Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей»

Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

Ответственность и самостоятельность – как их развить

Важно понять, что такое ответственность. Многие видят в ней порядочность, повиновение, умение слушаться – но это неверные трактовки

Если ребенок не спешит выполнять ваш приказ («Быстро прибери свой бардак!»), это не говорит о его безответственности.

Психологи полагают, что самостоятельность формируется раньше. Дошкольники охотно хватают веник с победным воплем «Я сам».

Эту вдохновляющую эпоху не следует игнорировать – позволяйте крохе выполнять действия без вашей помощи, но приглядывая за безопасностью.

Расцвет ответственности приходится на подростковый возраст, но базируется на той же самостоятельности.

Ответственный ребенок не просто умеет сам делать уроки, прибираться в комнате и готовить себе обед, но и делает это – вовремя, качественно, по собственному желанию, без напоминаний и контроля.

Как воспитать ответственность:

  1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. “Помоги мне накрыть стол к чаю”, “Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?”, “Эту обувь мы помоем вместе…” Посильное дело для малыша всегда найдется.
  2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача – убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)
  3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не купил хлеба – пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки – они остались мокрые и мы не пойдём гулять.
  4. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
  5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-“напоминалки”. Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
  6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на бОльшее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, что он слишком маленький.
  7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
  8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принёс из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестрёнкой, как старательно укачивал её в колясочке

Так называемая обратная связь – это очень важно для малыша!

«Каждому овощу – свое время». Передаем бразды правления

Итак, мы определили, за какие именно сферы ребенок должен отвечать к школьному возрасту. Как научить его этому?

2-3 года. Еда и одежда

К трем годам ребенку нужно предоставлять свободу выбора относительно еды и одежды. Пока это условное решение, поскольку вы предоставляете ему ограниченное количество вариантов. У ребенка может быть выбор из двух шарфов или трех пар колготок разного цвета. Вы можете, например, поинтересоваться, какой вид десерта хочет ребенок, или спросить, какую кашу сегодня сварить. Наконец, у малыша есть право не доедать свою порцию или вообще пропустить прием пищи, если он не голоден.

4-5 лет. Деятельность дома и вне дома

В этом возрасте ребенок может выбрать занятие, место прогулок, компанию для игр. Это время формирования первых увлечений ребенка, так что не нужно усаживать его за книжку, если он готов весь вечер строить гараж для машинок (лучше найти книжку с машинками).

Также у малыша появляются первые дружеские связи среди сверстников, и не всегда родители довольны, что в приятелях оказался «хулиган Вася» или «плакса Маша». Но прямое регулирование здесь не работает – это. По сути, психологическое насилие. Лучше подумайте, что привлекает ребенка в его новом друге и почему это происходит.

6-7 лет. Покупки

К семи годам дети уже вполне в состоянии сделать собственный выбор в магазине, особенно когда это касается его лакомств, игрушек, одежды. Задача родителей – ограничить выбор в пределах разумной суммы, которую вы планируете потратить на приобретение.

Что нужно, а что не нужно регулировать в выборе ребенка

  • Нужно относиться к выбору ребенка уважительно, даже если он кажется вам неуместным.

  • Обязательно предложите ребенку аргументировать свое решение – доводы важны, даже если кажутся вам ошибочными. Высказывайте свою точку зрения, объясняя связь выбора и его последствий: «если наденешь тонкую курточку, то на улице быстро замерзнешь и мы не сможем долго кататься с горки».

  • Предлагайте альтернативу, если ребенок приводит доводы в пользу своего решения (например, если тонкая куртка кажется ему красивее, предложите дополнить ее толстым свитером).

  • Имитируйте ситуацию выбора, если полагаете, что малыш не готов принимать решение самостоятельно. Пусть для начала выбирает между голубыми и зелеными носочками, большой ложкой и ложкой поменьше, чашками с разными рисунками.

  • Не принуждайте ребенка делать выбор, если он растерян или напуган. Предложите ему готовое решение, аргументируйте его, например: «надень синие носочки, они подходят к голубой рубашке!». Попробуйте позволить малышу сделать выбор в следующий раз.

  • Ребенок должен ощутить последствия собственного выбора. Если ситуация не угрожает напрямую жизни и здоровью ребенка, позвольте ей развиваться естественным образом! Не убрался в комнате – не смог пригласить в гости друзей, отправилась в садик в праздничном платье – не прогулке нельзя кататься с горки, купили большой пакет конфет – не осталось денег на мороженое… Только так можно научить ребенка предвосхищать последствия своих решений и брать за них ответственность.

  • Иногда нужно лишать ребенка выбора. Большинство детей консервативно и всегда будет выбирать любимую еду, реже – привычную одежду и место для прогулок, наконец, есть малыши, которые игнорируют все новые знакомства. Задача родителей – периодически вынуждать ребенка пробовать что-то новое (блюдо, место, развлечение).

Научить ребенка ответственности трудно, в конкретной ситуации вам может показаться, что гораздо проще руководить его действиями: встань, сядь, возьми, надень это, нет это, это сними… Но в долгосрочной перспективе родители, прислушивающиеся к желаниям детей и позволяющие малышам испытать последствия своих действий, оказываются в выигрыше. Ведь из этих малышей вырастают ответственные взрослые!

12.06.2018

  
  о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет

Кто такой «ответственный ребенок»

Если спросить родителей трехлетнего малыша о том, как проявляется ответственность (или безответственность) их ребенка, они наверняка начнут рассказывать о совсем ином качестве – о послушании. «Ответственный» ребенок кушает, собирается на прогулку, приступает к игре и прекращает ее, когда скажет мама.

Конечно, слушать или не слушать маму – это тоже своего рода выбор, но оказавшись без подсказок мамы или другого авторитетного взрослого, ребенок теряется и не может принять никакого решения и, тем более, отвечать за него. Если единственное решение, к которому вы подталкиваете ребенка – безоговорочно следовать вашим указаниям, то вы воспитаете очень удобного, очень управляемого, но совершенно безответственного человека, увы!

Граница детства

Когда ребенок становится взрослым? Некоторые считают, что это случается в день, когда ему исполняется 18, другие убеждены, что учеба в институте вполне еще относится к отрочеству, а взрослая жизнь начинается с поступлением на работу. Есть еще сторонники взглядов: «Выдам замуж/женю, тогда можно и вздохнуть». Результатом этой размытости границ часто становится противоречие: с одной стороны, с 18-20-летнего человека требуют взрослых решений, а с другой, — не дают возможности самостоятельно управлять своей жизнью. Да и взрослые оказываются в растерянности: когда их ребенок перестает быть подростком?

В разные времена в различных культурах люди пытались решить эту задачу. И чаще всего проводили границу искусственно, с помощью обрядов и ритуалов. Например, в большинстве племен Австралии и Африки есть ритуал инициации. Как правило, драматургия ритуала построена на преодолении опасности, угрозе жизни, часто на умирании, через которое нужно пройти для перехода в другое качество. Это умирание детства и рождение зрелого человека. В строго определенном возрасте ребенок проходит инициацию и с этого момента официально считается взрослым.

В нашей культуре таких обрядов нет, поэтому каждая семья вынуждена искать ориентиры сама. Что может стать симптомом взросления? «Юный индивид, — написала однажды известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто, — выходит из отрочества, когда тревога за него его собственных родителей не производит на него тормозящего действия. То, что я говорю, не слишком приятно для родителей, но это та правда, которая поможет им ясно увидеть картину: их дети стали взрослыми. раз они способны освободиться от родительского влияния, думая про себя приблизительно следующее: „Родители есть родители, их не меняют, да я и не стремлюсь их поменять. Они не принимают меня таким, какой я есть, тем хуже для них. я от них ухожу“. И уходят без всякого чувства вины. В этот момент резкого перелома большинство родителей склонны обвинять своих детей, поскольку те заставляют их страдать. Тревога родителей растет: „Что с ними будет, ведь у них нет никакого опыта?..“ — и так далее, и тому подобное».

Заменой ритуала инициации сегодня может стать, по мнению Франсуазы Дольто, некий юношеский проект, мечта, осуществление которой связано с серьезным усилием и даже иногда с опасностью. Самому заработать деньги, совершить необычное, даже рискованное путешествие — мечты об этом говорят о том, что подросток находится в переходной фазе от отрочества во взрослое состояние. И от поведения взрослых в этот момент зависит то, как этот переход пройдет. Лучше всего эту мечту подпитывать, а не противоречить ей. «Если у подростка есть какой-нибудь проект, — говорит Дольто, — пусть даже долгосрочный, это его спасет. Нужно, чтобы что-то питало его замыслы. Это то, что делает ожидание терпимым, когда ты в чистилище юности, в состоянии бессилия и экономической зависимости…»

Чем старше становится ребенок, тем меньшее место в его жизни должно занимать послушание и тем большее ответственность.

Что подразумевает ответственность?

1. Человек сам принимает решение о том, что что-то необходимо сделать, сказать, уточнить, предпринять.

2. Желание действовать возникает внутри него после осознания, что так нужно, так правильно.

3. Он доводит дело до конца – не по приказу, а по собственной воле.

4. Он анализирует предыдущий опыт, оценивает риски, стремится выполнить обещание.

5. Он с готовностью несет ответ за свои деяния, понимает цену своих решений, осознает их последствия.

Тренировать эту черту стоит даже в самом юном возрасте. К примеру, можно предлагать ребенку дела на выбор, с условием, что он доведет их до конца.

«Чем бы ты предпочел сейчас заняться – уборкой, сортировкой конструктора, выпеканием печенья, подготовкой открыток для бабушек и дедушек?».

От родителей в этом случае – лишь подсказки, как правильно выполнить задание, и обеспечение чада необходимыми инструментами. Поверьте, выполненное дело и похвала мамы вызовет в нем гордость и уверенность в своих силах!

Также ребенка можно подталкивать к принятию верных решений. После веселых игр с пластилином и красками спросите: «Как думаешь, а что нам следует сделать теперь?». Выразительно оглядите беспорядок и подождите, пока мысль сама родится в голове у малыша.

Почаще говорите ребенку и окружающим, какой он у вас самостоятельный, как вы ему доверяете. Транслируйте свою уверенность в том, что он способен принимать решения и действовать правильно не из-под палки, а по собственному разумению.

Обучение жизненным навыкам

О том, что формирование ответственности связано не волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» — прим.ред.):

  • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.
  • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.
  • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

От 0 до 2 лет — малыши еще не умеют связывать свои поступки с наступившими последствиями. Они ориентируются на положительную или отрицательную реакцию окружающих и со временем запоминают, как поступать нельзя. Настоящей ответственности, например, за порядок в комнате, пока нет и требовать ее бессмысленно.
От 2 до 3,5 лет — на этот возрастной период обычно приходится «кризис 3-х лет». Поведение детей меняется: они капризничают, бунтуют, отказываются от привычных дел. Зная запреты, они, тем не менее, нарушают правила, испытывая взрослых в семье на прочность. Не пугайтесь! Это не значит, что время упущено, и малыш вырастет безответственным. Просто четко обозначьте границы дозволенного и не отступайте от установленных правил, даже когда ваше чадо пытается добиться желаемого при помощи крика. Если нельзя есть сладкое перед обедом сегодня, значит всегда нельзя. Кризис закончится, и вы увидите, как изменился и повзрослел ваш малыш.
От 3,5 до 5 лет — возраст, направленный на формирование ответственности детей. Признавайте самостоятельность малыша в некоторых вопросах. Например, зонами ответственности могут быть: уборка игрушек, выбор одежды утром по погоде, помощь маме в различных делах, кормление питомца, уход за цветком.
От 5 до 7 лет — дошкольник постепенно становится все более ответственным за свои действия. Он уже понимает, какие поступки вызовут одобрение

Нужно расширять обязанности, давать посильные поручения по дому, на даче, объяснять важность бережного отношения к природе, чужим вещам.

Воспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности. Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».

Важно! Не упустите момент появления инициативности

В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое

Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права

Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло

Отказать или согласиться завести животное в доме – вот в чем вопрос

С самого начала процесса уговариваний ребенка завести котика или собачку, а именно так все и будет происходить (“ведь у всех одноклассников есть уже животные”), родителям необходимо отключить эмоции и эгоизм. Другое дело, как подойти к вопросу о необходимости принятия животного в свой дом, и на каком остановить свой выбор.

Разговор по душам

Попытайтесь выделить время и провести с ребенком беседу на тему: зачем именно ему потребовался питомец. Ни в коем случае не отмахивайтесь от сына и дочери, ведь некоторые дети действительно привязаны к животным, а в будущем становятся отличными ветеринарами, дрессировщиками или даже работниками зоопарков

Долг родителей – вовремя развить талант и поддержать своего ребенка.
Если же малыш или подросток просто повторяет за сверстниками, и не осознает всей важности решения, то придется объяснить, что собака и кошка, хомяк и рыбки, попугаи – это не просто забавные существа, а живые организмы, которым нужно уделять очень много сил и времени.
Еще одна причина – ребенку катастрофически не хватает внимания, ему одиноко по разным причинам. Он ищет друга и “родственную” душу, чтобы гладить и обнимать, чувствовать верность и любовь.
В этом случае маме и папе срочно необходимо подумать, не пора ли отложить в сторону дела и заняться своим самым близким человеком: сходить на прогулку, почитать вместе книгу, просто попить чай на кухне и посекретничать

В этом случае, возможно, и животное не будет так необходимо. Малыш просто почувствует себя нужным в семье.

Если все же чадо упорно твердит, что без питомца жить больше не может, а в глазах стоят слезы и мольба, то придется родителям перейти к следующему этапу.

Ошибка № 1: ни в коем случае не говорите малышу: “Мы тебе купим собаку, а ты не будешь ей заниматься. Хомяки храпят, а морская свинка дурно пахнет. Ты за собой не можешь убрать, куда тебе еще животное”.

Такими фразами вы лишаете детей возможности прожить и получить свой опыт, понять: что же такое – домашнее животное? А еще вы подсознательно составляете своему чаду сценарий неудачника и неряхи.

Выбираем животное

В этом вопросе поможет интернет или книги. Следует рассмотреть все варианты, которые сможете осилить: собаку большой породы или только совсем маленького хомячка. Начните с небольшого животного, которое не потребует огромных усилий, особого дополнительного внимания и больших затрат.
Прочитайте вместе с ребенком всю возможную информацию про зверька или птичку: стоимость, прививки и кормление, размножение, поведение. Иногда это интересно даже серьезным взрослым, а заодно проведете лишний час с сыном или дочерью.
Здесь желательно выбрать твердую позицию, если вы впервые решили приобрести живность в дом. Не следует выбирать дорогостоящих животных редких пород, требующих особого ухода, или же просто опасных для детей (собаки бойцовские, экзотические животные). Остановитесь на таком животном, чтобы ребенок смог с ним гулять на улице и убирать за ним.
Выучите повадки и режим дня будущего питомца

Важно, впишутся ли новые хлопоты в распорядок домочадцев в квартире. Даст ли питомец выспаться ночью перед рабочими буднями

Есть много животных, которые не спят по ночам, потому что природой это время суток предусмотрено для охоты (например, все та же шиншилла).
Всю калькуляцию, стоимость клетки, поводка, корма обговаривайте с ребенком: он должен научиться понимать, что животное – это немалые затраты, и вы готовитесь принять в дом не игрушку, а члена семьи.

Ошибка № 2: не относитесь к приобретению животного, как к похоронам. Таким образом вы манипулируете ребенком и заставляете его чувствовать себя виноватым. Постарайтесь объяснить, что будет трудно привыкнуть, но вы будете вместе заботиться о зверьке и все получится.

Важно: на вас, как на взрослом, лежит двойная ответственность. Если отношения у малыша и зверька не сложатся по каким – то причинам, именно вы должны подумать, что с ним дальше делать

Есть ли место, где его примут, ведь животное не должно страдать. Но эту мысль озвучивать сначала не нужно.

Забота — как первооснова ответственности

К сожалению, ответственность – не врожденное чувство и даже не привитое, а именно воспитанное, причем таким образом, чтобы человек сам хотел ее ощутить и проявить. Психологи определяют ее как искреннее (!), абсолютно добровольное, самостоятельно осмысленное действие, или решение за что-то либо кого-то нести ответ, проявлять заботу, быть готовым к тому, чтобы взять вину за проступок на себя, и достойно принять награду за достижение и успехи (и в первую очередь – моральное вознаграждение). А как воспитать ответственность у ребенка, чтобы он таким вырос?

Это чувство может родиться и развиться только тогда, когда человек постоянно имеет перед глазами пример, подтвержденный поступками. Поэтому прежде, чем воспитывать, а тем более ждать проявления ответственности у ребенка, покажите и докажите ему ее необходимость. Самый простой способ – забота о своем малыше – искренняя и неподдельная. Первый и самый, пожалуй, важный шаг к воспитанию и осознанию ответственности – осмысление ребенком своей ценности и необходимости.

Как воспитать ответственность у ребенка на примерах

Человек, никогда не испытывавший заботу, просто не в состоянии проявлять ее по отношению к другим. Но при этом она должна быть положительно-мотивационной. Как воспитать ответственность у ребенка? Проще всего это пояснить на таких примерах-сравнениях:

  • ребенок, желая побыстрее перейти дорогу, не смотрит по сторонам. Одна мама при этом дергает его за руку и кричит, что есть мочи: «Недоумок! Вытаращил глаза, а по сторонам не смотришь! Тебя же могли задавить! А человеку потом отвечать!». Вторая: «Малыш, подожди, нужно сначала посмотреть влево, затем – вправо, и только если там нет подъезжающих машин – перейти. Иначе всем будет очень больно и плохо!»;
  • карапуз, увлеченно рисуя красками, весь извозился, да еще и потянулся к братику или сестре, не выпусти из рук кисточку. Реакция первой мамы: «Извозюкался как свинтус! Немедленно брось кисточку и вымой руки!» Второй: «Котенок, осторожней, ты можешь капнуть краской на сестренку/братика. Как ты считаешь, ему/ей это понравится?»
  • малыш поймал в траве ящерицу и, желая разглядеть ее повнимательней, растягивает во всю длину. Мама номер один возмущенно кричит: «Выкинь эту гадость немедленно! Еще укусит или какая-то зараза прицепится». Номер два: «Солнышко, она живая, маленькая, будь осторожен – не делай ей больно».

И та, и другая мама проявляет заботу. Вот только первая полностью демотивирует своей заботой малыша, убивая в нем возможность сопереживать, отвечать за самого себя. Вторая – мотивирует ответственность: пойми и осознай, как твой поступок может повлиять на ситуацию. Если ты будешь немилосерден, невнимателен и не станешь отвечать за то, что сделал. В первом случае малыш вынуждено подчиняется. Будучи абсолютно убежден, что его не любят – постоянный грубый запрет, воспринимается именно как отрицание любви. Во втором он, принимая любовь, учится любить.

Что такое ответственность и как развивать её в ребенке?

Ответственность не рождается вместе с человеком. Это понятие определяется как совершенно добровольное, а главное – искреннее, вполне осмысленное признание необходимости (!) за кого-то или за что-то отвечать, о ком-то или о чем-то заботиться, готовность взять на себя вину за промахи, принять вознаграждение (прежде всего, моральное!) за успехи.

Нужно знать:

Как воспитать лидера в ребенке

И рождается оно только в том случае, когда человек имеет пример такой заботы. Цветок не произрастает на пустом месте – нужно зерно, которое может дать росток, и благоприятная среда для его развития.

Чувство ответственности у детей развивается с осознания своей ценности:

  1. Человек, не знающий, что такое искренняя забота, не может подарить её другим.
  2. Забота должна подтверждаться положительными мотивационными посылами.

Если с первым пунктом все более-менее понятно, по второму может возникнуть вопрос: какая разница, как смотивировать поступок ребенка, лишь бы результат был положительным? Разница большая. Судите сами:

Малыш, заигравшись в песочнице, начинает разбрасывать фонтаном песок из ведерка, попадая им в других детей. Реакция родителей:

Правильная

– Сынок/доченька, аккуратнее, ты можешь попасть в глазки ребятам и себе глаза засыпать. Будет очень больно.

Ошибочная

– Ты что творишь?! Прекрати сейчас же!

Сынишка/дочурка, с аппетитом съев шоколадку, тянется грязными руками к соседу по столу что-то шепнуть. Родительская реакция, воспитывающая ответственность:

Правильная

– Солнышко, ты можешь испачкать Лизу/Ваню/Петю. Как ты думаешь, ей/ему будет приятно?

Ошибочная

– Испачкался, как свинья! Немедленно вытри руки!

Дитя, поймав бабочку, тянет её крылышки в разные стороны, чтобы внимательно их рассмотреть. Родители, воспитывающие чувства ответственности, говорят:

Правильно

– Осторожнее! Ты делаешь ей больно – крылья у бабочки, как у тебя руки. Она чувствует точно так же, как и ты, и без пыльцы на крыльях никогда больше не сможет летать.

Неправильно

– Брось! Вон уже все руки перепачкал. Еще аллергия будет!

Забота? Да. И в том, и в другом случае. Вот только в первом случае забота – мотиватор, помогающий воспитать даже в самом маленьком человеке ответственность, милосердие, чувство осознания поступка, сопереживания и ответа за свои действия. В другом – забота – демотиватор, напрочь отбивающий способность держать ответ не только за окружающих, но и за самого себя. Ребенок не думает, ему некогда. Он просто подчиняется приказу, даже не анализируя его. При этом твердо убеждается: «Раз мне постоянно все запрещают – меня не любят».

Когда передать ребенку ответственность

Существуют распространенные родительские заблуждения относительно того, когда можно доверить ребенку самому регулировать ту или иную сферу его собственной жизни. Множество мам и пап откладывают этот момент как минимум до школы. Несколько реже самостоятельность ребенка откладывается до подросткового возраста, а после и вовсе до момента наступления финансовой самостоятельности: «вот начнет зарабатывать, тогда пусть и решает, что покупать!»

Для родителей это довольно удобное решение, но чем дальше отодвигается срок «передачи полномочий» тем меньше у ребенка желаний их брать.

Формирование ожиданий

Упрекая ребенка в безответственности, мы выдаем самосбывающееся пророчество. Дети очень верят родительским ярлыкам и стараются соответствовать. Если парень постоянно теряет варежки, забывает на площадке машинки, не помнит, куда дел пластмассовое ружье, вместо того, чтобы придумывать рифмы к «растеряше», помогите ему. Изобретите секретные приемы суперагентов, которые осматривают песочницу, покидая ее, загибают пальцы, пытаясь сосчитать варежки или оборудуют свои автомобили веревочками, которые можно связать с ботинками. Если ребенок умеет читать, потренируйтесь в составлении списков, расписаний и нумерованных пунктов «что я проверяю перед выходом на улицу». В общем, вместо порции осуждения программируйте решения проблем.

Как воспитать ответственность у ребенка и с какого возраста начинать

С какого именно возраста нужно начинать воспитывать чувство ответственности? С двух лет. Как правило, именно к этому возрасту кроха может давать себе отчет, что поступок взаимосвязан с последствием – имеет навыки первичного анализа. До двух лет он только наблюдатель родительской реакции на то или иное свое действие.

Но это совсем не обозначает, что на ребенка сразу нужно сбрасывать груз «должен, можешь, нужно». Как воспитать ответственность у ребенка? Его самосознание лишь в начальной стадии, и настолько хрупкое, что его можно сравнить с первым льдом. Добавьте ему крепости: расставлением точных и верных акцентов, примером (в том числе и сказочно-мультяшным), терпеливо-спокойным разъяснением. И даже если его реакцией на ваши старание будет противодействие (а оно обязательно будет – дети так устроены: проверять сказанное обратным), вам нужно спокойно и точно разграничить (и делать это ежечасно и ежедневно) черту между:

  • хочу-могу;
  • приемлемо-плохо.

Например, стало интересно, почему это нельзя собаку или кошку тянуть за хвост – потянул – цапнула. Объяснить: ей было больно – стало больно тебе, она испугалась – теперь тебе страшно. И делать это нужно не поглаживая малыша: «ты мой бедненький». А спокойно, и твердо: действие порождает следствие (обязательно обняв его, прижав к себе и подув на ранку).

Как воспитать ответственность у ребенка? Активизировать воспитание чувства ответственности следует с 3,5 лет. С этого возраста ребенку уже можно и очень нужно давать посильные ему поручения. Как вариант: «Назначаем тебя ОТВЕТСТВЕННЫМ за сбор тарелок», «ты, как самый главный и аккуратный ОТВЕЧАЕШЬ за цветочек на подоконнике». И обязательно похвалить: «Как быстро же ты справился!», «Цветочек даже позеленел от счастья. А все потому, что ты его полил».

Не донес тарелку, пролил воду – не спешите ругать! Малыш – не робот, все сделать точно и с первого раза ему трудно. Подскажите и покажите, как нужно, дополняя объяснение примерно такой фразой: «как ты думаешь, если мы вытрем воду, чтобы никто не поскользнулся, будет лучше или пусть так останется?». Крохе необходим выбор – осознанное понимание.

Начал — выполни

Когда ребенку исполнится 5 лет, нужно ввести в его сознание слово «должен». Самый простой пример: начал дело – должен довести его до конца, дал кому-то слово (пообещал держать ответ) – должен его выполнить. Хороший помощник в этом деле – сказки. В ней главные герои всегда держат слово.

Как это сделать на практике? Посадите с подросшим малышом какое-то зернышко или луковичку, мотивируя его взять на себя ответственность по уходу за подрастающим растением. Наблюдайте, как он это делает, но не вмешивайтесь.

Если растение по каким-то причинам не вырастает или болеет, не спешите ругать малыша, дескать вовремя не полил, землю не разрыхлил… Поддержите его, подчеркивая, что вы ничуточки не сомневаетесь, полностью уверены, что у такого ответственного человечка все получится, «вот только здесь немножко подправим, и там я тебе помогу – так ведь будет лучше, да?». Он сам должен понять, насколько растение от него зависимо.

Роль родителей в формировании ответственности

Если вы желаете научить ребенка ответственности, для начала воспитайте в нем самостоятельность. В эпоху чрезмерной опеки (мир действительно стал опаснее, с этим не поспоришь), родители дают детям все меньше свободы воли.

Чадо привыкает, что уборку и осеннюю поделку за него делает мама, а проект в школу и задание по физике – папа. С уроков его заберут на автомобиле, дома – накормят вкусным готовым ужином.

А в случае конфликта со сверстниками родня мгновенно прибежит разбираться – кто обидел нашего крошку?

Едва ли такой попустительский и чрезмерно заботливый подход научит малыша ответственности.

В конце концов, чадо привыкнет сидеть у вас на шее: все мы видели взрослых мужчин, живущих с мамами, работающих из-под палки и совершенно не самостоятельных на личном фронте.

Ответственность за свои поступки рождается вместе с независимостью, свободой воли и самостоятельностью. Постоянный контроль и готовность снимать с ребенка любые обязанности – вот главные враги этого процесса. А лучшим другом становится личный пример.

Действия родителя должны быть последовательными. Если школьник пообещал, что сделает уборку после прогулки с приятелями, значит, вечером ему выдается веник и совок.

И пока порядок не наведен – никаких ужинов, мультфильмов и прочих развлечений. За свои слова, обещания, клятвы ребенок учится нести ответ делами.

Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

Обратная связь с положительными эмоциями

Никогда не оставляйте без внимания ответственный поступок малыша. Похвала творит чудеса – у ребенка просто вырастают крылья вдохновения!

Частая ошибка родителей – заострять свое внимание на критике и относиться к хорошим поступкам, как к обычной норме.

Учитесь замечать даже самое незначительное событие в жизни вашего чада (но это – для вас, а не для ребенка). Малыш принес рисунок из детского сада, который нарисовал для вас – похвалите его и в кругу семьи обсудите, как замечательно он это сделал (например, за ужином). Повесьте результат его творчества на самое видное место. Подчеркните, как бережно обращался ваш юный помощник со своей младшей сестричкой. Вообще возьмите для себя за правило оставлять вечером несколько минут для подведения итогов прожитого дня, но только с положительными эмоциями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий