7 ситуаций, при которых родители поощряют плохое поведение детей

Почему родители становятся такими?

Взаимодействие токсичного родителя и его «жертвы» – это не что иное, как отношения созависимости. Об этом подробно изложено в книге Сьюзан Форворд «Токсичные родители». Популярный американский психолог подняла остро стоящую проблему эмоционального и физического насилия над детьми в 1989 году, раскрыв все ее аспекты в своем издании. На его станицах Форворд не только подробно описала причины формирования токсичной личности, но и предложила ряд эффективных техник по борьбе с «тяжелым» родителем.

Как показывают исследования психологов, родители вредят собственным детям чаще непреднамеренно. За исключением запущенных случаев, практически никто из них не ставит своей целью сломать судьбу своему чаду. Комплексы и неправильные психологические установки они взращивают в потомках потому, что когда-то в качестве жизненного сценария получили их сами.

Механизм формирования абьюзера (морального садиста) запускается в ранние годы его жизни, когда установки близких родственников не подлежат анализу и воспринимаются как непогрешимая истина.

Вот основные причины, по которым человек становится плохим родителем:

  • Абьюзер рос избалованным ребенком. В будущем такие родители становятся безответственными, инфантильными и беспомощными, особенно в сложных ситуациях.
  • Абьюзер из неблагополучной семьи. Он не имеет представления о принципах морали, примере нормального образа жизни и здорового взаимодействия с окружающими. Часто такие родители пьют, принимают запрещенные препараты, не брезгуют случайными связями и физически издеваются над детьми.
  • Абьюзер в детстве пережил тяжелую душевную травму, связанную с его родителями. Она сработала, словно щит и стала причиной полного эмоционального отстранения от переживаний детей. Такие люди предпочитают авторитарный метод воспитания, граничащий с деспотичностью.
  • Абьюзер вырос в бедности, других экстремальных условиях или наоборот излишне опекался своими родителями.
  • Абьюзер страдает каким-либо психическим расстройством той или иной степени тяжести.

Из выше изложенного следует вывод: токсичные отношения в семье имеют крепкие и глубокие корни. Бороться с характером родителя бесполезно, особенно, если человек уже в возрасте. После 40-50 лет глубинные установки прочно врастают в психику и могут даже усугубляться. Что остается делать детям? Определить тип токсичной личности и выработать стратегию взаимодействия, которая сгладит острые углы и убережет от дальнейшего развития конфликта.

Истерики — это безобразие!

Ошибочное ожидание: родители считают детские истерики неоправданными, беспричинными, преувеличенными и даже — признаком психического расстройства.

Реальность: примерно 20% двух- и трехлетних детей ежедневно устраивают истерики или рыдают навзрыд, и эта цифра одинакова для мальчиков и девочек. Частые истерики считаются нормальными у детей примерно от восемнадцати месяцев до пяти лет. Приступы плача — это способ, который позволяет ребенку выразить свое огорчение и разочарование, если ему не дали то, что он хотел, или велели делать то, чего он не хотел.

Что делать: если ваш ребенок что-то попросил у вас или захотел что-то сделать, будьте готовы к истерике. Если можете, дайте ему или разрешите, но если не можете, быстро наложите вето и больше не разговаривайте! Разговаривать с ребенком, бьющимся в истерике, все равно что подливать масла в огонь. Если ребенку ничего не угрожает, пусть истерика пройдет своим путем, не вмешивайтесь. Будьте вежливы, забудьте об этом случае и живите дальше!

За ужином дети сидят и едят

Ошибочное ожидание: родители ждут, что маленькие дети будут сидеть за столом, съедят все вплоть до десерта и потом, наевшись, попросят разрешения выйти из-за стола.

Реальность: как ни удивительно, но чтобы спокойно сидеть за столом, ребенок должен приложить значительные усилия. Если малыш голоден, он, как правило, будет сидеть и есть. Если не голоден, то он может выдержать примерно три минуты на год жизни. То есть в полных два года ребенок будет сидеть примерно шесть минут, в три года — девять, в пять лет — около пятнадцати. В один день ребенок съедает все, в другой — может не есть ничего, в зависимости от количества потраченной им энергии.

Что делать: предлагайте ребенку небольшие порции. Разрешите малышам сообщать, что они наелись, и выходить из-за стола. Если ребенок сыт и отказывается от десерта, это нормально! Вы можете вообще убрать десерт из меню и предлагать в течение рабочей недели только здоровую пищу.

Поведенческие расстройства у детей

Иногда аномальное поведение может быть симптомом поведенческого расстройства, которому необходимо внимание врача. Здесь перечислены некоторые из распространённых поведенческих расстройств у детей

Здесь перечислены некоторые из распространённых поведенческих расстройств у детей.

Оппозиционное вызывающее расстройство

Оппозиционное вызывающее расстройство — это разрушительное поведение, которое обычно затрагивает детей. Симптомы этого расстройства включают:

  • Сердитый характер, частые вспышки гнева, низкая самооценка.
  • Враждебность к правилам.
  • Затрагивает других нарочито.
  • Обман.

Нарушение поведения

Дети, у которых нарушение поведения, известны делинквентным поведением и не соблюдением правил.
Типичное поведение:

  • Отказ следовать правилам, установленными родителями или школой.
  • Повторяющиеся прогулы.
  • Попытка злоупотреблять алкоголем, сигаретами и наркотиками в очень раннем возрасте.
  • Всегда готов сражаться.
  • Агрессивно относится к животным и домашним животным.
  • Использование оружия.
  • Часто лежат.
  • Потакать преступным действиям, таким как кража со взломом.
  • Побег из дома.
  • Суицидальные наклонности, хотя и редкие.

Расстройство гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)

Связано с расстройством поведения

Общими характеристиками расстройства являются проблемы гиперактивности, связанные со вниманием, импульсивное поведение у детей и т. д.
Симптомы включают:

  • Проблема в том, чтобы сосредоточиться на одном.
  • Дезориентированы, когда говорят с ними.
  • Трудность запоминания вещей, инструкций, указаний.
  • Невнимательность к деталям.

Недоразвитые социальные навыки

Иногда это называют синдромом Аспергера — узкое расстройство развития.

  • Названный в честь австрийского педиатра Ханса Аспергера, этот синдром обычно является результатом нарушения социального взаимодействия.
  • Точная причина этого синдрома неизвестна. Однако психиатры считают это следствием ряда симптомов.
  • Общим симптомом этого расстройства является трудность в начале разговора в общественных и случайных взаимодействиях.

Расстройства поведения ребёнка становятся более заметными, когда он растёт. Тем не менее, можно определить ненормальное поведение, когда ребёнок является ещё малышом. Это помогает пресечь его в зародыше.

Антисоциальное расстройство личности

Ребёнок, страдающий этим расстройством, может стать безразличным к проблеме другого. Это расстройство усугубляется на более поздних этапах жизни и приводит к незаконной и неэтичной деятельности людей.

Поведенческие проблемы поддаются лечению с помощью методов родительской дисциплины или профессионала. Первым шагом является определение причины проблемы.

Ложь — это очень плохо!

Ошибочное ожидание: родители ждут, что дети в любом возрасте будут всегда говорить правду.

Реальность: почти все — и дети и взрослые — время от времени привирают. По некоторым данным, врут 50% трехлетних, 90% четырехлетних и 70% шестнадцатилетних. Прибавление врунов в группе дошкольников отражает положительный признак — возрастающие интеллектуальные способности. Самая распространенная причина для вранья — это попытка скрыть свои ошибки или плохое поведение.

Что делать: не считайте ложь страшным преступлением. Если вы уже знаете, что ребенок сделал что-то плохое, не загоняйте его в угол глупыми вопросами, чтобы посмотреть, скажет он правду или нет. Умеренно накажите за ложь, если это необходимо

Если ребенок постоянно врет, чтобы скрыть проблемное поведение (например, не делает уроки), важно решить основную проблему, и ребенку больше не придется врать об этом

Плохое поведение — по примеру родителей. Когда поступки важнее слов

Пример 1. Александру 5 лет. В магазине он просит купить ему игрушку. Мама отказывается, ребенок начинает хныкать, клянчить, дуться… Мама чувствует, как в ней закипает ярость. Но бой длится недолго. Мама злится на Александра, ругает его и пытается переубедить, но в конце концов сдается и покупает игрушку.

Пример 2. Мама одиннадцатилетней Кристины страшно злится на дочь и в самом разгаре жаркого спора дает ей пощечину — уже не первый раз. А у Кристины в школе большие проблемы из-за ее агрессивности и частых драк со сверстниками.

Если вы, родитель, допускаете определенное поведение, награждаете за него или сами себя ведете таким образом, ребенок начинает воспринимать это поведение как норму и быстро его усваивает.

Александр понял из опыта, что достаточно подольше поплакать и пообижаться, и мама сдастся и сделает все, о чем он просит, независимо от того, о чем они договаривались до этого. Договоры не в счет, поскольку мама не подтверждает своим поведением то, что говорит. Покупая сыну игрушку вопреки договору, мама Александра, сама того не желая, поощряет плач и хныканье.

Если нежелательное поведение ребенка повторяется, первым делом следует задать себе вопрос: «А что я (родитель) делаю, чтобы укрепить такое поведение?» От криков на ребенка и злости пользы не будет.

С Кристиной также все ясно: ударяя ее в гневе, мама показывает, что бить других от злости — нормально. Так что нет смысла ругать, наказывать и злиться, если Кристина ведет себя со сверстниками так же, как мама — с ней.

Личный пример — самое сильное оружие в руках родителя

И при этом совершенно неважно, что вы говорите, если ваши поступки кричат об обратном. Дети очень чутко реагируют на разницу между первым и вторым, и можете не сомневаться: ваши поступки намного больше влияют на ребенка, чем ваши слова

1 Импульсивность и активность

Большинство здоровых детей непоседливы, любят шумные игры, смех и активные игры. Иногда они могут «заиграться» или на фоне усталости становиться капризными, перевозбужденными, но это, скорее, исключение.

Если все остальное время ребенок ведет себя предсказуемо, а его действия выглядят целенаправленными — все в порядке.

Насторожить должны чрезмерные проявления активности

  • ребенок не может усидеть на месте; 
  • с трудом концентрируется на задаче; 
  • ему часто не удается сосредоточиться на одной деятельности;
  • он постоянно вертится в разные стороны; 
  • хватает все, что попадется под руку без какой-либо цели;
  • во время истерики не может остановиться;
  • дерется при попытках остановить его «бурную деятельность». 

Такое поведение может свидетельствовать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Нарушение диагностируется только в том случае, если основные его симптомы (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) наблюдаются при разных обстоятельствах и проявляются на протяжении полугода. 

Гиперактивные дети отстают в развитии от большинства сверстников, в школе часто испытывают трудности при освоении программы, да и дома они похожи на маленький ураган, что очень выматывает родителей.

Ребенок всегда убирает за собой

Ошибочное ожидание: родители ждут, что ребенок немедленно выполнит их команды: «Убери свою комнату» и «Собери за собой вещи».

Реальность: все дети устраивают беспорядок, но лишь немногие любят убираться. Нормально развивающиеся дошкольники не могут убирать свою комнату без надзора и похвалы. Ко второму или третьему классу ребенок уже может привести комнату в порядок (если ему дать соответствующие инструкции), выполнить то или иное поручение по дому. К шести годам дети могут выполнять простые обязанности, не дольше двадцати минут, и убирать свою комнату по вашей просьбе.

Что делать: ребенку младше четырех лет покажите, как выполнить простое задание, и сначала проделайте все вместе с ним. Составьте наглядный список всех дел, которые вы хотели бы видеть сделанными (что-то вроде плаката с картинками). Похвалите ребенка за выполнение. Для детей более старшего возраста установите еженедельный порядок уборки.

Плохое поведение? Это просто такой возраст

Пример 1. Тетя провела со своей двухлетней племянницей Ланой несколько приятных часов. Они гуляли в парке, и Лана была совершенно счастлива. Настало время возвращаться домой, и тетя сказала: «Пойдем потихоньку». И тут Лану как подменили: она взбесилась, швырялась всем, что попадется под руку, и вопила что есть сил.

Тетя остолбенела. Она никогда не видела девочку такой, понятия не имела, что случилось и что теперь делать. Конечно, дальше было хуже: Лана оставалась глуха к любым попыткам договориться. Они еле сдвинулись с места, и то после того, как тетя взяла ее, брыкающуюся, на руки. Успокоить ребенка тете удалось только при помощи попкорна и шоколада.

Пример 2. Луке 13 лет. Отношения с родителями у него были неплохие и довольно близкие. И вдруг ни с того ни с сего он начал вести себя импульсивно и крикливо. С ним стало совершенно невозможно договориться. Родители терялись и злились.

Мальчик перестал выполнять данные обещания, а разговоры все чаще заканчивались перепалками и хлопаньем дверьми. От такого поведения Луки родители пугались и все больше раздражались.

Нежелательное поведение, которое так сильно злит родителей, для определенного возраста может быть нормальным и вполне ожидаемым.

Тете Ланы было бы гораздо легче, если бы она знала, что у ребенка сейчас как раз тот период развития, для которого характерны подобные истерики. Лучше было бы сказать: «Так, еще три раза можешь съехать с горки, и пойдем домой. Надо поторопиться, а то к мультикам не поспеем!».

А родителям Луки было бы куда проще, если бы они знали, что его поведение совершенно типично для пубертатного подростка, который начинает грубить родителям больше, чем обычно, из-за потребности эмоционально отделиться от них. Понимание и способность договариваться, с четко поставленными границами и без ярко выраженной злости, — вот что поможет пройти через этот период менее болезненно, причем как Луке, так и его родителям.

Осознание, что поведение ребенка обычно и нормально для его возраста, поможет многим родителям спокойнее принять такое поведение, то есть не реагировать на него гневом. А со временем, при правильном подходе, такие проявления у ребенка сойдут на нет.

5 Отказ от еды и стремление похудеть

Такие симптомы характерны для детей-подростков и нередкосвидетельствуюто нервной анорексии. 

Родителям следует насторожиться, если проявляются такие признаки как отрицание имеющейся проблемы, зацикленность на весе, расстройство пищевого поведения и сна, депрессия, вспышки гнева, чрезмерная обидчивость. 

К физическим симптомам нервной анорексии относят сердечную аритмию, общую слабость, спазмы в мышцах, нарушение менструального цикла.

Все перечисленные особенности должны стать поводом насторожиться и уделить своему ребенку максимум внимания. Своевременное решение проблем позволит избежать неблагоприятных последствий и поможет детям (и родителям!) вернуться к нормальной жизни.

Ребенок радостно попрощается с вами в детском саду

Ошибочное ожидание: родители оставляют ребенка в детском саду и ждут, что он спокойно отпустит их.

Реальность: для детей от восьми до четырнадцати месяцев нормально испытывать трудности при расставании с родителями. Наоборот, плач или истерика ребенка, которого вы оставляете в детском саду или с няней, может быть хорошим знаком и свидетельствовать о прочных отношениях с вами. Дети также могут проходить через стадию «прилипчивости», но к шести годам они обычно спокойно расстаются с родителями.

Что делать: подготовьте ребенка к расставанию. Сделайте так, чтобы он почувствовал контроль над утренней ситуацией, или дайте ему что-то, что успокоит его в течение дня, например семейную фотографию или особое одеяло. Потом станьте «мастером по исчезаниям». Попрощайтесь с ребенком, поцелуйте его, скажите, что вы скоро увидитесь, и бегите прочь! Позвоните с работы в детский сад и спросите, как долго расстраивался ваш малыш.

Причины плохого поведения

Рассмотрим основные факторы плохого поведения детей:

Нехватка внимания. Ребенок всегда нуждается во внимании родителей. Однако иногда мы так заняты своими делами, что буквально не замечаем его

И тогда чадо находит способ снова завоевать родительское внимание – начинает капризничать и скандалить. Метод работает – мы отвлекаемся от своих занятий, чтобы провести разъяснительную работу.
Борьба за независимость

Это начинается уже в трехлетнем возрасте, когда малыши начинают проявлять самостоятельность и злятся, когда им этого не позволяют. Таким же образом проявляется протест против родительской гиперопеки.
Неудовлетворенные потребности. Ребенок использует истерики, когда он голоден или устал, плохо себя чувствует.
Месть или протест. Несправедливое наказание, разочарование, обида, невыполненное обещание – возможные причины для мести.
Подражание. Дети могут копировать плохое поведение – сверстников, родителей, героев мультфильмов и компьютерных игр.
Проверка границ дозволенного. Вы сказали «нельзя», а ребенок хочет проверить, а что будет, если нарушить запрет? Будет ли наказание и как далеко оно сможет зайти?
Отсутствие умений в общении. Иногда ребенок может проявлять агрессию к другим по причине того, что ему просто не хватает социальных навыков, чтобы донести свою точку зрения.
Не может контролировать эмоции. Иногда агрессия возникает из-за неумения справляться со своими чувствами.
Он хочет получить требуемое. Ребенок быстро понимает, что, устроив скандал в магазине, от легко добьется от родителей покупки желанной игрушки или лакомства.
Нарушение психического развития. Это тот случай, когда требуется помощь специалиста.

Ребенок охотно возьмется за новое дело

Ошибочное ожидание: родители ждут, что дети могут быстро, легко и с первой же просьбы сменить свое занятие или отправиться в другое место.

Реальность: когда ребенок занят чем-то интересным, ему всегда трудно переключиться на другое занятие

Ребенок сначала должен прекратить свое увлекательное дело, потом переключить внимание на новое задание, справиться с разочарованием — и вперед. Мозг человека работает над развитием навыков переключения с рождения до 20-22 лет

Что делать: будьте готовы к сопротивлению! Детям трудно смириться с переменами. Используйте последовательные предупреждения и таймер. Предупредите ребенка за две минуты, за одну минуту, потом за тридцать секунд, что подходит время окончания занятия или что пора куда-то ехать. Если предупреждения не помогают, больше не разговаривайте и просто проводите или отнесите ребенка в другое место или к другому занятию. (И перечитайте пункт об истериках!)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий