Как добиться от ребенка послушания без лишних усилий

Особенности возраста

  1. Индивидуализм и самостоятельность;

Пятилетние дети – большие индивидуалисты

Им важно самовыражение

Они всячески привлекают к себе внимание

Таковы особенности психического развития в этом возрасте, которые могут приводить к вспышкам детской агрессии.

Например, пятилетке может нравиться самостоятельно подбирать себе одежду. Маме придётся либо спорить с ним по поводу выбранного наряда и искать компромисс, либо соглашаться на его условия.

  1. Потребность в самоутверждении;

Пятилеткам нравится отстаивать свою точку зрения, потому они идут наперекор родителям. Собственные желания для пятилетних детей всегда первостепенны и им ещё сложно сопоставить их с чужими возможностями и потребностями.

Они до последнего будут проверять выставленные родителями границы, капризничать, закатывать истерики

И, вместе с тем, в этом возрасте одобрение взрослых для них крайне важно. Они очень чувствительны и ранимы

  1. Богатая фантазия;

У пятилеток богатое воображение. Они любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Поймав однажды малыша на лжи, нужно спокойно ему объяснить, что этого делать не стоит.

  1. Потребность в заботе;

В пятилетнем возрасте у детей появляется потребность заботиться о ком-то. Часто они просят родителей о братике или сестричке (читайте статью по теме: Как решиться на второго ребенка?>>>), о домашнем питомце.

Если нет возможности выполнить их просьбу, следует подыскать альтернативу.

  • Ребёнок вполне может играть с маленькими племянниками или детьми друзей;
  • Можно кормить с ним птиц на улице или вместе посадить комнатное растение и поручить малышу за ним ухаживать.

Делая из него помощника, мы повышаем детскую самооценку и показываем ребенку, что считаемся с ним, уважаем его.

  1. Быстрая обучаемость;

Полноценное общение с родителями в пятилетнем возрасте быстро приносит свои плоды.

Это период, когда дети усваивают всё на лету, поэтому беседы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как нужно себя вести, а чего делать не следует – будут очень эффективными.

С помощью терапевтических сказок про непослушание тоже можно добиться изменений в поведении ребёнка в лучшую сторону. Сказки помогут ему понять себя и свои эмоции и научат правильному поведению.

Гнев в ответ на нарушения дисциплины

Порой гневный окрик матери – единственное средство остановить дошедшие до истерики капризы ребенка. Но вспышка гнева взрослого лишь в критической ситуации способна остановить нытье и крики. На долгосрочную перспективу такой метод не работает: плохое поведение придется останавливать исключительно «громким» способом, на уговоры и угрозы непослушный малыш уже не «поведется».


Источник фото: freepik.com

Если родители не будут сдерживать себя, действуя агрессивно в ответ на раздражающее непослушание, ребенок решит, что таким способом можно будет решать проблемы всегда, причем не только с близкими, но и с малознакомыми окружающими. Повзрослев, он разочаруется, узнав, что не всегда получается добиваться своего нытьем и истериками.

Процесс зарождения

Я хочу отметить, что кроха в возрасте двух или трех лет искренне не догадывается о смысле слова «дисциплина». Более того, он не может пока что хвастаться умением отделить свое «Я» от огромного мира, от родителей и творить хаос на зло и обдуманно.

В этом периоде следует учитывать возрастные возможности малыша и особенности его развития. На самом деле, первые просьбы и подробные инструкции к выполнению малыш сможет выполнить только после 8-10 месяцев.

До этого момента бесполезно ждать от чада правильного поведения, соблюдения правил и законов морали. Но чтобы он запомнил посыл или «команду» ее нужно проговорить большое количество раз.

И даже в том случае, если ребенок сегодня сделал все правильно, то через пару дней или недель, риск забыть все установки и поучения уж очень велик. Такие ситуации вводят взрослых в ступор.

Именно в этот момент они рискуют сломаться и перейти к реализации довольного жесткого метода воспитания, до конца не осознавая важность этапа. Такое поведение памяти юного человека объясняются тем, что мозг начинает активно накапливать информацию для превращения «человечка» в осознанную, сформировавшуюся личность

Также я хочу обратить ваше внимание на специфическую особенность периода взросления у детей. Отсутствие развитости в эмоциональной сфере и колоссальная тяга к удовлетворению любопытства делают свое дело

Например, отец ребенка попросил его не трогать вазу. Теоретически малыш осознает запрет и словесный посыл, но все равно тянется к ней, разбивая в итоге. Стоит ли отругать юнца за несоблюдение четко установленных правил?

Сопутствующие симптомы

Как распознать, что непослушание — не единичный случай бунта, который может спровоцировать любая стрессовая ситуация, а более глубокий и серьёзный процесс асоциальности? Чтобы своевременно увидеть проблему, понаблюдайте за другими симптомами, которые обычно ей сопутствуют:

  • постоянная, ничем не обоснованная тревога;
  • резкая перемена настроения: громкий смех может неожиданно перерасти в плач;
  • проблемы со сном: долго не засыпает, часто просыпается, отказывается вставать по утрам;
  • нервный, судорожный кашель на фоне отсутствия респираторных и лёгочных заболеваний;
  • заикание;
  • диарея;
  • отсутствие друзей;
  • неуправляемые истерики;
  • нервозность, агрессия, быстрая возбудимость;
  • замкнутость;
  • привычка грызть ногти, кусать пальцы, брать в рот различные вещи, сосать кончики волос.

Если на фоне постоянного неповиновения наблюдаются выше обозначенные симптомы, значит, ситуация вышла из-под контроля. Пора предпринимать меры.

Когда нужно наказывать ребенка за непослушание

В Японии гибкая система воспитания: до 4-5 лет родители не воспитывают детей, давая им возможность самостоятельно разобраться в мире. Плохо это или хорошо, судить не нам, однако, японцы – одна из успешных и мудрых наций мира. Возможно,  дело именно в грамотном воспитании общества.

Российские и европейские психологи утверждают: система безнаказанности действует до двух лет. С двух лет мир ребенка нужно разделить на хорошие и плохие поступки. За плохие – наказывать, за хорошее – хвалить. Будьте последовательны в действиях: не наказывайте ребенка за проступок, повторенный за родителями.

Яркий пример: курящая мама видит, что трехлетний малыш, смотря телевизор, держит во  рту сигарету из оставленной на столе пачки. Мама отбирает сигарету, кричит, бьет малыша по губам. Через пять минут ситуация повторяется и ребенок, запрятавшись за диван, снова сует в рот сигарету. «Какое непослушание» — восклицает мама! Давайте разберемся: ребенок увидел курящего родителя, скопировал поведение. В голове малыша вырисовывается ход мыслей: мама-хорошо = мама-сигарета = хорошо-сигарета. Однако, вместо похвалы за копирование, мама пришла и наказала. Ребенок не понимает суть плохого поступка, повторяя его вновь, чтобы понять, где логическая цепочка дала сбой. Повторяет снова и снова, выслушивая крики, получая тычки. Отсюда новая цепочка: мама-сигарета = сигарета-плохо = мама-плохо. Не удивляйтесь: в этот момент вы теряете авторитет у ребенка и увеличиваете шансы на дальнейшее непослушание чада.

Непоследовательные действия взрослых

Движение к дисциплинированности должно быть планомерным. Без определенной последовательности плохое поведение приведет к хаосу в семейных отношениях и беспорядку в доме. Порой мама в сердцах накричит на провинившегося шалуна, а на следующий день вспомнит о принципах и попросит подумать малыша о своем поведении в своей комнате. Такая непоследовательность смутит ребенка, и он станет думать, что вести себя можно как угодно, главное – не попасться на глаза взрослым не в настроении.


Источник фото: freepik.com

В достижении любой цели необходимо выработать стратегию. Это касается и воспитания дисциплины у ребенка. План позволяет увидеть, насколько эффективны выбранные способы, каковы успехи малыша в выработке послушания. Взрослым следует определить, как в случаях нарушения дисциплины вести себя, как реагировать на ложь, агрессивное поведение, нытье. Тогда будет легче справляться с возникающими проблемами и не вводить в заблуждение ребенка, постоянно меняя свою тактику.

Особенно это важно, если ребенок склонен лгать в свое оправдание или настроен агрессивно. Единый свод правил поможет сделать отношения в семье доброжелательными, а времяпрепровождение друг с другом – приятным

Мне нравитсяНе нравится

Как наказывать непослушного ребенка

Если вы решили наказать ребенка, будьте последовательны. Это первое правило выстраивания нормальных взаимоотношений с маленьким человеком. Второе правило – проанализируйте, заслуживает ли совершенный проступок наказания.

Приведем пример: ребенок облился соком.
Вы ругаетесь, кричите и негодуете, что придется стирать вещи.
Что чувствует малыш?
Обиду и непонимание: он облился не нарочно.
Теперь представьте: вы сидите в гостях и роняете на платье кусочек мяса. Увидевший это хозяин квартиры начинает отчитывать вас  за упавший кусок, ведь он готовил мясо два часа. Неприятно? Конечно, ведь вы сделали это не специально.
Проведя аналогию, задумайтесь: стоит наказывать ребенка и провоцировать будущие акты непослушания?

Другой пример, касающийся последовательности действий: у ребенка ночью замерзли ножки, он описался в вашей кровати.
Вы в гневе: ночной подъем, замена белья, кого такой променад оставит без эмоций?
Вы наказываете малыша и перекладываете спать в свою кроватку.
Ситуация повторяется: через пару часов вы обнаруживаете лужу на простыни ребенка.
Вы больше не кричите, потому, как всерьез озабочены здоровьем малыша. Начинаете гладить маленькую головку, причитать, говорить нежные слова, жалеть. Ребенок не понимает грань: почему в одном случае на него накричали, а в другом пожалели?Проанализируйте на данном примере, нужно ли в этой ситуации наказание: анализ примера поможет понять, когда ребенка нужно наказывать, а когда нет.

Применение консерватизма

Каким образом объяснить мир детей родителям, что еще совсем не давно находились в такой же ситуации, но просто забыли о ней? Категорически не рекомендую вам, дорогие мамы и папы, пытаться подчинить волю малыша и втискивать его в рамки придуманного вами идеала!

Нужно попытаться понять поведенческие мотивы и причины некоторых реакций, провокаторами которых выступаете именно вы. Постарайтесь увидеть, каков на самом деле ваш сын или дочь? И помните, нужно снисходительно относиться к пробам и ошибкам деток, ведь это вы знаете, как быть взрослым.

Я также отмечу, что взрослый человек, сумевший эффективно выстроить контакт со своей кровинкой, претендует на высокий уровень понимания и духовной связи с ним.

Таким семьям достаточно легко решать конфликты без применения криков, упреков и рукоприкладства. Это происходит из-за надобности решать сложные ситуации путем переговоров, а не истерик.

Перед тем, как требовать механического выполнения приказов, нужно учитывать один занимательный факт. Воля, интеллект, развитость, память и логическое мышление у вашего наследника в детском возрасте — недостаточно крепкие.

Из-за этого качество выполнения поручения или напутствия, может потребовать более корректировок, объяснений и ласкового подхода. Дети очень консервативны, поэтому постарайтесь максимально «вежливо» применить свои коммуникабельные способности.

Благодаря этому вы поможете ему осознать не только вас, но и свои реакции. А это куда важнее, нежели ублажать эгоизм собственных родителей.

Слишком много разговоров

Еще один перегиб, характерный для сегодняшней культуры родительства, — это излишние разговоры и избыток информации. Раньше родителям достаточно было произнести: «Нет, потому что я так сказал». Ну, а сегодня мы, напротив, готовы объяснять каждый свой шаг до посинения.

Я наблюдала, как двухлетняя девочка играла на балконе, меж тем как ее мать вела безостановочный монолог: «Эмми, не подходи близко к краю! Ты можешь упасть и сильно удариться! Это будет ужасно! Когда ты подходишь так близко к краю, я начинаю нервничать. Ты заставляешь маму нервничать! Мне скоро придется пойти к психотерапевту. Я не хочу, чтобы с тобой случилось что-нибудь плохое!».

Слишком много информации. Ребенку всего два года! Маме достаточно ограничиться кратким: «Милая, туда нельзя!». И все! Говорите с ребенком коротко и ласково. Скармливайте ему небольшие кусочки информации, которые он может легко переварить. Если родитель говорит слишком много, ребенок может перестать воспринимать его слова — или, того хуже, на всю жизнь впитать родительские страхи и комплексы.

Мы должны отучиться проговаривать в беседах с детьми все наши собственные страхи и переживания. Для этого надо сознательно очищать свою речь от подобного мусора. Перед тем, как заговорить, глубоко вдохните и несколько мгновений поразмыслите. Выбросите из заготовленной речи то, что ребенку не стоит слышать. Именно в этом случае чем меньше будет сказано, тем лучше.

Советы на тему того, как успокоить капризного ребенка

Примерно с 3-4-летнего возраста ребенок перестает слушаться и начинает капризничать. Зачастую своим поведением он тревожит не только маму с папой, но и незнакомых людей

Поэтому для родителей важно уметь корректировать настроение своего чада, независимо от ситуации

Эффективные способы, помогающие успокоить ребенка:

Переключение внимания. Быстрый и действенный способ, который применим в любой ситуации. Например, ребенок капризничает в общественном транспорте
Как отвлечь его внимание? Достать смартфон и показать ему фотографии птиц, героев мультсериалов, необычных животных. Это действие нужно сопровождать завлекающей речью: “хочешь, я покажу тебе слона с огромными ушами?” или “давай я включу тебе видео со смешными котятами”
Действовать нужно ситуативно.
Режим собеседника. Иногда стоит только поговорить с малышом и постараться объяснить ему, почему он испытывает те или иные ощущения

При этом нужно вести себя нежно и осторожно, не повышая голоса. Плохое поведение, обусловленное недостатком внимания, легко корректируется помощи этого способа.
Игнорирование

Если ребенок упорно капризничает, то есть смысл в том, чтобы начать его игнорировать
При этом важно наблюдать за его реакцией, за поведением и состоянием, не показывая своей заинтересованности. Метод игнорирования лучше всего использовать наедине с ребенком
Малыш может не успокаиваться долгое время и доставлять дискомфорт окружающим.

Это экспресс-способы успокоить ребенка, не дать ему устроить переполох и закатить грандиозную истерику. Как правило, когда ребенок уже находится на “взводе”, более мягкие или, напротив, жесткие методы перестают работать. Например, если шлепнуть малыша или припугнуть его запретом на последующий просмотр мультиков, то он, вероятно, разозлится еще сильнее.

Почему ребенок не слушается: объяснение на примере распространенных ситуаций

Для начала стоит разобрать ситуацию, при которой ребенок в 3-4 года не слушается маму, но робеет и ведет себя спокойно перед папой. Она является распространенной и трудно разрешаемой, поскольку требует изменения поведения всех членов семьи. По сути, дети, которые так себя ведут, не хотят слушаться никого из родителей, но папу они боятся. Потому что он строже и непреклонен в своих требованиях.


Причины непослушания могут быть самые разные

При возникновении такой ситуации родителям следует поговорить и найти баланс, при котором они оба смогут вести себя примерно одинаково. В здоровой семье малыш должен уважать и отца, и мать. Излишняя мягкость со стороны родительницы (как и строгость отца) приведет к формированию неправильного восприятия семьи.

Игры со спичками

Если ребенок проявляет небезопасное поведение (выбегает на дорогу, трогает горячие предметы, подходит к уличной собаке), то это в первую очередь говорит о том, что он не осознает факта опасности своих действий

При этом малыш наблюдает реакцию со стороны родителей (повышенное внимание, беспокойство), и она его устраивает. Соответственно, в такой ситуации мама с папой должны объяснить, почему то или иное действие является небезопасным и к чему оно приводит

Например: собака может укусить, а горячий предмет – обжечь

Важно донести до ребенка информацию в понятной для него форме

Истерики на публику

Опять же, малыш не осознает того, что он ведет себя неправильно и некультурно, но он видит реакцию окружающих и пытается с ее помощью добиться желаемого от родителей. Нужно объяснить ребенку, что все люди в обществе должны соблюдать определенные правила. Также следует пояснить, почему нельзя совершать то или иное действие. Например, громкий разговор в кинотеатре мешает другим людям насладиться фильмом, из-за чего они уходят с сеанса расстроенные. Нужно сказать ребенку, что, если он будет шуметь в кинотеатре, родители не смогут брать его с собой.


Выполнения запретов надо добиться обязательно

Капризы или “мам, ну купи”

Ребенок старается добиться желаемого единственным доступным и понятным для него методом – истерикой или некой формой попрошайничества. Сначала он может вести себя вежливо, потом агрессивно или плаксиво. Эта модель поведения свойственна капризным детям, поэтому ее необходимо искоренять. Можно, допустим, просто вывести ребенка из магазина и поговорить с ним дома. Также хорошим вариантом является доступное объяснение того, почему в конкретный момент родители не в состоянии чего-то купить или сделать. Ребенку необходимо понимать, что все блага и вещи достаются не просто так, а вследствие прикладывания больших усилий.

Внутренний протест

Мама сказала ребенку, что сегодня он пойдет в садик в желтой рубашке, а он принципиально надел синюю. Или, например, вместо осенней обуви – летнюю. В этой ситуации малыш пытался продемонстрировать свою самостоятельность. В этом возрасте все дети поступают противоположно родительским требованиям. Маме с папой необходимо проявить понимание и предоставить право выбора хотя бы в незначительных моментах (как раз таких, как выбор гардероба). Это поможет ребенку быстрее удовлетворить желание показать собственное “я”.


Непослушание – это борьба за самоутверждение

Правило десяти «нельзя»

Чем реже мы употребляем слово «нет», тем больший вес оно будет иметь, когда мы произнесем его. Припомните, часто ли прогулка с малышом сопровождается падающими как из рога изобилия фразами: «Не беги — упадешь», «Не трогай кошку — у нее наверняка блохи», «Не лезь в лужу!». При виде подобной картины так и тянет спросить маму: «А что же можно делать?!» Согласитесь — вряд ли удастся представить трехлетку, чинно и степенно прохаживающегося по аллеям парка. Если система тотальных запретов преследует ребенка и дома, он при всем желании не может ей следовать. А раз «миссия невыполнима» — не стоит и пытаться. В результате чадо становится неуправляемым. Поэтому вместе с мужем, а возможно, и со старшими членами семьи, проведите ревизию правил поведения «хороших мальчиков и девочек». Отберите среди них, скажем, 10 (а возможно, и меньше) категорических и постоянных «нельзя». Доступно, четко и серьезно донесите их до ребенка. Заранее обговорите систему наказаний за нарушение своеобразного «кодекса» и придерживайтесь ее. Скорее всего, пока вы будете делать нелегкий выбор среди бесконечного множества ограничений, останутся лишь те, которые действительно значимы для жизни и общения, например, «нельзя уходить с незнакомым человеком», «нельзя бить других детей» и т. д.

Учитывайте возраст

Требования взрослых должны соответствовать возможностям ребенка, быть доступными для его понимания. Например, даже четырехлетний человечек не может тихо посидеть часик, пока вы ждете приема у врача, а потому берите с собой книжки, игрушку

Во всяком случае, чем дитя младше, тем проще обойтись без запретов, отвлекая малыша, переключая его внимание или предъявляя требования в игровой форме. Отлично подойдет, например, игра «кто быстрее» (соберет игрушки, разденется)

Начиная с 10-го месяца ребенок способен понимать несложные инструкции, но память его еще очень слаба. Он не может долго удерживать правила, которые уже, казалось бы, были усвоены. Тем более что ребенок — это импульс, неудержимый и сильный. Любопытство, жажда нового влекут его, а слабо развитая воля не дает возможности воздержаться от запретных поступков. Поэтому ребенку дошкольного возраста обязательно нужно периодически напоминать, что можно делать, а что нельзя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий