Тревожность: особенности проявления у детей дошкольного возраста

Повышенная тревожность у детей как проявление проблем в семейном воспитании

Содержание

Симптом №3. Невнимательность

Многие родители жалуются на то, что их дети не могут долго концентрироваться на одном занятии, совершают ошибки из-за невнимательности. Взрослые считают, что это негативно отразится на оценках в школе. В действительности родители часто бывают излишне требовательны

Важно помнить, что до 6 лет малыш способен сохранять высокий уровень работоспособности только в течение 15-20 минут. Затем он резко устает и его работоспособность неизбежно снижается. При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений

Тогда и успехи будут гораздо выше, а сам учебный процесс перестанет быть каторгой.

Когда начинать беспокоиться?

По-настоящему тревожный сигнал — это невозможность для ребенка концентрироваться на чем-то более 5 минут. Это касается всех видов деятельности. Если же малыш быстро теряет интерес к чтению, но часами усердно складывает фигурки из конструктора, значит, родители просто подбирают ему неподходящие задания. Наблюдайте за тем, что и когда отвлекает ребенка. Если любым занятиям он предпочитает бессмысленную ходьбу по дому, это нехороший знак.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Повышение самооценки

Работа психолога с тревожным ребенком включает три составляющих:

  1. Повышение самооценки чада.
  2. Развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием.
  3. Упражнения для снижения мышечного тонуса.

Вполне естественно, что быстро поднять самооценку ребенка невозможно

Важно ежедневно проводить соответствующие мероприятия. Обращаться к малышу по имени, хвалить за малейшие достижения наедине и в присутствии других детей

При этом одобрение должно быть искренним, поскольку каждый ребенок чувствует и болезненно реагирует на фальшь. Следует обязательно говорить, за что его поощряют.

Рассмотрим остальные элементы далее подробней.

Характеристика тревожного ребенка младшего школьного возраста

Не окрепший и не настроившийся на интенсивное обучение детский организм зачастую не выдерживает нагрузки, малыш заболевает. А желание учиться и вовсе пропадает, в то время как беспокойство от мыслей о предстоящей учебе стремительно растет.

Тревожность у детей младшего дошкольного возраста наблюдается на втором месяце после начала обучения. Именно поэтому им необходим небольшой недельный отдых. Развитие чувства тревоги младших школьников нередко возникает из-за родителей или педагога. В семьях с доброжелательной и спокойной атмосферой дети менее беспокойны, в отличие от тех, где постоянно возникают конфликтные ситуации.

По мнению психологов, в дошкольном и младшем школьном возрасте тревожностью больше страдают мальчики, девочкам это свойственно после 12 лет. При этом первых больше беспокоит наказание и насилие, в то время как вторые переживают по поводу взаимоотношений с окружающими.

Дневник поведения

Если во время эксперимента не появилось положительной динамики, следует выделить главную проблему в поведении малыша — ту, которая причиняет родителям больше всего беспокойств. Возможно, ребенок надолго замыкается в себе или, наоборот, закатывает продолжительные истерики. Понаблюдайте за тем, что провоцирует такие реакции, как ведет себя ребенок в эти периоды, делая соответствующие записи в дневнике. В будущем это поможет специалисту поставить диагноз и составить рекомендации по воспитанию или лечению.

Во время наблюдений, да и вообще в любой ситуации, нельзя обвинять малыша в том, что он не слушается и огорчает родителей. Взрослым нужно понять, что ребенок тоже страдает. Каждый малыш хочет получать от мамы и папы поощрения, слышать одобрительные слова. Если он не заслуживает этого из-за своего плохого поведения, возможно, он просто не способен вести себя по-другому.

Заполняя дневник, следует обращать особое внимание на:

Дату и время. Отклонения в поведении и перепады настроения у малышей часто бывают спровоцированы сонливостью, усталостью, плохой погодой, неприятными звуками и даже слишком ярким или тусклым светом в комнате.
Жажду и голод. Капризы и истерики могут служить сигналами SOS, которые указывают на то, что ребенка пора накормить и напоить. От голодного малыша вряд ли можно требовать идеального поведения

Даже взрослые, пропустив очередной прием пищи, часто становятся нервными и не могут сконцентрировать внимание на чем-либо.
Температуру. Любой педиатр скажет, что ребенку лучше чувствовать легкую прохладу, чем потеть в слишком теплой одежде. Малышам сложно переносить жару — им становится физически плохо, а тут уже не до родительских просьб и требований. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.
Реакции на похвалу и порицание. Одобрения и порицания — это инструменты, помогающие родителям воспитывать маленького человека

Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы. С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.
Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.

Теперь пора ознакомиться с распространенными проблемами в поведении детей, которые доставляют беспокойство родителям.

Работа родителей вдали от дома

Индустриальная революция сместила работу прочь от дома, забрав отцов (а порой и матерей) из повседневной жизни детей. Когда отца нет дома, мать снова остается одна и часто вынужденно несет единоличную ответственность за все принятые решения и каждодневные родительские обязанности. Стресс матери может усугубиться, когда она пытается (или испытывает вину за то, что не пытается) быть одновременно и мамой, и папой для своих детей. Дети учатся на живом примере. В иные времена, проводя время с мамой и папой и даже работая вместе с ними, можно было прекрасно учиться тому, как быть взрослым.

Когда отец работает вдали от дома, между ним и детьми возникает психологическая дистанция. Сердце и разум отца отданы миру, совершенно отделенному от его дома. Когда отец приходит домой, он уже устал. Он вступает в мир, созданный и организованный его женой, и порой это похоже на визит в другую страну. Ребенок весь день проводит в материнском мире и, встречая отца, может чувствовать аналогичное несоответствие. Ему требуется время, чтобы настроиться на отца. Нужно быть очень уравновешенным человеком, чтобы оставить работу за дверью и погрузиться в мир своих детей.

Тревожность у детей с интеллектуальными нарушениями и различными заболеваниями (дцп, зпр)

Физически
здоровые дети, у которых, казалось бы, нет причин для страха, страдают
повышенной тревожностью. Что же говорить о детях, которые от рождения
отличаются от сверстников? Их нервная система еще более подвижна и ранима.
Такие детки сильнее подвержены страхам, проблемы со здоровьем делают их
беззащитными перед суровыми реалиями, заставляют особых деток чувствовать себя
неполноценными, неспособными на самостоятельность. Такие ребята еще сильнее
нуждаются в защите и поддержке взрослых. И именно от родительской позиции, в
первую очередь, зависит то, каким вырастет ребенок – будет это сильная
уверенная в себе личность или закомплексованный и запуганный зверек, загнанный
в угол.

Почему возникает?

Основными причинами тревожного состояния ребенка в возрасте до 6 лет являются сложные взаимоотношения с родителями. В особенности это характерно для мальчиков. Степень тревожности у родителей в значительной степени отражается на схожем состоянии ребенка. Существенно повышает беспокойство применение авторитарного стиля воспитания, чрезмерные требования к малышу или сравнение его с окружающими. Зачастую тревожность возникает в результате неврозов и прочих психических расстройств.

К числу главных причин возникновения такого состояния относят:

  • отсутствие ощущения безопасности у ребенка;
  • отталкивание малыша взрослыми, их враждебность;
  • неблагоприятная семейная обстановка;
  • плохие материальные возможности семьи;
  • несоответствие требований родителей реальным возможностям ребенка;
  • неадекватные притязания взрослых к малышу;
  • завышенный показатель тревожности у родителей;
  • предъявление взрослыми требований, противоречащих друг другу;
  • родители не способны соблюдать последовательность в воспитании ребенка;
  • авторитарное воспитание;
  • излишняя эмоциональность родителей;
  • постоянное сравнивание ребенка со сверстниками;
  • стремление родителей соответствовать общепринятым стандартам.

Симптом №2. Застенчивость или аутизм?

В 21 веке считается, что человек должен быть открытым и общительным, коммуникабельным, чтобы добиться успеха в карьере и личной жизни. Если малыш предпочитает спокойные игры в одиночестве, мало контактирует со сверстниками в песочнице, родители воспринимают в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм

Важно понимать, что характеры и темпераменты у всех разные. Желание побыть одному может быть и психологическим «свойством», в котором нет ничего страшного

Когда начинать беспокоиться?

Родители должны забить тревогу, если их ребенок вообще не стремится общаться с кем-либо: не участвует в шумных играх, не выходит из комнаты даже к тем гостям, которые принесли ему подарки, игнорирует знакомых детей и в целом контактирует лишь с некоторыми членами семьи

Чтобы исключить аутизм, важно проследить, становится ли малыш менее застенчивым, когда общение длится уже некоторое время. Если, например, к концу детского праздника или доброжелательного разговора он «оттаивает», то речь идет об обычной замкнутости

В противном случае необходимо сводить его к психологу.

Карьера обоих родителей

Экономические причины часто заставляют обоих родителей работать вне дома. Это часто приводит к тому, что и папа, и мама недоступны для детей на протяжении значительной части дня. Нетрудно понять, что это приводит к принятию неправильных решений, давлению времени, непониманию и изнеможению, повышая уровень стресса у всех членов семьи. Вот пример сложностей, с которыми сталкиваются семьи, где работают оба родителя: отсутствие согласованности; постоянное чувство крайнего беспокойства; принятие противоречивых решений (никакого плана по воспитанию нет, потому что родители просто не успевают договориться); замена этики целесообразностью; недостаток терпения.

Статистика говорит, что от 40 до 50% браков, заключенных в настоящее время, закончатся разводом, но нам достаточно посмотреть на себя, своих друзей и родственников, чтобы убедиться: многие дети растут в неполных семьях. Родители-одиночки обычно слишком много работают, слишком подавлены, слишком напряжены и слишком измотаны. В таком состоянии трудно быть достаточно хорошим родителем. Потребность в дополнительном заработке или поддержке друзей часто уводит родителей-одиночек из дома, делая их еще менее доступными для детей. В противном случае родители лишаются необходимых средств и постоянно обеспокоены денежными вопросами. У них нет времени на развлечения, спорт, друзей, и потому родители-одиночки не имеют возможности снять стресс. Все эти сложности превращаются в тревожность, проникающую в отношения родителя с ребенком.

С ростом числа разводов увеличилось количество гражданских браков, приемных родителей и смешанных семей (с детьми от разных браков). И хотя мы понимаем, что хороший приемный родитель может быть настоящим сокровищем (и даже создать условия для возникновения безопасной привязанности), корректное включение в семью нового взрослого члена всегда требует времени. Новые обстоятельства могут нарушить ощущение стабильности и уверенности и вызвать еще бÓльшую тревожность в и без того тревожном ребенке. Частая смена новых взрослых в доме также повышает уровень тревожности.

Другие поведенческие признаки повышенной детской тревожности

  • ожидание негативного исхода разных событий;
  • повторяющиеся тревожные мысли (навязчивые идеи) или действия;
  • излишняя стеснительность;
  • боязнь совершения ошибки;
  • низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе.
  • головокружения;
  • учащенный сердечный ритм;
  • чувство жажды , озноб в теле;
  • ноющие боли и дрожь в конечностях;
  • затрудненность дыхания;
  • повышение температуры тела.

Причины возникновения тревожных расстройств

Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем,  и у взрослого  назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность.  Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
  • Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером)  для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
  • Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если  ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс,  бояться и ожидать худшего.

Помощь тревожному ребенку

Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.

В ходе работы с психологом дети учатся по-новому  мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство.  Иногда необходимо медикаментозное лечение.

Как могут помочь родители

  • Лучший способ помочь вашему ребенку – признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует. 
  • Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка. 
  • Будьте терпеливы и позитивны, если  вашему  ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
  • Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
  • Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее  без лишнего напряжения и полноценно реализовать  свой потенциал.

Еще по теме “Почему ребенок растет тревожным и чем это грозит”:

У моего ребенка есть тетрадка, в которой

2) Чем это может грозить мне и сыну? (классная сказала, что собирается доложить завучу и школьному психологу) 3)Может, мне и правда надо испугаться и кинуться искать у ребенка “наклонности”?

“Нормальный ребенок” (потрындеть)

Может я и о другом, но мне кажется что в обоих случаях “ноги” растут от родителей и их мироощущения, а ребенок и его поведение – это уже второстепенно… И что, после этого ребенку можно будет обьяснить, почему нельзя орать на уроке?

У меня растёт трус

Конференция ” Ребенок от 7 до 10″. Раздел: Воспитание ( ребенок растет трусом что делать). Почему Вы не примете, что ему просто скучны шахматы, а ищете (и находите, и, наверное, озвучиваете) причину – не-успех?

“Распутать” пуповину

Обмотался пуповиной дважды, узистка настойчиво рекомендует – “говорите с ним чтобы распутывался”. Я конечно верю в силу мысли и посылы положительные посылаю, но вот говорить, общаться с ребенком не получается. Вопрос – помогает ли реально что то распутаться? Или это происходит скорее случайно когда ребенок крутится?

Синдром двигательных нарушений

Ребенку 2 месяца. Что это вообще такое и чем он грозит в самых крайних случаях? В итоге с таким диагнозом растут здоровые дети. Я уже вторую такую воспитываю – старшей сняли этот диагноз в год, младшей к 5-ти месяцам 21.12.2008 21:41:58, Kust.

недоношенные детки

недоношенные детки. девочки, отчего происхлдят преждевременныероды. Вот почки начинают побаливать (26 недель) – это грозит чем-то? А почему – не знаю. А первая беременность моей мамы прервалась из-за нервного срыва (очень серьезные проблемы в семье были) ну и моя…

Влияние семейного воспитания на эмоциональное здоровье детей

В большинстве случаев тревоги и переживания являются следствием возрастных трансформаций, которые переживает ребенок в ходе взросления. И зачастую они носят временный характер. Если своевременно их идентифицировать и деликатно скорректировать, то, как правило, для детской психики они проходят бесследно.

В противном случае, когда эмоциональное неблагополучие ребенка усугубляется и не поддается корректировке, это должно стать сигналом для родителей о наличии серьезной проблемы. Ее причины, в первую очередь, следует искать в своем поведении и выбранных методах воспитания.

Симптом №1. Агрессивность

Взрослому человеку любое проявление агрессии со стороны ребенка кажется немотивированным. Чтобы удостовериться в этом, нужно постараться поставить себя на место малыша. К примеру, при желании покачаться на качелях ребенок может толкнуть того, кто уже на них сидит. Физическая агрессия — это самое простое решение, ведь просить и договариваться гораздо сложнее. Если малыш еще плохо разговаривает, то тем более он не сможет четко выразить свое желание, как это сделал бы любой взрослый.

Когда начинать беспокоиться?

Если родители целый год не ругают малыша, общаются с ним доброжелательно, объясняют правила поведения, но он продолжает агрессивно вести себя с окружающими, возможно, у него есть проблемы с развитием. Беспокойство у родителей должна вызвать и аутоагрессия — стремление ребенка специально кусать, царапать себя, ударяться головой о стену. Такими способами малыш вымещает злобу и обиды, делая это непроизвольно.

Насторожить родителей должно и то, что малыш одинаково ведет себя с близкими и чужими людьми. Обычно дети позволяют себе вольности только наедине с мамой, папой, бабушкой. С воспитательницей в детском саду или няней они держатся более сдержанно.

Что такое тревожность?

Прежде всего,
давайте выясним суть понятия «тревожность»

Это индивидуальная психологическая
особенность личности, которая характеризуется повышенным уровнем переживаний и
волнений в затруднительных жизненных обстоятельствах.  Важно понимать, что это не болезнь или
психическое отклонение. Тревожность является лишь эмоционально негативно
окрашенным состоянием личности, влияющим на его жизнедеятельность и поведение в
социуме

Тревожность бывает
разной – ситуативной (тревога) и постоянной. Первая не является отрицательной
характеристикой. Это защитная реакция организма на воздействие внешних раздражающих
факторов. Тревога проявляется ситуативно 
в виде переживаний и быстро проходит. Пример: ученик волнуется во время
написания контрольной или ответа у доски.  Что касается постоянной тревожности, то это
серьезная психологическая проблема, своеобразный сигнал, клич о помощи.   

Формы проявления тревожности у детей

Создание своей системы «ритуальных» действий

Психологи отмечают, что выполнение элементарных механических движений, к примеру, завязывание небольших узелков, перебирание пальцами, рисование ручкой на листе бумаги, позволяет детям регулировать тревожность и контролировать это чувство в момент его усиления. Поэтому подверженные чрезмерному волнению и переживаниям малыши в случае возникновения эмоционально некомфортной ситуации четко следуют своему плану действий. Они просто фокусируются на его исполнении и отвлекается таким образом от своих страхов.

Уход в мир фантазий

Фантазии и мечты отлично помогают пережить сложности, возникающие в реальном мире. Поэтому в случае переживания конфликта, неприятной ситуации и проч. дети начинают фантазировать. Это дает им возможность отвлечься.

Погружение в придуманный мир позволяет тревожным детям снизить градус негативного эмоционального восприятия действительности

Проявление агрессии

В ряде случаев повышенная тревожность может спровоцировать возникновение агрессии. Чтобы взять под контроль свои эмоции тревожный ребенок начинает жить по принципу «чтобы не бояться, надо чтобы боялись меня».

Проявление апатии

Еще одна негативная сторона проявления тревожности – это возникновение апатии. И она, как признают специалисты, пожалуй, более коварна своими последствиями, чем агрессия. Транслируемое ребенком безразличие, порой, излишне нарочито, может сбить с толку родителей и привести к неправильной оценке его эмоционального состояния.

Болезнь

В современном обществе, наверное, чуть ли не каждый человек сталкивался с тем, что постоянно подавляемый стресс и переживания со временем выливаются в какое-либо заболевание. Оно может проявляться как учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, нарушение пищеварения, так и более серьезными симптомами. В таком случае эмоциональное состояние человека поддерживается в норме, а физическое – ухудшается. Это актуально и для детей. Поэтому частые простуды, головные боли, аллергические реакции и проч. могут быть ответной реакцией детского организма на внутренние эмоциональные переживания. Кроме того, дополнительную разрядку ребенку дает значительное снижение требований родителей к нему в момент болезни.

С помощью чего еще можно определить тревожного ребенка? Смотрите в видео ниже:

Организация жизни тревожных детей

Для таких ребят огромное значение имеет соблюдение режима

Они не очень любят гигиенические процедуры, поэтому важно, чтобы купание в ванне приносило им удовольствие. Пусть это будет пена, игрушки, то есть то, что им нравится

С оздоровительными процедурами и осваиванием плаванья лучше повременить. Тревожные дети не любят переодеваться, поэтому одежду для них лучше приобретать удобную, которую легко снимать и надевать.

Ребят с синдромом беспокойства сложно накормить, поэтому не нужно готовить для них многокомпонентные блюда, пусть это будет что-то простое и полезное.

Тревожному ребенку сложно взаимодействовать в коллективе, поэтому для него необходимо создавать условия, при которых он может находиться среди детей. Не нужно заставлять малыша, его следует мягко направлять.

Порой родителям очень не просто находить общий язык со своим чадом, но если чутко реагировать на его чувства и просьбы, установить теплые отношения, то со временем он начнет меняться в лучшую сторону.

Как определить, что ребенок тревожный?

В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.

Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.

Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?

Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:

  1. Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения – посещение детского сада на первом этапе.
  2. Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
  3. Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
  4. Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
  5. Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
  6. Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.

Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.

Как могут помочь родители

  • Лучший способ помочь вашему ребенку – признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует. 
  • Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка. 
  • Будьте терпеливы и позитивны, если  вашему  ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
  • Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
  • Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее  без лишнего напряжения и полноценно реализовать  свой потенциал.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.

  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Рекомендации родителям тревожных детей

Специалисты советуют принимать во внимание следующие рекомендации:

  1. Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
  2. Как можно чаще проявляйте свою любовь к малышу.
  3. Прилюдно хвалите ребенка.
  4. Не произносите унижающих достоинство детей слов.
  5. Меньше критикуйте.
  6. Не заставляйте извиняться, а попросите объяснить причину проступка.
  7. Проводите больше времени вместе.
  8. Чаще обнимайте и держите ребенка за руку.
  9. Интересуйтесь жизнью малыша, его мнением и чувствами.
  10. Будьте единодушны и последовательны в воспитании детей.
  11. Предлагайте помощь ребенку, но не решайте все проблемы за него.
  12. Делитесь своими детскими страхами и сложными ситуациями.

Как правильно играть с обеспокоенными детьми?

Начиная занятия с тревожным ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Новую игру вводят постепенно, сначала объяснив ее правила. Затем наглядно показывают, как в нее играют другие дети. Ребенка привлекают, только если он захочет становиться ее участником.
  2. Рекомендуется избегать соревновательной составляющей конкурсов.
  3. Вводя новую игру, следует помнить, что ребенок не должен ощущать опасности от встречи с неизвестным. Желательно осуществлять обучение на уже знакомом материале. Можно частично использовать правила уже хорошо освоенной ранее игры.
  4. Занятия с завязанными глазами вводят только после тщательно проведенной подготовительной работы и с согласия малыша.

Комплексная коррекция поведения, внимательное отношение близких людей, радушная обстановка в семье – все это позволит добиться положительной динамики и вырастить ребенка, уверенного в себе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector