциям. Без назидания и нашего обычного родительского напора.

Как быть родителю?

1. Давать право выбора. 

Касается ли это одежды для прогулки, или занятия на вечер. Везде, где есть такая возможность — предоставляйте ребёнку право выбора. 

2. Давать право испытывать эмоции и учить в них разбираться. 

Это для нас, взрослых, легко определять свои чувства, у ребенка с этим могут быть сложности. С самых ранних лет его необходимо именно обучить понимать свои эмоции (уметь их обозначать). 

Ребёнок упал? «Ты плачешь — тебе обидно/тебе больно», 

Ребёнок рассмеялся, увидев играющего котёнка? «Ты смеёшься, тебе весело / ты радуешься». 

Ребёнок получил желанный подарок. «Ты рад?», «Ты ХОТЕЛ эту игрушку?».

3. Позволить ошибаться. 

Чтобы он перестал бояться ошибиться. 

Знаете чем плох этот страх? Представьте, что Вы идёте по минному полю. Один неверный шаг — и всё пропало! Именно это чувствует ребёнок, который боится ошибок. 

Помимо того, что надо заставить себя не ругать ребенка за каждую оплошность, подтолкните его самому сделать что-то «запретное», рискованное (что-то разлить/разбить, рассыпать). Можно, к примеру, устроить домашние эксперименты. Ориентируетесь на то, что могло бы ему понравится.

4. Запомнить правило 5 секунд. 

Когда Ваш ребёнок что-то натворил (или же в процессе), например, начал плакать, рассыпал крупу, разлил чай на ковёр, накрасил губы вашей помадой, прежде, чем отреагировать досчитайте до 5. Эти 5 секунд дадут Вам возможность действовать по уму, не поддавшись влиянию собственных эмоций (хотя бы подумать, а действительно ли эта ситуация стоит порицания? И если да, то в какой степени?). 

5. Создайте ребёнку пространство свободы. 

Это та сфера, в которой только он будет принимать решения. С годами пространство будет расширяться, а значит и делать ребенка более самостоятельным. 

Кто такой «удобный ребенок»

Многие родители мечтают о ребенке, который будет самостоятельно и вовремя садится за уроки, поддерживать чистоту в своей комнате и выполнять другие обязательства по дому. Это и есть удобный ребенок. Его практически не видно и не слышно — он может тихо сидеть в своей комнате часами за книгой, также тихонько поесть, убрать за собой посуду и заняться наведением порядке в своей комнате. Настоящий идеал, неправда ли?

Насколько и как это может повлиять на будущее вашего чада. Удобные дети пытаются всячески угодить своим родителям, учителям, бабушкам и дедушкам. Во взрослой жизни они не перестанут слушаться и подчиняться своим мужьям или женам, при этом подавляя свои потребности и желания.


Ребёнок дарит маме букет из одуванчиков

Если ребенок с раннего детства выполняет все, что говорят ему родители, есть большой риск того, что он вырастит бесхарактерным, безвольным. Он никогда и ни в чем не станет проявлять инициативу.

Как правило, послушные дети вырастают не самостоятельными и боятся рисковать. Их все устраивает так, как есть. Они боятся любых перемен в жизни, чтобы хоть как-то улучшить ее.

Правила для родителей слишком послушных детей

Послушный ребенок – это, конечно, хорошо, но и в отношении с «идеалом» нужно придерживаться определенных правил.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка, событиями и поступками, людьми из его окружения, ситуациями, в которых он оказывается. Успокойте малыша, объясните, что любите его таким, какой он есть, и всегда примете любую его позицию. Тогда ваш послушный ребенок вырастет уверенным в себе с чувством собственного достоинства, уважающим себя и окружающих людей.

Приучая малыша к чему-либо, объясняйте последствия – нужно быть аккуратным, потому что это полезная привычка в жизни. Если ребенок отказывается прибирать в своей комнате, пусть сам несет ответственность за свое пока что еще безобидное решение. Например, ему станет стыдно, когда к нему неожиданно нагрянут друзья или он не сможет найти в беспорядке нужную вещь.

Стоит посмотреть и на себя. Очень часто удобные дети растут у таких же удобных взрослых. Способны ли вы говорить «нет» и высказывать свое мнение открыто? Как часто не учитываете свои интересы ради сохранения хороших отношений с другими людьми? Если такое с вами происходит, начните быть «неудобным». Только самодостаточный взрослый может воспитать уверенного в себе ребенка.

К чему может привести излишнее послушание?

Возможно, некоторые читатели скажут, что мы утрируем, однако вспомните, как часто вам приходилось слушать выражение «маменькин сынок». Вот такие вот великовозрастные дитяти часто вырастают из «удобных» малышей. Чем еще грозит воспитание «правильного» ребенка?

  1. Послушные дети стараются угодить не только любимой маме, воспитателям и учителям, но и всем, кто намного сильнее или старше их. Отсюда появляются плохие компании, где взрослые ребята учат «хороших» мальчиков и девочек курить или употреблять алкоголь.
  2. «Удобные» дети взрослеют и превращаются в таких же «удобных» супругов, которые стремятся выполнять любое требование мужа или жены, не считаясь зачастую со своими потребностями. Будут ли они счастливы? Вопрос остается открытым.
  3. Некоторые бунтари вырастают именно из послушных в детстве детей. Некоторые подростки, вступив в сложный кризисный период взросления, отбрасывают опеку родителей и начинают бунтовать против прежних правил. Нередки случаи ухода из дома или вообще разрыва отношений с близкими родственниками.

Как быть родителю?

1. Давать право выбора. 

Касается ли это одежды для прогулки, или занятия на вечер. Везде, где есть такая возможность — предоставляйте ребёнку право выбора. 

2. Давать право испытывать эмоции и учить в них разбираться. 

Это для нас, взрослых, легко определять свои чувства, у ребенка с этим могут быть сложности. С самых ранних лет его необходимо именно обучить понимать свои эмоции (уметь их обозначать). 

Ребёнок упал? «Ты плачешь — тебе обидно/тебе больно», 

Ребёнок рассмеялся, увидев играющего котёнка? «Ты смеёшься, тебе весело / ты радуешься». 

Ребёнок получил желанный подарок. «Ты рад?», «Ты ХОТЕЛ эту игрушку?».

3. Позволить ошибаться. 

Чтобы он перестал бояться ошибиться. 

Знаете чем плох этот страх? Представьте, что Вы идёте по минному полю. Один неверный шаг — и всё пропало! Именно это чувствует ребёнок, который боится ошибок. 

Помимо того, что надо заставить себя не ругать ребенка за каждую оплошность, подтолкните его самому сделать что-то «запретное», рискованное (что-то разлить/разбить, рассыпать). Можно, к примеру, устроить домашние эксперименты. Ориентируетесь на то, что могло бы ему понравится.

4. Запомнить правило 5 секунд. 

Когда Ваш ребёнок что-то натворил (или же в процессе), например, начал плакать, рассыпал крупу, разлил чай на ковёр, накрасил губы вашей помадой, прежде, чем отреагировать досчитайте до 5. Эти 5 секунд дадут Вам возможность действовать по уму, не поддавшись влиянию собственных эмоций (хотя бы подумать, а действительно ли эта ситуация стоит порицания? И если да, то в какой степени?). 

5. Создайте ребёнку пространство свободы. 

Это та сфера, в которой только он будет принимать решения. С годами пространство будет расширяться, а значит и делать ребенка более самостоятельным. 

Какие опасности подстерегают послушного ребенка?

Итак, послушные дети – это не всегда хорошо. Психологи утверждают – несмотря на то, что с «удобными» детьми приятно общаться, абсолютное послушание таит в себе определенные опасности.

1. Безразличие

Безусловно, послушным ребенком проще управлять. Но, оказывается, большое количество запретов может привести к детскому безразличию. Конечно, родители абсолютно правы, когда запрещают малышу совать пальцы в розетку или дергать кота за хвост.

Однако если ограничения переносятся и на другие стороны жизни, есть вероятность, что у детей пропадет любопытство и заинтересованность окружающим миром.

Современные родители трепетно относятся к раннему развитию интеллектуальной сферы, обучая малышу чуть ли не с младенчества иностранным языкам и прочим «удивительным» вещам.

Но зачастую взрослые забывают об эмоционально-волевом развитии. А ведь в раннем и дошкольном возрасте огромное значение играют такие чувства, как любопытство, любознательность, удивление и сомнение. К сожалению, у излишне послушных детей подобные чувства начинают пропадать.

2. Подавление эмоций

Все чаще взволнованные родители обращаются к психологам с жалобами на своих послушных прежде деток: «Раньше он был таким хорошим мальчиком. Не знаю, что могло с ним произойти». А произошло накопление отрицательных эмоций, которые нельзя было выражать открыто.

Особенно часто это происходит в семьях, в которых не принято повышать голос, громко высказывать свое мнение, а тем более топать ногами и кричать. Между тем ребенку необходимо справляться со своими переживаниями.

Одни переносят испытываемый гнев на неодушевленные предметы (бьют подушку или рвут газету), а другие «расправляются» с обидчиком (дерутся или обзываются).

Конечно, желательно обучить малыша конструктивному способу решения конфликтов, однако важно, чтобы негативные эмоции выражались. «Правильный» малыш запрещает себе сердиться, потому что мама сказала, что так некрасиво себя вести

В результате – эмоциональный взрыв в виде протестов, особенно в периоды детских кризисов, или так называемая психосоматика.

3. Потеря собственного «Я»

Со временем излишнее послушание может трансформироваться в пассивность и неумение устроиться в жизни. Зачастую ребенок реализует не свои желания и мечты, а надежды родителей.

Мама с папой хотят видеть в дневнике пятерки – дети учатся прилежно; бабушка требует, чтобы внуки не шумели, – они сидят тихо.

Что дальше? Поступление в то высшее образовательное учреждение, которое выбрали родители, пусть в душе хочется чего-то совсем другого…

Однако не стоит забывать, что в современном обществе давно ценятся такие качества, как активность, умение брать ответственность на себя, а также принимать самостоятельные решения.

Откуда им взяться, если за ребенка уже давным-давно решили «мудрые» взрослые?

Методы борьбы с детским непослушанием

Непослушный ребенок может доставить огромное количество неприятностей, однако родители должны понимать, что именно в их обязанности входит воспитание своего малыша. При этом любые воспитательные меры должны совершаться осознанно и планомерно. Часто отец или мать думают, что один доверительный разговор с сыном или дочерью может решить все проблемы. Это не так. Но как научить ребенка слушаться?

Важно с ранних лет планомерно и настойчиво совершать определенные действия, среди которых базовыми являются:

Мягкое приучение к родительским требованиям. Как только у ребенка появляются определенные предпочтения, ими нужно воспользоваться в воспитательных целях. Например, если он любит яблоки, нужно каждый раз, помыв и почистив этот фрукт, сказать в слегка повелительной манере: «Съешь, пожалуйста, яблоко!» Малыш с удовольствием выполнит требование взрослого. Такое сочетание удовольствия и послушания является лучшим воспитательным средством, которое к тому же достаточно просто воплощать с постоянной регулярностью.
Доверительный разговор с разумной аргументацией. Не стоит думать, что с ребенком в возрасте 3-5 лет нет смысла разговаривать о серьезных вещах

Да, он, скорее всего, не поймет всего сказанного, но обязательно ощутит собственную важность в отношениях со старшими членами семьи. Это воспитывает чувство ответственности, тем самым повышая послушание.
Строгое пресечение капризов и неприемлемого поведения

Многие родители просто не знают, как реагировать на непослушание, и поэтому позволяют своему любимому чаду буквально все что угодно. Ни в коем случае нельзя идти на уступки, если ребенок капризничает или пытается добиться своего с помощью истерики. Это путь к новым горизонтам непослушания. Здесь забота о ребенке должна проявиться в строгом пресечении любого неприемлемого поведения.
Доверие, самостоятельность и личные обязанности. Когда ребенок достигает определенного возраста, его нужно наделить какими-нибудь семейными обязанностями. Свое доверие родители могут показать, отправляя ребенка в магазин за хлебом или доверяя ему пропылесосить в квартире. Чтобы такие обязанности не стали неприятной рутиной, важно постоянно хвалить ребенка, выражая свою глубокую благодарность.

Любые советы по воспитанию детей полезны только в том случае, если пользоваться ними регулярно и планомерно. Только показывая ребенку свою дисциплинированность и разумность, можно добиться от него послушания.

Что делать, если в семье растет чересчур послушный ребенок?

Еще раз повторим, что мы не имеем ничего против положительного послушания. Однако если вы переживаете, что малыш боится совершить ошибку, не хочет огорчить вас необдуманным поступком, необходимо действовать.

Зачастую истоки излишней «положительности» кроются в боязни потерять родительскую любовь

В этом случае очень важно показать малышу, что вы полностью принимаете его в любой ситуации. То есть старайтесь оценивать его поведение, а не навешивать на него ярлыки.
Разрешайте детям активно познавать новый и интересный для него мир: пусть они бегают и прыгают, набивают первые шишки, суют свои любопытные носики, куда им вздумается

Конечно, запреты нужны, но их не должно быть чересчур много.
Объясняйте своему чаду, что каждый человек (в том числе и взрослые, и он сам) имеет право на негативные эмоции. Заодно научите его конструктивному выражению злости и гнева (пусть, к примеру, попинает мячик). Кстати, родители тоже могут проявлять обиду и раздражение, однако следует обходиться без оскорблений и унижений.
Попробуйте предоставить крохе больше свободы. Предлагайте ему подумать самому над решением определенной проблемы, однако не стоит оставлять его один на один с трудностями. Вы можете прийти на помощь, если малыш сначала сам выполнит несколько попыток. В идеале ребенок должен понимать, что родители не будут делать все за него.
Излишне послушный и просто «удобный» малыш часто воспитывается у такого же «удобного» родителя. Поэтому прежде чем взращивать в ребенке независимость, попробуйте спросить у себя: «Могу ли я поступиться своими интересами ради хороших отношений с другим человеком?» Если подобное происходит регулярно, возможно, вам тоже нужно иногда быть непослушным и неудобным?

Послушное, беспроблемное чадо – это настоящее мамино счастье. Такой ребенок не доставляет взрослым особых трудностей, а, самое главное, он очень удобен.

Намного сложнее, когда у малыша имеются собственные стремления и мечты, он на все высказывает собственную точку зрения, отличную от вашей. Возможно, именно из таких детей и вырастают интересные и счастливые люди?

Как быть родителю?

1. Давать право выбора. 

Касается ли это одежды для прогулки, или занятия на вечер. Везде, где есть такая возможность — предоставляйте ребёнку право выбора. 

2. Давать право испытывать эмоции и учить в них разбираться. 

Это для нас, взрослых, легко определять свои чувства, у ребенка с этим могут быть сложности. С самых ранних лет его необходимо именно обучить понимать свои эмоции (уметь их обозначать). 

Ребёнок упал? «Ты плачешь — тебе обидно/тебе больно», 

Ребёнок рассмеялся, увидев играющего котёнка? «Ты смеёшься, тебе весело / ты радуешься». 

Ребёнок получил желанный подарок. «Ты рад?», «Ты ХОТЕЛ эту игрушку?».

3. Позволить ошибаться. 

Чтобы он перестал бояться ошибиться. 

Знаете чем плох этот страх? Представьте, что Вы идёте по минному полю. Один неверный шаг — и всё пропало! Именно это чувствует ребёнок, который боится ошибок. 

Помимо того, что надо заставить себя не ругать ребенка за каждую оплошность, подтолкните его самому сделать что-то «запретное», рискованное (что-то разлить/разбить, рассыпать). Можно, к примеру, устроить домашние эксперименты. Ориентируетесь на то, что могло бы ему понравится.

4. Запомнить правило 5 секунд. 

Когда Ваш ребёнок что-то натворил (или же в процессе), например, начал плакать, рассыпал крупу, разлил чай на ковёр, накрасил губы вашей помадой, прежде, чем отреагировать досчитайте до 5. Эти 5 секунд дадут Вам возможность действовать по уму, не поддавшись влиянию собственных эмоций (хотя бы подумать, а действительно ли эта ситуация стоит порицания? И если да, то в какой степени?). 

5. Создайте ребёнку пространство свободы. 

Это та сфера, в которой только он будет принимать решения. С годами пространство будет расширяться, а значит и делать ребенка более самостоятельным. 

В чем, собственно, проблема?

«Удобный» ребёнок очень чувствует настроения и желания окружающих его людей (ведь от этого зависит его благополучие), но, к сожалению, совсем не чувствует своих. Он всегда ориентирован на других, не выходит за рамки заданных ему другими людьми целей.

«Удобным» ребёнком становятся не сразу, это многолетняя работа (и взрослых над ним, и его работа над собой), постепенно привычка укореняется в его голове и душе. От неё сложно избавиться. Правда, у многих родителей это не вызывает опасений («Он просто покладистый у нас»), а у большинства учителей такой ребёнок и вовсе быстро переходит в разряд «любимчиков». Только вот удобный сын/ученик (дочь/ученица) вырастает во взрослого человека, «удобного» человека. Который не способен ставить собственных целей, да и мало способен к самостоятельной жизни (ведь ему всегда приходится зависеть от кого-то). Последствия длительного подавления своих эмоций проявляются во всей красе. К сожалению. 

Ему сложнее стать по-настоящему ВЗРОСЛЫМ, умеющим принимать решения, ориентированные на свои же ценности и потребности

К чему может привести излишнее послушание?

  1. Недостаток инициативы. Послушные дети привыкли, что ими руководят, говорят, что делать, а что нет. Привычка настолько сильно закрепляется у них, что, повзрослев, они не могут самостоятельно принимать какие-либо решения.
  2. Низкая самооценка. Послушание ребёнка часто идёт рука об руку с неуверенностью в себе. Хорошим поведением дети пытаются заслужить расположение мамы и папы.
  3. Гиперкомпенсация. Часто ребёнок, который в детстве был очень послушным, пытается в подростковом возрасте бунтовать и отбивается от рук. Ему надоедает постоянное ограничение его свободы, он старается компенсировать примерное поведение в детстве взрывами характера в пубертатном периоде.

На чужих ошибках учатся?

Наш ответ: не всегда! Если когда-то у мамы не получилось стать великой актрисой, потому что она не поступила в театральный — это не ошибка, а индивидуальная ситуация. Поэтому заставлять ребенка идти учиться на «эконом», потому что так пришлось сделать маме — глупо. Эта ситуация не попадает в разряд «собственные грабли». Просто запомни: Малыш — отдельная личность со своим личным опытом и выбором. Решать за него его судьбу — делать и себе и ему хуже. Собственные грабли должны быть в жизни любого человека. Именно они позволяют ему обрести жизненный опыт и собственное видение мира. Мамы ошибочно воспринимают дочь своей копией. Внешние сходства не подразумевают собой схожие характер и мышление. Мои дети — мое продолжение? Нет!  Только не в таком смысле.

Способы, помогающие добиться послушания

Знакомые могут советовать родителям “лучше воспитывать” своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.

Для начала нужно выявить причины, помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.


Крайнее выражение непослушания – уход из дома

Главные правила, позволяющие добиться послушания:

Проявляя требования – будьте непреклонны и последовательны. Допустим, ребенок специально сломал игрушку, в качестве наказания он был отлучен от просмотра мультиков на день. Впоследствии малыш извинился. Но его извинения или улучшение поведения не должны трактоваться родителями как посыл к тому, чтобы отменить наказание. Если наказание уже есть, то оно должно быть выполнено в полной мере.
Требуйте только то, что малыш в состоянии понять и выполнить. Вместо “убери в комнате” лучше говорить “убери игрушки и заправь кровать”. Чем младше ребенок, тем больше конкретики нужно вносить в свои просьбы.
Показывайте на своем примере, как надо. Это важная часть, которая требует отдельного разбора. Если вкратце, то модель поведения для ребенка полностью обозначается его родителями

При этом важность представляет не только их поведение друг с другом и с малышом, но и взаимодействие с окружающим миром, с незнакомыми людьми.
Рассчитывайте силу и время наказания в зависимости от величины (тяжести) проступка. Если ребенок не съел кашу, то применять к нему физическое наказание глупо и жестоко

Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
Не применяйте в общении с ребенком слово “нельзя”. Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: “ты сделал плохо, ты наказан” или бросать сухое “нельзя” в ответ на просьбу. Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает “нельзя” как повод побунтовать, нарушить запрет.

Также во многих семьях бывает такое, что ребенок в 2-4 года не просто не слушается, но еще и бьет отца или мать

Тут важно уточнить, что подобное поведение появляется по разным причинам. Ребенок либо не понимает, что это приносит боль и неприятные эмоции, либо, напротив, пытается причинить все это своим родителям

В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль. Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать “бо-бо” или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка.

Также следует показать более приятное действие, например, объятие или поглаживание по щекам. Грубо говоря, заместить одно другим – агрессию на нежность. Если целью ребенка является причинение боли, то в большинстве случаев это желание обусловлено соответствующим поведением со стороны родителей – грубостью, рукоприкладством. Пока родители не изменятся, не перестанут конфликтовать между собой и срываться на ребенке, малыш будет вести себя агрессивно.


В 4 года малыш может и не понимать, что так вести себя нельзя

В чем, собственно, проблема?

«Удобный» ребёнок очень чувствует настроения и желания окружающих его людей (ведь от этого зависит его благополучие), но, к сожалению, совсем не чувствует своих. Он всегда ориентирован на других, не выходит за рамки заданных ему другими людьми целей.

«Удобным» ребёнком становятся не сразу, это многолетняя работа (и взрослых над ним, и его работа над собой), постепенно привычка укореняется в его голове и душе. От неё сложно избавиться. Правда, у многих родителей это не вызывает опасений («Он просто покладистый у нас»), а у большинства учителей такой ребёнок и вовсе быстро переходит в разряд «любимчиков». Только вот удобный сын/ученик (дочь/ученица) вырастает во взрослого человека, «удобного» человека. Который не способен ставить собственных целей, да и мало способен к самостоятельной жизни (ведь ему всегда приходится зависеть от кого-то). Последствия длительного подавления своих эмоций проявляются во всей красе. К сожалению. 

Ему сложнее стать по-настоящему ВЗРОСЛЫМ, умеющим принимать решения, ориентированные на свои же ценности и потребности

В чем, собственно, проблема?

«Удобный» ребёнок очень чувствует настроения и желания окружающих его людей (ведь от этого зависит его благополучие), но, к сожалению, совсем не чувствует своих. Он всегда ориентирован на других, не выходит за рамки заданных ему другими людьми целей.

«Удобным» ребёнком становятся не сразу, это многолетняя работа (и взрослых над ним, и его работа над собой), постепенно привычка укореняется в его голове и душе. От неё сложно избавиться. Правда, у многих родителей это не вызывает опасений («Он просто покладистый у нас»), а у большинства учителей такой ребёнок и вовсе быстро переходит в разряд «любимчиков». Только вот удобный сын/ученик (дочь/ученица) вырастает во взрослого человека, «удобного» человека. Который не способен ставить собственных целей, да и мало способен к самостоятельной жизни (ведь ему всегда приходится зависеть от кого-то). Последствия длительного подавления своих эмоций проявляются во всей красе. К сожалению. 

Ему сложнее стать по-настоящему ВЗРОСЛЫМ, умеющим принимать решения, ориентированные на свои же ценности и потребности

В чем, собственно, проблема?

«Удобный» ребёнок очень чувствует настроения и желания окружающих его людей (ведь от этого зависит его благополучие), но, к сожалению, совсем не чувствует своих. Он всегда ориентирован на других, не выходит за рамки заданных ему другими людьми целей.

«Удобным» ребёнком становятся не сразу, это многолетняя работа (и взрослых над ним, и его работа над собой), постепенно привычка укореняется в его голове и душе. От неё сложно избавиться. Правда, у многих родителей это не вызывает опасений («Он просто покладистый у нас»), а у большинства учителей такой ребёнок и вовсе быстро переходит в разряд «любимчиков». Только вот удобный сын/ученик (дочь/ученица) вырастает во взрослого человека, «удобного» человека. Который не способен ставить собственных целей, да и мало способен к самостоятельной жизни (ведь ему всегда приходится зависеть от кого-то). Последствия длительного подавления своих эмоций проявляются во всей красе. К сожалению. 

Ему сложнее стать по-настоящему ВЗРОСЛЫМ, умеющим принимать решения, ориентированные на свои же ценности и потребности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий