Как общаться с ребенком, чтобы избежать конфликтов

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят

Кричит значит любит?

Проблемы в отношениях подростка и его взрослых появляются как раз потому, что они близкие люди и всё их общение связано с эмоциями. При этом намерения у родителей действительно всегда добрые — защитить, подстраховать, научить, обеспечить твоё будущее. То есть если родители не пускают с друзьями в поход с ночёвкой, это означает, что они за тебя волнуются. И жизненный опыт вполне чётко подсказывает им, чего опасаться.

Учись отделять эмоции, считывать намерение и понимать, чего на самом деле хотят близкие тебе взрослые. Не было бы 90% конфликтов, если бы люди знали и держали в голове вот эту формулу:

Повторю: намерение всегда позитивно! А вот действие и значение этого действия для нас могут быть негативными.

Например, ты задержался и не позвонил, потому что телефон разрядился. Из-за этого дома был скандал (действие), и ты тоже разозлился (значение). Но реагировать надо было на намерение: мама боялась, что с тобой случилось что-то плохое, а она не может помочь, ведь даже не знает, где ты.

Чтобы погасить конфликт и избежать его повторения в будущем, стоило сказать так: «Мам, я понимаю, что ты переживала. И тоже тебя люблю. Да, с мобильным получилось глупо. Это больше не повторится, я обязательно буду звонить, в крайнем случае с чьего-нибудь телефона».

То есть вслух проговори позитивное намерение и способ решения проблемы:

Понимаю, что вам это важно, потому что…
Я собираюсь сделать…

С понимания намерения начинается улучшение отношений. Поэтому первым экспериментом будет такой: вспомни недавний любой и неприятный разговор с родителями и подумай, а что они на самом деле пытались сказать? Реагируй не на действие и слова, а на намерение. Если получится, обсуди с ними ту ситуацию, проверь, правильно ли ты понял.

Домашнее задание. Вообще, понимать истинное намерение — меганавык. Его надо отрабатывать. Попробуй привести пять примеров, когда ты или твои знакомые делали нечто, что другие воспринимали негативно, и запиши, какое позитивное намерение могло стоять за этим действием.

Намерение Действие Значение
     

Что такое хорошее правило для ребенка?

Правило должно быть понятным и четким, чрезмерные объяснения и многословность ни к чему. Не нужно говорить ребенку пяти лет: «Ты можешь смотреть телевизор полчаса, потому что, если просидишь перед экраном дольше, слишком увлечешься и не услышишь, как я зову тебя ужинать. Ты сам знаешь, что нельзя много смотреть телевизор». Лучше сказать: «Можешь посмотреть одну серию твоего любимого мультфильма».

Во-вторых, хорошее правило должно учитывать возраст ребенка: избегайте завышенных требований или, наоборот, ограничения самостоятельности.

Правило должно быть выполнимым. Кроме того, оно не должно запрещать: правила — это пространства свободы, в рамках которых дети и подростки должны двигаться самостоятельно, осознавая границы. Бессмысленно говорить шестилетнему ребенку «Сейчас мы пойдем в парк, но ты ни в коем случае не должен вспотеть», если на дворе лето, светит солнце, а ребенок собирается играть в мяч с друзьями.

Правило — это не команда: «Пошевеливайся!», «Ешь!», «Садись за уроки», а то и «Спи!». Подобные слова активируют в ребенке желание сопротивляться. В таких ситуациях возникают споры, из которых родителю сложно выйти победителем.

Правило — не то же самое, что запрет. Запреты особенно важны для детей младшего возраста: «Это нельзя трогать», «Сюда нельзя ходить». Пока ребенку не исполнилось два или три года, именно запреты позволяют ему понять, что можно, а чего нельзя делать.

И, наконец, правила и уговоры — это разные вещи. Не нужно настаивать, убеждать, а то и упрашивать, как это порой случается. Когда родитель податлив и не может ни в чем отказать, дети воспринимают это как неспособность действовать соответствующим образом. «Ну пожалуйста… Давай же… Одевайся, мы уже опаздываем… Ну же, не серди меня». Обычно именно этим все и заканчивается: родитель оказывается очень рассержен.

Способы уклонения от конфликта

Перекладывание ответственности. Если произошла ситуация, в которой мнения родителя и ребенка разделились, стоит дать ему право совершить поступок и пожинать его плоды собственной деятельности. Такой метод не только не вызывает протеста, но и имеет воспитательный момент. Строптивец убеждается в ошибочности своей затеи и в следующий раз прислушивается к старшим.

Игнорирование. Часто дети доставляют неприятности только затем, чтобы посмотреть на реакцию. Худшее, что может быть – не получить ее. Абсолютное безразличие к плохому поведению обладает целительным эффектом. Ребенок отказывается от неправильной модели, так как играть спектакль не для кого. Главное – держаться, не выражать интереса ни мимикой, ни даже взглядом. Стоит включить в игру и других членов семьи – бойкот должен быть общим. Завершить его можно только после того, как ребенок перестанет плохо себя вести. После этого обязательно нужно похвалить чадо – положительная модель поведения будет закреплена.

Уход от конфликта. Еще одна разновидность игнорирования – перемещение в другое место. В случае если ребенок капризничает, необходимо просто встать и уйти. Это покажет чаду, что манипуляция – вещь непозволительная и терпеться не будет. При этом нельзя забывать о безопасности и краем глазом наблюдать за ним.

Переключение внимания. Если конфликт только в начальной стадии, можно попробовать отвлечь ребенка, пока его каприз не превратился в истерику. Для этого необходимо напрячь фантазию – придумать игру, показать интересную вещь или рассказать историю.

Предложение альтернативы. Чтобы избежать нежелательного поведения, нужно дать что-то взамен. Так справедливость будет восстановлена, и чадо не найдет причин для возражений. К примеру, если энергия требует выхода через бросание вещей, можно поиграть в мяч.

Физический контакт. Если агрессия достигла пика и в ход пошли кулаки, лучшим выходом будет демонстрация твердости и силы. Ни в коем случае нельзя бить в ответ – напротив, рекомендуется заключить ребенка в объятия. На первых порах это вызовет еще больший протест, но скоро злость уйдет. Показание стойкости и спокойствия подействует волшебным образом.

Положительные моменты. Психологи советуют: критикуя, сначала нужно похвалить, так замечание не вызовет негативных эмоций. Это правило необходимо применять и с детьми

Акцентируя внимание на недостатке, стоит перед этим упомянуть о достоинстве. Так ребенок будет сотрудничать, а не воспринимать всё в штыки.

  Воспитание детей – дело не простое

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Хочу или должен?

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный и даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи.

Например, у нас всегда есть выбор. Делать или не делать и как именно делать. Ты недавно научился выделять позитивное намерение и не реагировать истерикой на неудачные формулировки взрослых. Поэтому вполне можешь разобраться и с тем, что ты обязан делать. Давай расшифруем несколько привычных реплик родителей.

  1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твоё будущее».
  2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
  3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пёс тоже живой, и он по тебе скучает».
  4. «Ты должен слушать, что тебе говорят» = «почему ты упираешься, когда я пытаюсь о тебе заботиться?».

Согласись, в виде намерений эти слова воспринимаются совсем по-другому и выглядят более справедливыми. Кое с чем даже можно согласиться. То есть за каждым «должен» через позитивное намерение родителей вырастает твоё «я хочу».

Например «должен хорошо учиться» вполне согласуется с нормальным человеческим желанием заниматься интересным делом, зарабатывать выше среднего, иметь друзей, с которыми интересно. Все эти бонусы, а по большому счёту возможность выбирать свою жизнь, даёт хорошее образование. Звучит пафосно, конечно, но это правда.

Домашнее задание. Поэтому выполни следующее упражнение. Слева я собрала типичные «должен», а твоя задача — написать справа, почему этого можно хотеть.

Кстати, родители на обращённые к ним «должны» и «обязаны» реагируют точно так же, как ты. Поэтому последний эксперимент будет таким: научись просить, не используя эти слова. И оцени результат.

Ошибки родителей при разрешении конфликтов

В поиске виноватых многие родители ведут себя некорректно. К таковым действиям взрослых относят:

  1. Необъективность. Взрослые уверены, что их чадо не могло поступить неправильно, и защищают его. Так, вы разовьёте в ребёнке безнаказанность. Будьте справедливы, и не оправдывайте малыша, если виновен именно он.
  2. Запрет на общение. Ссора не должна стать поводом для запрета. Дети постоянно ругаются, мирятся, а иногда и дерутся – это всё варианты нормы. Следует воздерживаться от общения только с асоциальными детьми.
  3. Навязчивое вмешательство. Разрешать разногласия нужно только в случаях, когда это действительно требуется. Во многих ситуациях дети сами находят решение. Ваша задача – подсказать, дать совет, как помириться наилучшим образом.
  4. Полное доверие. Как бы странно это не звучало, но детям нельзя доверять. Они прекрасные манипуляторы, и умеют показать происходящее, как выгодно им. Поэту прежде, чем принять решение, полностью убедитесь в правоте ребёнка.
  5. Публичную критику. Если вы станете отчитывать чадо в присутствии неприятеля, но воспримет это как предательство (ведь вы всегда должны быть на его стороне). Поэтому скажите жалобщикам, что ваше чадо исправится и вы поговорите с ним дома, а также не позволяйте другим людям ругать вашего ребёнка.

Не приучайте детей сразу бежать к вам при малейшей ссоре. Так, они вырастут ябедами, которых не любят в детских коллективах.

Правила избегания конфликтов

Несколько важных советов. Следуйте им, и сможете избежать конфликтов:

Всегда принимайте решения на трезвую голову. В них не должны превалировать эмоции. Бывает, что в приступе раздражения и негатива человек наговорит много лишнего или даже допустит определённые поступки, а затем начинает жалеть об этом. Негативные эмоции — путь в никуда
Недаром на Востоке при обучении тому, как избежать конфликтных ситуаций такое внимание уделяется умению контролировать себя и свои чувства. Думайте о решении проблемы, а не решайте её на пике эмоционального всплеска
Берите пример с восточных монахов — всегда спокойных и рассудительных.
Не накручивайте себя. Живите в соответствии с восточной мудростью: «Чем меньше думаю — тем более счастлив». Вспомните ситуацию, когда вы сами сочинили себе проблему, накрутили себя, обиделись да ещё и раздули из этого конфликт. Не нужно слишком много думать о проблемах. Иначе вы не только не сможете придумать, как решить конфликтную ситуацию, но и можете надумать себе цепочку несуществующих событий, а потом преувеличить их до вселенских масштабов и в это поверить.
К примеру, ваш партнёр по бизнесу опаздывает на встречу, вы не можете с ним связаться и начинаете строить различные предположения о ситуации и обвинять его в чём-либо. Но ведь все эти обвинения строятся на надуманных версиях. Ведь вы не знаете настоящих причин опоздания. Возможно, этот человек вовсе не виноват

Не стоит нервничать раньше времени, ведь это неразумно и может спровоцировать ссору.
Важно правильно выбрать момент. Если вы чувствуете, что собеседник не в духе и у него плохое настроение, не лезьте ему под горячую руку с разговорами

Подождите до завтра. К тому же любые переговоры лучше проводить после обеда. К этому времени человек успеет пообедать, отдохнуть, наладить работу. А договариваться лучше с сытым, а не с голодным товарищем.
Узнайте причину, а не следствие. Нам всем неприятны конфликты. Но мы не всегда задумываемся о том, что стало причиной такого поведения человека? Старайтесь проанализировать ситуацию и ваши отношения с этим человеком в целом, чтобы понять, как избежать с ним конфликтов.
Будьте здесь и сейчас. Не зацикливайтесь на прошлых воспоминаниях. Не нужно упрекать человека в том, что уже прошло, вспоминать ваши прошлые обиды на него. Это лишь разогреет ваш теперешний конфликт. Отнеситесь к ситуации рационально. Прошлое уже в небытии, и в нём ничего нельзя изменить, а будущего мы не знаем. Повлиять можно только на текущую ситуацию и ничего, кроме «сейчас», не существует.

Не скапливайте проблемы. Решайте сложности по мере их поступления. Не копите переживания и обиды. Сразу всё обговаривайте, решайте и договаривайтесь. Иначе проблемы превратятся в снежный ком, который, в конце концов, свалится вам на голову, обсыпав холодом неприятных ситуаций и конфликтов.
Не таите обиды. Не вынашивайте план мести, не надумывайте ничего. Научитесь спокойно и без эмоций обговаривать спорные моменты. Это избавит от ненужных домыслов и поможет наладить отношения.
Не оскорбляйте. Это самое низкое, что может быть. Если человек оскорбляет собеседника — он проявляет слабость и неумение доказать свою позицию. Оскорбляет тот, кто понимает, что неправ и не находит других способов показать превосходство, кроме как наговорить гадостей. Оскорбления станут почвой для нового конфликта, ими вы ни в коей мере не решите ситуацию.

Следите за тоном. Обидеть могут не только слова, но и интонация. Следите в каком тоне вы говорите. Не подкалывайте, не язвите, не высмеивайте какие-то качества — вашему собеседнику это точно не понравится. Всегда ставьте себя на место другого и ведите себя с ним так, как вы хотите, чтобы вели себя с вами.
Не впадайте в истерику. Это разновидность манипуляции другим человеком. Даже если конфликт прекратится в этот момент, то вызвавшая его проблема не решится, и в результате всё останется, как было.

Самое важное в конфликтных ситуациях, в которых претензии предъявляют обе стороны — сохранить компромисс. Обе стороны должны уступить, изменить своё представление о ситуации и найти такой вариант решения проблемы, который устроил бы обоих

Перечисленные основные советы, как избежать конфликтов (правила), дадут вам верное решение возникшей проблемы.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Скажи по-другому

Наблюдая за людьми, я удивляюсь: они хотят получить разный результат, совершая одно и то же действие. Например, человек что-то сказал, но не получил желаемой реакции. Он повторяет то же самое, но уже громче. Опять не работает.

В третий раз он уже кричит. Как будто чем громче, тем понятнее. Возможно, если в первый раз эффекта не было, стоит переформулировать послание? Нарисовать схему, показать видео, найти готовый пример?

Как научиться переформулировать? А ты уже умеешь. Давай убедимся в этом.

Представь, что нужно рассказать группе детей в детском саду сказку «Репка», причем так, чтобы она запомнилась на всю жизнь. Что для этого необходимо? Сто раз повторить текст? Боюсь, дети сказку возненавидят. Так бывает с некоторыми знаниями, которые дают в школе, — педагог просто повторяет по сто раз одно и то же, а эффекта нет.

Давай попробуем по-другому:

  1. Сказку можно прочитать.
  2. Нарисовать комикс.
  3. Поставить спектакль.
  4. Сделать макет из пластилина.
  5. Снять мультик.
  6. Посмотреть мультик.
  7. Поставить оперу.
  8. Провести эксперимент, реально посадив репку.

Как думаешь, в таком случае дети запомнили бы сказку? 100%!

Домашнее задание. Возьми любую тему, которую тебе сложно объяснить родителям: чем сноуборд лучше горных лыж; что хорошего в рэпе; почему YouTube — окно в мир. А теперь презентуй её родителями пятью разными способами, чтобы донести свою точку зрения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий