Как детство влияет на взрослую жизнь

Этапы детского возраста.

Детство делится на две части: раннее и среднее.

Когда начинается раннее детство? Это дискуссионный вопрос. Некоторые считают, что младенчество не является детством, это отдельный этап жизни. Большинство из нас не может вспомнить ничего до 3 лет, так что это имеет смысл. Однако другие учёные считают, что детство включает и младенчество. Несмотря на это, возраст, когда заканчивается раннее детство заканчивается примерно в 6-7 лет.

На этапе раннего детства дети учатся взаимодействию с окружающими преимущественно в игре. Они играют друг с другом, экспериментируют с окружающим миром, а взрослые постоянно наблюдают за ними. Это та стадия, когда ребёнок и его родители или опекуны очень тесно связаны.

Среднее Детство

Среднее детство начинается, примерно в 7-8 лет и заканчивается в подростковом возрасте. На этом этапе дети начинают понемногу взрослеть. У них появляется иное социальное окружение: постоянные друзья, соученики, учителя, преподаватели. Их таланты могут проявиться, они уже могут самостоятельно выполнять определённые задачи.

Отрочество

Как упоминалось ранее, именно тогда биологически заканчивается детство. Однако в обществе многие считают подростков детьми. Их тела созревают, но они всё ещё считаются слишком безответственными, чтобы жить самостоятельно или выполнять определённые взрослые задачи. На этом этапе они больше узнают о своей сексуальности, и их социальные связи и независимость продолжают расти.

Это основные стадии детства. Как видите, здесь присутствует некоторая субъективность. Вы можете включить или исключить своё младенчество или отрочество

С учётом всего вышесказанного, как сильно влияет ваше детство, на формирование вашей личности? Мы знаем, что это важно, но насколько это важно?

До и после рождения

Но начнём с более раннего периода — времени, когда мы ещё не родились.

Сегодня все знают, что употреблять алкоголь и курить во время беременности — табу, в основном, из-за угрозы выкидыша и патологии плода. Однако британское исследование выявило и другие последствия пагубного поведения: к четырнадцати годам дети, рождённые от курящих матерей, имели худшие физические и интеллектуальные показатели в сравнении со сверстниками, рождёнными от женщин, придерживающихся здорового образа жизни.

При этом на сегодняшний день многие учёные признают, что пока недостаточно данных, как подтверждающих, так и полностью отрицающих связь между курением матери и когнитивными способностями ребёнка.

Об этом, например, статья «Курение матери в течение беременности и последствия для ребёнка: есть ли взаимосвязь?», вышедшая в 2009 году в издании Developmental Neuropsychology.

Здоровье и умственные способности подростков оказались детерминированы и грудным вскармливанием. Дети, которых в младенчестве кормили естественным образом, были более развиты во всех смыслах в сравнении с теми, кто питался из бутылочки. Как и в случае с курением матери, этот тезис тоже долгое время подвергался критике, однако, например, исследование, опубликованное в 2015 году в медицинском издании The Lancet Global Health, подтверждает взаимосвязь между грудным вскармливанием и когнитивными способностями.

Влияние семьи

Это то, что мы привыкли называть воспитанием. Но влияет на будущую взрослую жизнь не только и не столько то, что ему говорят родители, сколько общая атмосфера, в которой он растет. Еще не имеющий собственного жизненного опыта маленький человек формирует свою личность под влияем установок, которые получает в семье – мама часто злится и притворяется, что у нее все хорошо, папа и мама часто обнимаются и проявляют тонкие признаки любви и взаимоуважения, либо, наоборот, в доме постоянно висит туча взаимного непонимания и упреков. Большинство невербальных проявлений ребенок считывает, причем воспринимает их по-своему, а из них формируется его мировосприятие.

Большое значение так же имеет стиль общения с ребенком – и тут речь вовсе не о количестве развивающих занятий, а больше о внимании и любви.

История детства.

В нынешнем обществе дети считаются невинными и нуждаются в защите. Мы тратим невероятное количество усилий на создание развлечений и мероприятий для наших детей, и продлеваем их невинность как можно дольше. Мы ограждаем их от травмирующей информации и постепенно знакомим их с идеями, которые, как мы считаем, детская психика не в состоянии переварить. Однако история показывает, что так было не всегда.

Если вы посмотрите на изображения детей на протяжении всей истории, они почти всегда изображены как маленькие взрослые. Как только они становились достаточно взрослыми, чтобы ходить и удерживать предметы в руках — им давали работу. На протяжении всей истории, детство отнюдь не являлось островком сказки и неги, оно было совсем не похоже на наше.

По мере развития общества ценность детей значительно выросла

Мы осознали важность влияния детства на всю последующую жизнь. Современные представления о детях и детстве вошли в мейнстрим примерно в 19 веке и продолжают развиваться.

С тех пор современная психология и медицина дала нам возможность заглянуть в мозг детей и понять, как он растёт и развивается. Существует чёткая взаимосвязь между тем, что происходило в вашем детстве и тем, что происходит в вашей жизни сейчас. Именно ранние годы сделали вас тем человеком, которым вы являетесь на данный момент. Давайте посмотрим, на какие части делится детство.

Когда заканчивается детство?

Давайте сначала ответим на вопрос о том, является ли подростковый возраст частью детства. С точки зрения физиологии, детство заканчивается в подростковом возрасте. Ваше тело взрослеет и перестаёт расти. Многие психологи и врачи считают это концом детства.

Однако в социальном плане многие считают подростковый возраст продолжением детства. В большинстве цивилизованных обществ вы считаетесь несовершеннолетним, пока не достигнете определённого возраста, и обязанности, которые общество возлагает на взрослых, и права, которые оно им выдаёт, обычно не относятся к детям, подросткам, не достигшим этого самого возраста.

Таким образом, этот вопрос остаётся неоднозначным. И обычно мы делим своё детство на реальное детство и отрочество— некий переход от ребёнка к взрослому.

Как моё детство формирует меня?

В детстве может возникать множество ситуаций, которые могут показаться незначительными, но оказывают большое влияние на то, какие мы сейчас. Вот лишь несколько примеров:

  • Семья, которая оказывает поддержку всем её членам, особенно детям, скорее всего, вырастит успешного во всех областях человека, и наоборот. Если в вашем детстве ваши родители плохо заботились о вас, и воспитывали вас в недружелюбной среде, скорее всего вы можете вырасти, не доверяя окружающему миру. Конечно, бывают исключения.

  • Чрезмерно заботливый родитель, который контролирует всё, что вы делаете, душит любые ростки самостоятельности, может вырастить вас слишком зависимым от других, от их мнения и одобрения. Безусловно, любой здоровый родитель должен защищать своего ребёнка и создавать безопасную среду, но при этом маленький человек должен иметь возможность принимать самостоятельные решения и иметь некоторую независимость, увеличивающуюся с возрастом.

  • Ребёнок, который переживает развод своих родителей в раннем возрасте, может иметь проблемы с отношениями, когда вырастет. Он может чувствовать себя неуверенно или бояться, что его партнер предаст его, бросит, изменит. Кроме того, дети часто склонны брать ответственность за развод родителей на свой счёт, в силу нормального эгоцентрического мышления. Ставить себя на место другого и объективно оценивать ситуацию они пока не могут. Это также может наложить отпечаток на самооценку и желание избегать отношений в принципе.

  • У детей, подвергающихся суровым телесным наказаниям, могут развиться проблемы с принятием и выражением негативных переживаний, с агрессивностью, они могу развить у себя мышление жертвы или,наоборот, решить, что все проблемы можно решить с помощью грубой физической силы. И прав тот, кто сильнее в данный момент.

  • Детская травма

Полученная в любом возрасте травма может повлиять на вашу жизнь, но в полученная в детстве оказывает влияние на само формирование вашей личности. Травма может быть физической, психологической или сексуальной, и может привести к низкой самооценке, склонности к насилию или виктимизации, другим негативным последствиям.

В детском возрасте наш мозг ещё только развивается и мы воспринимаем всё «как есть» без критического осмысления. Мы не можем отказаться от опыта, сказать себе: «Мне это не подходит». Весь пережитый опыт формирует наш мозг, наши привычки, способы реагирования, паттерны поведения. Если кто-то постоянно унижает взрослого, тот может понять, что это мнение лишь одного человека, и можно постараться прекратить конфликт, для этого у взрослого есть различные инструменты, если же это невозможно, можно прекратить общение или на вербальном уровне, или, что лучше всего, на физическом. Ребёнок, которого регулярно подвергает унижениям значимый взрослый — родитель, опекун, воспитатель, учитель верит, что это слова истины, что поведение взрослого верное, так как другого опыта у него нет, и в будущем ему будет крайне сложно осознать, что именно происходило в его детстве, осознать, что это было неправильным, и избавиться от негативных установок.

Детская травма довольно распространённое явление, огромное количество взрослых людей испытывали на себе ту или иную форму жестокого обращения или тяжёлую ситуацию в детстве.

Если вы пережили детскую травму — есть надежда. Помогите своему внутреннему «ребёнку» осознать, что с ним обращались жестоко, понять, что его вины в этом нет, избавиться от негативных установок, и пересмотреть всё случившееся как опыт, а не как травму. Если вам сложно сделать это самостоятельно, обратитесь за помощью к опытному специалисту.

Личность и среда

Многие предпочли бы отрицать, что социальное положение и достаток семьи — ещё один фактор, который влияет на дальнейшее развитие, однако это, действительно, так.

Пять поколений испытуемых показали один и тот же результат: рождённые в бедных семьях хуже учились, имели низкие коммуникативные и эмоциональные компетенции, реже получали престижную работу. В жизни им приходилось бороться практически за всё. 

Ко всему прочему, во взрослом возрасте они были склонны к ожирению, чаще страдали от проблем с давлением, в пожилом — были подвержены нарушениям памяти и мышления.

Опросы показали, что ситуация улучшается, если родитель вовлечён и заинтересован в воспитании, однако зависимость успеха от социального положения всё же оставалась заметной, даже если малообеспеченные мать и отец прикладывали усилия для развития чада.

Британские социологи не дают конкретных ответов на логичный вопрос «почему?». Узнать о причинах всё-таки лучше у психологов — социология лишь констатирует факты.

Школьницы Питерборо, 1970-е.

Семидесятилетнее исследование было приостановлено в 2004 году — потому, что перестало набирать достаточное количество респондентов. То ли в обществе стали куда меньше доверять соцопросам, то ли решили: не прогрессивное это дело, вписываться в сухую статистику и винить во всех бедах родителей.

Так или иначе, опыт поколений — невероятно полезная штука. Он помогает сделать соответствующие выводы, а потом принять ответственность за свою жизнь и подумать: что я могу сделать здесь и сейчас, чтобы моё воспитание, социальные условия в детстве или любой другой фактор, который я не выбирал, перестали дурно влиять на мою взрослую, осознанную жизнь?опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий